Предварительный акт налоговой проверки

С 1 июля 2017 года в Налоговом кодексе законодательно закреплено право налогоплательщика подачи письменного возражения на предварительные результаты налоговой проверки.

            ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АКТ этопроект акта налоговой проверки, содержащий предварительные выводы о результатах налоговой проверки, составленный должностным лицом налогового органа в соответствии с налоговым законодательством РК.

            Предварительный акт налоговой проверки вручается налогоплательщику до составления акта налоговой проверки.

            ЦЕЛЬ ОФОРМЛЕНИЯ И ВРУЧЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО АКТА:

            1) заключается в ознакомлении проверяемого лица с предварительными выводами проверки;

            2) предоставление проверяемому лицу процедурной возможности выразить свое мнение относительно выводов проверки на этапе проверки путем предоставления возражения по выводам предварительного акта;

            3) предоставление налоговому органу процедурной возможности для корректировки своих предварительных выводов с учетом доводов возражения проверяемого лица. 

            КАТЕГОРИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АКТ 

     Нормы по предварительному акту применяются:

     1) к налогоплательщикам, подлежащим налоговому мониторингу;

     2) к налогоплательщикам, заключившим инвестиционные контракты;

     3) к налогоплательщикам, у которых по предварительным актам, сумма к доначислению превышает 20 000 МРП (в 2021г. 58 340 000 тенге).

     Для сведения:

     1. К налогоплательщикам, подлежащим налоговому мониторингу относятся:

     (1) налогоплательщики, включенные в Перечень, утвержденный приказом МФ РК от 28.12.2020 г. №1241;

     (2) или налогоплательщики, заключившие соглашение о горизонтальном мониторинге.

     2. К налогоплательщикам, заключившим инвестиционные контракты, относятся юридические лица РК, заключившие инвестиционные контракты в соответствии со статьей 285 Предпринимательского кодекса РК.

     См: Приказ МФ РК от 12.01.2018г. № 20  

     ПОРЯДОК И СРОК ВРУЧЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО АКТА

     Предварительный акт вручается налогоплательщику (налоговому агенту):

     1) лично под роспись не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до окончания срока проведения налоговой проверки;

     2) одновременно вручается извещение о приостановлении налоговой проверки;

     3) при невозможности вручения предварительного акта в связи с отсутствием его по месту нахождения проводится налоговое обследование с привлечением понятых.

     ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ВОЗРАЖЕНИЯ К ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ АКТУ

     Письменное возражение к предварительному акту представляется:

     (1) в орган государственных доходов, осуществляющий налоговую проверку, в явочном порядке;

     (2) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня вручения предварительного акта;

     Письменное возражение содержит:

     1) наименование органа государственных доходов, осуществляющего налоговую проверку;

     2) ФИО / наименование налогоплательщика (налогового агента) и (или) законного либо уполномоченного представителя, подающего письменное возражение, его место жительства (место нахождения);

     3) ИИН/БИН;

     4) дата подписания письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом);

     5) обстоятельства, на которых лицо, подающее письменное возражение, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

     6) перечень прилагаемых документов.

     Налогоплательщик (налоговый агент) вправе отозвать ранее поданное письменное возражение.

     РАССМОТРЕНИЕ ПИСЬМЕННОГО ВОЗРАЖЕНИЯ

     Письменное возражение рассматривается:

     (1) в пределах указанных в нем вопросов;

     (2) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения, за исключением случаев:

     1) направления запроса о предоставлении в письменной форме дополнительной информации либо пояснения по вопросам, изложенным в письменном возражении;

     2) несогласия органа государственных доходов, осуществляющего налоговую проверку, с возражениями налогоплательщика (налогового агента).

     В данном случае орган государственных доходов, осуществляющий налоговую проверку, в течение срока рассмотрения возражения направляет в КГД запрос с приложением:

     письменного возражения к предварительному акту;

     позиции органа государственных доходов, осуществляющего налоговую проверку;

     других документов, связанных с исчислением налоговых обязательств.

     КГД рассматривает запрос:

     (1) в пределах обстоятельств, на которых лицо, подавшее возражения, основывает свои требования и доказательства;

     (2) в пределах доказательств и обоснований, указанных в позиции органа государственных доходов, осуществляющего налоговую проверку.

     Ответ КГД на запрос  представляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента его получения, за подписью должностного лица.

     Важно!  В указанных случаях срок рассмотрения письменного возражения продлевается, но не более чем на 30 (тридцать) календарных дней.

     О продлении сроков рассмотрения письменного возражения сообщается налогоплательщику (налоговому агенту) в течение 2 (двух) рабочих дней со дня направления запроса.

     ИТОГИ РАССМОТРЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ВОЗРАЖЕНИЯ

     Орган государственных доходов, осуществляющий налоговую проверку:

     1) составляет акт налоговой проверки с учетом принятого решения по письменному возражению, в т.ч. ответа КГД;

     2) налоговая проверка, завершается в порядке, установленном главой 18 Налогового кодекса.

     Важно! Налоговая проверка подлежит завершению в случаях:

     1) непредставления письменного возражения;

     2) отзыва письменного возражения;

     3) отсутствия налогоплательщика по месту нахождения по результатам налогового обследования.

     При этом до завершения налоговой проверки, в случаях указанных в подпунктах 1) и 2) налогоплательщику (налоговому агенту) вручается извещение о возобновлении налоговой проверки.

     ОРГАНИЧЕНИЯ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ АКТУ

     Нормы по предварительному акту:

     (1) распространяются на налоговые проверки, приводящие к доначислению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательств по исчислению, удержанию, перечислению ОПВ (ОПВР, ОППВ), исчислению и уплате социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на ОСМС и пеней, уменьшению убытков;

     (2) не распространяется на:

     1) тематические проверки по вопросу подтверждения достоверности сумм превышения НДС, в т.ч. предъявленных к возврату и проводимых в отношении налогоплательщика на основании:

     требования налогоплательщика в декларации по НДС по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату;

     налогового заявления налогоплательщика для подтверждения достоверности превышения НДС, представляемому в связи с применением им особенности возврата превышения НДС (пункты 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса);

     2) проверок на основании налогового заявления нерезидента на возврат подоходного налога из бюджета в связи с применением положений международного договора об избежании двойного налогообложения, а также в связи с обращением нерезидента о повторном рассмотрении такого налогового заявления.

Автор: Осипова Эльмира, Эксперт Общественного объединения «Палата налоговых консультантов»

Автор: Эльмира Осипова