Таможенная стоимость ТНП и классификация телевизоров

1. Таможенные споры

2. Юридическое лицо

3. Таможенная стоимость и классификация товаров

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка, по результатам которой выявлено нарушение по классификации товара и занижения таможенной стоимости товаров.

Так, Компанией «Е» при таможенном декларировании товара – «телевизоры» заявлен код ТН ВЭД – 8528 72 400 0.

Вместе с тем таможенным органом в связи с наличием у аппаратуры функции видеозаписи и видео воспроизведения было вынесено решение о классификации товара с присвоением кода ТН ВЭД – 8528 72 200 1.

Компания «Е» не согласна с данным решением и отмечает, что при рассмотрении вопроса по классификации товара, таможенным органом не направлен товар в таможенную лабораторию для проведения исследования и экспертизы.

Кроме того, поставщик товара подтверждает, что поставляемые телевизоры не обладают технологией SMART, соответственно не имеют функцию, записывающую или воспроизводящую звук или изображение. 

В связи с чем, Компания «Е» считает, что позиция таможенного органа является субъективной и не подтверждена результатами экспертизы.

Касательно занижения таможенной стоимости товаров (ткани, мешки, радиаторы отопления, фурнитура для чемоданов) Компания «Е» поясняет, что поставка товара – «ткань в рулонах» (код ТН ВЭД – 5212 14 900 0) осуществлена непосредственно от производителя товара, тогда как в качестве источника ценовой декларации принята ДТ от другого поставщика.

Кроме того, Компания «Е» не согласна с начислением таможенных платежей и налогов по декларациям на товары (далее – ДТ), где также оформлена ткань в рулонах (код ТН ВЭД – 5212 25 100 0, 5408 33 000 0), мешки, радиаторы и фурнитура для чемоданов, так как в акте проверки отсутствует информация в отношении ДТ, принятых в качестве ИТС:

– в части примененного при очистке товара метода определения таможенной стоимости, была ли проведена по ней корректировка таможенной стоимости или нет;

–  не проанализирован коммерческий уровень, нет пояснения, какой объем товара был импортирован и на каком коммерческом уровне;

–  отсутствует наименование товара и его объем;

–  отсутствует информация по стране происхождения и стране отправления товара.

В связи с изложенным, Компания «Е» просит отменить уведомление, вынесенное по результатам таможенной проверки.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

  1. По классификации товаров.

Согласно статье 40 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.

Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:

1) функция, которую товар выполняет;

2) материал, из которого сделан товар.

При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее – Правила) и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров, которое является обязательным для исполнения.

В рассматриваемом случае Компанией «Е» осуществлен ввоз из КНР товара – «телевизоры, диагональ 32, 42, 43, 55 65 и 75 см. с  помещением под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» и заявлением кода ТН ВЭД – 8528 72 400 0, как «Аппаратура приемная для телевизионной связи: включающая или не включающая в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающую или воспроизводящую звук или изображение: прочая, цветного изображения с экраном, выполненным по технологии жидкокристаллических дисплеев» (ввозная таможенная пошлина – 8%).

Впоследствии по результатам таможенного контроля после выпуска товаров таможенным органом вынесены решения о классификации данных товаров с отнесением их к коду ТН ВЭД – 8528 72 200 1, как ««Аппаратура приемная для телевизионной связи: включающая или не включающая в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающую или воспроизводящую звук или изображение: прочая, цветного изображения: аппаратура, включающая в свой состав видеозаписывающую или видеовоспроизводящую аппаратуру: с жидкокристаллическим или плазменным экраном» (ввозная таможенная пошлина – 10%, но не менее 25,5 евро за 1 шт.)

Согласно техническому описанию, представленному Компанией «Е» у телевизоров присутствует возможность подключения видеокамеры, фотоаппарата, игровой приставки, компьютера, внешнего USB накопителя (флешка), наушников, то есть телевизоры способны к видео воспроизведению и считыванию информации.

Исходя из того, что в телевизорах установлены USB порты, предназначенные для подключения флеш-карты и внешних жестких дисков (HDD), соответственно такие телевизоры поддерживают функцию воспроизведения видео, фото и музыки с USB накопителя.

В соответствии с рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013г. №4 «О Пояснениях к единой Товарной номеклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» в товарную позицию 8528 ТН ВЭД ЕАЭС включаются:

(1) Мониторы и проекторы, не включающие в свой состав телевизионную приемную аппаратуру.

(2) Телевизионная приемная аппаратура, совмещенная или не совмещенная с радиовещательным приемником или аппаратурой, записывающей или воспроизводящей звукили изображение, для отображения сигналов (телевизионные приемники).

(3) Аппаратура для приема телевизионных сигналов, не имеющая  возможности воспроизведения (например, приемники спутникового телевизионного вещания).

В мониторах, проекторах и телевизионных приемниках используются различные технические устройства, такие как ЭЛТ (электронно-лучевая трубка), ЖКД (жидкокристаллический дисплей), DMD (цифровые микрозеркальные устройства), OLED (органические светоизлучающие диоды) и плазма, для воспроизведения изображений.

В соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС классификация осуществляется исходя из наименования субпозиции, соответственно телевизоры  подлежат классификации в товарной субпозиции 8528 72 2001ТН ВЭД ЕАЭС, как «включающая в свой состав видеозаписывающую или видеовоспроизводящую аппаратуру».

Таким образом, начисление ввозной таможенной пошлины и НДС по результатам проверки в связи с неверной классификацией является правомерным.

  • По таможенной стоимости товаров.

Статьей 396 Кодекса установлено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.

В рассматриваемом случае Компанией «Е» в период 2018-2019гг. из КНР ввезены товары в ассортименте (ткани, мешки, радиаторы отопления, фурнитура для чемоданов).

2.1. По товару «ткани в рулонах».

Так, Компанией «Е» на основании заключенных контрактов осуществлен ввоз товара – «ткань в рулонах». Согласно условиям данных контрактов наименование, ассортимент, количество, цена единицы товара, условия оплаты и сроки поставки согласовываются предварительно сторонами и определяются в декларации на товары.

Пунктами 3.1 вышеуказанных контрактов определено, что товар поставляется на условиях DAP и CIP в пунктах таможенных пропусков Республики Казахстан. 

Также условиями вышеуказанных контрактов определено, что поставщики заключают по указанию Компании «Е» договоры с фирмами-поставщиками на поставку товаров, которые указываются в инвойсах и упаковочных листах.

Декларирование товаров Компанией «Е» производилось по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления», таможенная стоимость ввезенных товаров определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, где ИТС по товару – «ткани в рулонах» (код ТН ВЭД — 5212 14 900 0, 5212 25 100 0, 5408 33 000 0) составил 0,70 долларов США/кг.

При проведении проверочных мероприятий на предмет достоверности заявленных сведений таможенным органом установлено отклонение заявленной таможенной стоимости товаров в сравнении с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях.

В целях проверки заявленных сведений по вышеуказанным товарам таможенным органов в адрес Компании «Е» направлены два требования по предоставлению документов и сведений для проведения таможенной проверки, в том числе внешнеэкономические контракты, ДТ с сопроводительными документами, банковские документы, бухгалтерские документы, связанные с ввозимыми товарами, прайс-листы производителей и поставщиков товаров,

В рамках данных требований Компанией «Е» предоставлены копии  документов: учредительные документы, справка с банка о наличии расчетных счетов, приказы и договоры о приеме на работу, сведения о наличии имущества, договоры с таможенным представителем, список дебиторов, ДТ, контракты, техническое описание.

При этом Компанией «Е» в рамках вышеуказанных требований не в полном объеме представлены запрашиваемые документы, о чем таможенный орган указывает в одном из своих требований.

Также в соответствии со статьей 65 Кодекса таможенным органом было направлено извещение Компании «Е» о возможном проведении консультации в ходе таможенной проверки и представления в рамках данной консультации имеющихся у декларанта документально подтвержденных сведений о стоимости сделок с идентичными оцениваемым или однородными с оцениваемыми товарами, в том числе письменных пояснений в порядке и сроки, определенные Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23.02.2018г. №264 «Об утверждении Правил и сроков проведения консультаций».

При этом проверяемое лицо было извещено, что в случае не представления запрошенных сведений в срок проведения таможенной проверки, таможенный орган принимает решение в отношении таможенной стоимости товаров на основе имеющихся в его распоряжении сведений. При этом консультация считается завершенной.

В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018г. №42 (далее – Решение №42), выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой однородных товаров является признаком недостоверного определения таможенной стоимости товаров.

Решением №42 установлено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, указанные в пункте 8 данного решения.

Вместе с тем в рамках требований таможенного органа Компанией «Е» не были представлены документы, подтверждающие заявленную таможенную  стоимость товаров – прайс-листы, бухгалтерские документы, платежные документы, подтверждающие оплату за товар, также Компанией «Е» не представлены сведения о стоимости сделок либо пояснения по ним на извещение таможенного органа. Указанные документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость также не были представлены к материалам жалобы.

Принимая во внимание, отсутствие документально подтвержденной информации метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применим.

В описательной части акта проверки проверяющим лицом даны разъяснения о последовательном применении методов определения таможенной стоимости товаров.

Статьей 69 Кодекса определено, что в случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 66 и 68 Кодекса, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и ввезенными на таможенную территорию Евразийского экономического союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за девяносто календарных дней до ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза оцениваемых товаров.

По результатам таможенной проверки метод сделки с ввозимыми товарами по товару – «ткань в рулонах», заявленный в 38 ДТ изменен на метод по стоимости сделки с однородными товарами с увеличением таможенной стоимости товаров, где ИТС составил:

– «ткани в рулонах» (код ТН ВЭД 5212 14 900 0) – 1,27 долларов США/кг;

– «ткани в рулонах» (код ТН ВЭД 5212 25 100 0) – 1,09 долларов США/кг;

– «ткани в рулонах» (код ТН ВЭД 5408 33 000 0) – 1,00 долларов США/кг.

Вместе с тем по результатам проведенного анализа, установлено, что в первом квартале 2019 года Компанией «Е» осуществлен ввоз товара – «ткань в рулонах», производитель Компания «Х» (код ТН ВЭД — 5212 25 100 0 и 5408 33 000 0), который заявлен по ИТС в диапазоне 0,70 – 1,50 долларов США/кг.

При этом по одной из ДТ Компанией «Е» импортирован товар – «ткань в рулонах» (код ТН ВЭД — 5408 33 000 0), гдепоставщиком и производителем товара является Компания «A», но в графе 44 ДТ указан контракт заключенный с Компанией «X».

Кроме того, Компанией «Е» подана ДТ  в которой заявлен товар – «ткань в рулонах» (код ТН ВЭД — 5212 14 900 0), ИТС по которому составляет 0,70 долларов США/кг. При этом в качестве ИТС применена ДТ, оформленная Компанией «Е» в тот же день, но в другом территориальном таможенном органе, где ИТС составляет – 1,27 долларов США/кг. При этом производителем товара в обоих случаях является Компания «A»

Вместе с тем в жалобе Компании «Е» и прилагаемых документах к жалобе отсутствует обоснование по формированию разной стоимости товаров по одному контракту и от одного поставщика (либо по поручению поставщика).

На основании вышеизложенного и принимая во внимание не полное представление Компанией «Е»  документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров, в том числе банковских и бухгалтерских документов, начисление таможенным органом ввозной таможенной пошлины и НДС по товару – ткань в рулонах правомерно.

2.2. По товару – «мешки из полиэтилена».

Компанией «Е»  осуществлен ввоз товара – «мешки из полиэтилена». По условиям данного контракта наименование, ассортимент, количество, цена единицы товара, условия оплаты и сроки поставки согласовываются предварительно сторонами и определяются в декларации на товары.

При таможенном декларировании вышеуказанного товара Компанией «Е» таможенная стоимость товара была заявлена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, где ИТС составил – 0,90 долларов США/кг.

В целях проверки достоверности заявленных сведений по вышеуказанному товару таможенным органом в адрес Компании «Е» направлены требования по предоставлению документов и сведений для проведения таможенной проверки.

В рамках данного требования Компанией «Е» не в полном объеме представлены запрашиваемые документы, в частности не представлены – прайс-листы, бухгалтерские документы, платежные документы, подтверждающие оплату за товар, при этом Компанией «Е»  не представлены сведения о стоимости сделок либо пояснения по ним на извещение таможенного органа. Указанные документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость также не были представлены к материалам жалобы.

По результатам таможенной контроля таможенным органом таможенная стоимость определена по резервному методу, где в качестве источника информации использованы сведения из ДТ, где ИТС составил 1,2 долларов США/кг.

Вместе с тем согласно базе данных за 2018 год аналогичный товар из КНР Компания «Е» заявляет по ИТС из расчета 1,15, 1,20 и 1,25 долларов США.

При этом в жалобе Компании «Е» и прилагаемых документах к жалобе отсутствует обоснование по формированию разной стоимости товаров по одному контракту от одного поставщика.

Согласно статье 65 Кодекса таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Принимая во внимание, что Компанией «Е» по одному контракту от одного поставщика заявляется разная стоимость товаров, а также не полное представление Компанией «Е» документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров, в том числе банковских и бухгалтерских документов, начисление таможенным органом ввозной таможенной пошлины и  НДС по товару – мешки из полиэтилена является правомерным.

  • По товарам – радиаторы для отопления» и «фурнитура для чемоданов».

Компанией «Е» на основании контрактов с поставщиками осуществлен ввоз из КНР товаров – «радиаторы для отопления» (код ТН ВЭД 7322 11 000 0) и «фурнитура для чемоданов» (код ТН ВЭД 8302 490 000 9).

При таможенном декларировании вышеуказанных товаров Компанией «Е» таможенная стоимость заявлена по стоимости сделки с ввозимыми товарами из расчета 1,20 долларов США/кг.

По результатам таможенной проверки  таможенным органом метод сделки с ввозимыми товарами изменен на резервный метод с увеличением таможенной стоимости товаров, где ИТС составил:

– «радиаторы для отопления» (код ТН ВЭД 7322 11 000 0) – 2,35 долларов США/кг;

– «фурнитура для чемоданов» (код ТН ВЭД 8302 490 000 9) – 2,02 долларов США/кг.

При этом изменение таможенным органом метода таможенной стоимости по товару – «радиаторы центрального отопления» считаем необоснованным, так как в акте таможенной проверке отсутствует информация по характеристике товара, принятого в качестве источника ценовой информации, в частности  материал изготовления, качество,  условие поставки товара, весовые параметры и т.д.

В связи с чем, невозможно установить, соблюдены ли таможенным органом требования пункта 5 статьи 72 Кодекса о неприменении для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей.

Вместе с тем по товару – «фурнитура для чемоданов в качестве источника ценовой информации применена ДТ, которая не может быть использована в качестве источника ценовой информации, так как ввоз товаров по ней осуществлен после даты оформления ДТ. 

Таким образом, начисление таможенным органом ввозной таможенной пошлины  и НДС по товарам – «радиаторы центрального отопления» и «фурнитура для чемоданов» является неправомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении товаров – «радиаторы центрального отопления» и «фурнитура для чемоданов» признаны неправомерными.

Автор: Департамент апелляций МФ РК