Выступление Председателя Налогового комитета МФ РК А. Джумадильдаева

 

Информационно- справочный материал

Главой государства в «Стратегии «Казахстан — 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» поставлена задача либерализации налогового администрирования. Поскольку это наиболее социально выраженная сфера, в которой государство взаимодействует с населением и бизнесом, то недоработки в налоговом администрировании могут привести к снижению налоговых поступлений и других обязательных платежей в бюджет. А это, вкупе с вероятностью налоговых правонарушений негативно скажется на экономике нашей страны. 

Следует отметить, что в современной технологии налогового администрирования выделяются следующие принципы:

  • самостоятельное декларирование налогоплательщиком налогооблагаемой базы и начисленной суммы налога;
  • доброжелательная среда взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
  • непрерывный, надежный и эффективный контроль за правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками.

Поступления в бюджет и недоимка

Новые подходы в работе отражены в утвержденной в прошлом году Стратегии развития органов налоговой службы. По итогам 2013 года мы уже можем говорить об определенных достижениях.

1.План по доходам в компетенции Налогового комитета в целом по государственному бюджету в размере 3 384,1 млрд.тенге исполнен на 102,3% или сверх плана обеспечено поступление в 76,9млрд. тенге.

2.Увеличена доля поступлений от предприятий несырьевого сектора в республиканский бюджет. В общем объеме зачислений за 2013 год  на долю поступлений от предприятий несырьевого сектора приходится 75,8% (в сравнении с 2012 годом доля увеличена на 2,3 процентных пункта), на долю поступлений от сырьевого сектора – 24,2%.

3.Недоимка по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по состоянию на 01.01.2014 года составила 64 млрд. тенге. По сравнению с 01.01.2013 года достигнуто снижение недоимки на 17,2 млрд. тенге или на  21,2%.

Электронные услуги

В 2013 году республиканским Налоговым комитетом МФ разработаны и внедрены регламенты по услугам; автоматизировано 23 услуги(72%), из 32-х; 16 услуг стало доступно через портал «электронного правительства»; через ЦОНы вывели одну из наиболее востребованных услуг – получение справки об отсутствии (наличии) задолженности.

Справочно : По онлайн-регистрации в качестве ИП  зарегистрировано более 2 тыс. начинающих предпринимателей; выдано в электронном виде порядке  440 тыс. патентов в прошлом году. Всего за год оказано услуг около 16 млн. в том числе, в электронном виде — 12 млн. (74%). Работа над  расширением  электронных  услуг в количественном и качественном выражении будет продолжена.

Профилактика налоговых правонарушений

С 1 января 2013 года введена норма, при которой  лица, впервые совершившие правонарушение, вместо штрафа получают «предупреждение». Так, по итогам 2013 года от всех административных дел в 95 % вынесено предупреждение. Это является действенным механизмом реальной профилактики, а не борьбы с правонарушениями.  

О положительной динамике работы налоговых органов свдетельствуют результаты независимого социологического опроса. Уровень удовлетворенности качеством налоговых услуг для бизнеса составил – 87%, а населения – 86%.

Несостоятельные должники; банкротство

В 2013 году согласно  постановлению Правительства Республики Казахстан от 12 сентября  2013 года № 947 «О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан»  Комитет по работе с несостоятельными должниками был присоединен к Налоговому комитету.Функции  контроля за проведением процедуры банкротства, включая  по выявлению преднамеренного и ложного банкротства, осуществляются с использованием информационных систем налогового администрирования.

 С целью финансового оздоровления процедуры реабилитации применяют 156 организаций,  в период  процедуры погашено долгов на сумму  5,5 млрд.тенге (86% от суммы по плану погашения). Сохранены 11 120 рабочих мест.

В 2013 году ликвидировано 1401 банкротов, погашено 52,4  млрд.тенге (9 %), в том числе по социальным очередям3,3 млрд.тенге (81 % от суммы заявленных требований).

Возврат НДС

Возникает очень много вопросов по возврату НДС. Отмечу, что в настоящее время возврат превышения НДС производится плательщикам НДС в упрощенном порядке в течение 15 рабочих дней  и в общеустановленном порядке в течение 60 рабочих и 180 календарных дней.

Возврат в упрощенном порядке производится налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, без проведения налоговой проверки в размере не более 70% от суммы превышения НДС, сложившегося за отчетный налоговый период. При этом 30% возвращается по итогам проведенной налоговой проверки.

Возврат превышения НДС в общеустановленном порядке производится после налоговой проверки. В ходе ее проведения к налогоплательщикам (за исключением налогоплательщиков, состоящих на мониторинге  крупных налогоплательщиков, и исключая производителей товаров) применяется система управления рисками (далее – СУР). В случае отнесения налогоплательщика к категории риска, строится аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам. По итогам применения СУР возврат производится только по тем взаиморасчетам, по которым нарушений не обнаружено.

Камеральный контроль

В 2013 году в рамках автоматизированного камерального контроля налогоплательщикам направлено порядка 42,0 тыс. уведомлений, в результате ими увеличены налоговые обязательства на 23,9 млрд. тенге, 2,2 тыс. налогоплательщиков, не исполнивших требования налоговых органов, сняты с учета по НДС, в органы финансовой полиции переданы материалы по 2,5 тыс. налогоплательщиков с суммой выявленных нарушений на 94,5 млрд. тенге.

Следует отметить, что проведение камерального контроля является ресурсоемким процессом, поэтому принимаются меры по его оптимизации, повышению эффективности. В настоящее время, в рамках Проекта реформирования налогового администрирования, совместно с международным экспертом проводится работа по реинжинирингу бизнес-процессов камерального контроля,совершенствованию программного обеспечения и иным мерам, направленным на повышение эффективности камерального контроля.

Важным элементом проводимой работы является централизация камерального контроля, которая должна повысить качество и эффективность системы, снизить коррупциогенность, минимизировать нарекания со стороны налогоплательщиков. В 2014 году централизациябудет проведена в пилотном режиме на базе одного или двух департаментов. В случае подтверждения эффективности данной меры, положительный опыт будет распространен на остальные регионы.

Кроме того, с 1 января 2014 года в Налоговый кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми выявленные нарушения по результатам камерального контроля будут ранжироваться с применением единой системы управления рисками (СУР).

При помощи единой СУР распределение налогоплательщиков по характеру и размеру нарушения будет производиться на 3 группы:\

 I группа — налогоплательщики, у которых установлены нарушения с высокой степенью риска — направлять им уведомления в соответствии с действующим порядком;

 II группа — налогоплательщики, у которых установлены нарушения со средней степенью риска — направлять не уведомления, а извещения о выявленных нарушениях, которые не требуют реагирования (направляются для сведения налогоплательщиков);

III группа — налогоплательщики, у которых установлены нарушения с незначительной степенью риска, ничего не направляется (информация по таким налогоплательщикам накапливается в базе данных налоговых органов).

В связи с вышесказанным, в настоящее время разрабатываются критерии рисков единой СУР.

Централизованный аудит и доначисления

В рамках реинжиниринга бизнес-процессов реализован пилотный проект централизации аудита в Северо-Казахстанской  и Мангистауской областях. С 1 августа 2013  года данный опыт внедрен во всей республике. Сравнительный анализ показал, что мы достигли положительных результатов. К примеру, сумма доначислений выросла на 45,6 %, став больше на 135,6 млрд. тенге по сравнению с предыдущим годом, при одновременном снижении количества проведенных проверок на 25,4 % или на 4169 налоговых проверок. Так, за 2013 год доначислено налогов в бюджет 432,8 млрд.тенге.

Налоговые органы акцентируют контроль в крупных районах и городах, где состоят на учете налогоплательщики с высокой степени риска уклонения от уплаты налогов. 

Реализация намеченного создаст необходимые и достаточные условия для интеграции Казахстана в мировую систему коммуникаций и стандартов, будет способствовать вхождению Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира . Успех в совершенствовании налогового администрирования будет во многом зависеть от эффективности системы управления и нацеленности на решение стоящих перед ведомством задач.

Главные из них —  выполнение плана сборов налогов и рост поступлений в бюджет. При этом увеличение доходов бюджета нами должно быть обеспечено, несмотря на снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики. Решение многих задач, которые поставлены Президентом страны, позволит сформировать благоприятный бизнес-климат в Казахстане, что в конечном итоге скажется на росте объемов поступлений в бюджет.

Автор: Ravil