Таможенные споры
Юридическое лицо
Таможенная стоимость товаров
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу достоверности заявления таможенной стоимости товара – «орехи и фрукты, сушенные в ассортименте», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 3 550,5 тыс. тенге.
Компания «В» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
В ходе таможенной проверки таможенный орган пришел к выводу об отсутствии документального подтверждения исполнения обязательств по контракту, опираясь на расширенное и самовольное толкование норм права.
Согласно пункту 8 Решения ЕАЭС от 27.03.2018г. №42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее – Решение №42) при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены (истребованы) документы и (или) сведения, включая письменные пояснения, указанные в данном пункте.
Данная формулировка конкретно прописывает о возможностях и правах запросить сведения и документы, но не долженствование и автоматическое следствие признания недостоверности заявленной стоимости при отсутствии предоставления запрошенного перечня.
Таможенный орган ссылаясь на пункты 3 и 4 Решения №42, приводит расширенное толкование данных пунктов, вменяя в обязанность проверяемого лица предоставить таможенному органу спецификацию со ссылкой на поставляемый товар по номенклатуре, ассортименту, артикулу, весу, количеству, условиям поставки и прочее.
При этом таможенным органом не приняты во внимание документы, предоставленные при таможенной проверке и подтверждающие стоимость ввозимых товаров, а указывается на отсутствие каких-то документов.
Также в акте таможенной проверки указано, что были направлены запросы в КНР, Иран и Таджикистан. При это ответ поступил только с Таджикистана, информация с КНР и Ирана отсутствует.
Компания «В» отмечает, что декларант не имеет законодательной возможности воздействовать на уполномоченные органы других государств для предоставления информации по запросу проверяющего органа.
Пунктом 25 Решения Коллегии ЕАЭС от 20.12.2012г. №283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» (далее – Решение №283) установлено, что в случае, если декларант (таможенный представитель) докажет, что стоимость сделки близка к одной из проверочных величин, то стоимость сделки признается приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров и таможенная стоимость товаров определяется по методу 1.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 данной статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или применяют к учету формы, представленные физическими лицами – нерезидентами или юридическими лицами – нерезидентами, не зарегистрированными на территории Республики Казахстан, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты, указанные в данном пункте.
Данное положение позволяет принимать к учету инвойсы от нерезидентов с указанием реквизитов, указанных в пункте 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
В соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС коммерческие документы – это документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).
Таким образом, имеющиеся документы подтверждают наличие сделки и ее цены, что является достаточным для определения таможенной стоимости по сделке с товаром.
В этой связи Компания «В» считает, что применение таможенным органом в отношении товаров, заявленных по 24 декларациям на товары (далее – ДТ) метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) и резервного метода (метод 6) является неправомерным поскольку имеются достоверные сведения о сделке и ее стоимости.
На основании изложенного, Компания «В» просит отменить уведомление о результатах проверки.
Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В рассматриваемом случае Компанией «В» в рамках заключенных контрактов из Ирана и Китая в 2020-2022гг. импортированы товары – «орехи и фрукты, сушенные в ассортименте».
Декларирование товаров производилось по 24 ДТ по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления». Таможенная стоимость товаров определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
В дальнейшем таможенным органом назначена таможенная проверка, в рамках которой в адрес Компании «В» направлены 2 требования по представлению документов и сведений, в том числе договоров, инвойсов, документов, подтверждающих оплату за товар, бухгалтерских документов, актов-сверок, прайс-листов и т.д.
В рамках данных требований, Компанией «В» запрашиваемые документы представлены не в полном объеме. В частности, не представлены платежные документы, экспортные ДТ, а инвойсы, железнодорожные накладные предоставлены частично, оборотно-сальдовая ведомость общая (без расшифровки), акты сверок взаимных расчетов по 2 договорам (подписаны Компанией в одностороннем порядке), выписки по счетам №№1200, 1300, 3300, 6000 (без подписи).
Также в ходе таможенной проверки таможенным органом направлены запросы в банки второго уровня.
Кроме того, таможенным органом направлено письмо Компании «В» о возможном проведении консультации и предоставлении имеющихся у декларанта сведений о стоимости сделок с идентичными или однородными товарами, в том числе письменных пояснений в рамках Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 23.02.2018г. №264 «Об утверждении Правил и сроков проведения консультаций».
Письмом Компания «В» сообщила, что документально подтвержденные сведения о стоимости сделок с идентичными оцениваемыми или однородными с оцениваемыми товарами не могут быть представлены, так как все имеющиеся документы были ранее направлены для проверки в таможенный орган.
В связи с чем, по результатам таможенной проверки таможенным органом в отношении оцениваемых товаров применен метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
Рассмотрев документы, представленные таможенным органом и Компанией «В», установлено следующее.
Компанией «В» не в полном объеме представлены запрашиваемые документы, в частности не представлены платежные документы, а инвойсы предоставлены частично, при этом в отдельных инвойсах, которые приложены к ДТ отсутствуют ссылки на контракт, тогда как в графе 44 ДТ указаны номера контрактов, которые не относятся к импортируемым товарам. Один и тот же товар, импортируемый в рамках одного контракта, заявляется по разной стоимости.
Например, согласно контракту от 15.04.2019г., заключенному с компанией «I», основанием для расчета являются товарно-транспортные накладные и выставленный Поставщиком счет.
Сумма контракта 49 000 долларов США.
При этом в контракте приведены наименования товаров и цены в USD/кг на условиях СРТ – Республика Казахстан.
Дополнительным соглашением к контракту сумма контракта увеличена до 1 000 000 долларов США.
Исходя из информации, предоставленной банком второго уровня, за период 2019-2022гг. Компанией «В» осуществлена только одна операция в адрес компании «J» на сумму 59 970 долларов США по другому контракту (счет один, компании разные).
По данным акта сверки взаимных расчетов за период с 2019-2022гг. между Компанией «В» и компанией «J» (подписан только Компанией «В») оборот (дебет) составил 158 000 долларов США, кредит 162 918,98 долларов США.
Задолженность на 31.12.2022г. в пользу компании «J» составляет 25 618,98 долларов США. Последняя операция по поступлению ТМЗ и услуг — 09.04.2021г., тогда как была осуществлена поставка от компании «J» и предоставлен инвойс от 06.05.2021г., который отсутствует в акте сверки взаимных расчетов.
При этом согласно данным из ИС «АСТАНА-1» за период с 2019-2021гг. в рамках контракта с компанией «J» поступило товаров на сумму 352 743 долларов США.
По результатам таможенной проверки в качестве источника ценовой информации в отношении товаров таможенным органом принята ДТ из расчета 1,0 долларов США/кг, ранее оформленная Компанией «В» в рамках контракта 15.04.2019г. от того же поставщика.
Также от данного поставщика «J» Компанией «В» импортированы товары, в том числе «ядра арахиса жареные и соленые» (код ТН ВЭД 2008 19 190 0) из расчета 0,35 долларов США/кг.
При этом данный товар, ввезенный в рамках вышеуказанного контракта, от того же поставщика, по другой ДТ, Компанией «В» заявлен из расчета 0,50 долларов США/кг.
Согласно статье 65 Кодекса таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии со статьей 66 Кодекса таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и дополненная в соответствии со статьей 67 Кодекса.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
Статьями 66, 68-72 Кодекса определен порядок применения методов определения таможенной стоимости товаров.
В случае невозможности определения таможенной стоимости по стоимости сделки последовательно применяется каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем использования предыдущего метода.
В соответствии с Решением №42 при проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально степени сопоставимая с имеющимися сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов.
В качестве источников ценовой информации таможенным органом из 24 ДТ по которым произведены начисления таможенных платежей и налогов по 21 ДТ использованы данные по ДТ, ранее оформленные Компанией «В».
В связи с тем, что Компанией «В» в ходе таможенной проверки не в полном объеме представлены документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, и принимая во внимание нормы статьи 66 Кодекса, согласно которой таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары, начисление таможенным органом таможенной пошлин и НДС является правомерным.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.