Предприниматели Казахстана поставили «неуд» мерам господдержки

Более 80% компаний ожидают снижение выручки по сравнению с 2019 годом

Предприниматели Казахстана оценивают качество мер господдержки бизнеса как ниже среднего. Такой вывод был сделан в исследовании консалтинговой компании KPMG, сообщает LS.

Опрос проведен среди 60 представителей бизнеса, банков, госинститутов развития и бизнес-ассоциаций. В исследовании поясняется, что бизнес уже привык работать в условиях пандемии.

«С учетом постепенного снятия ограничений в Казахстане условия для ведения бизнеса облегчились. При этом первичный шок прошел, компании максимально цифровизируют процессы. 81% компаний-респондентов прогнозируют снижение выручки в 2020 году в сравнении с 2019 годом. При этом у 51% из них снижение выручки ожидается от 1% до 20%. У 35% – от 21 до 50%. И 14% готовятся к падению ниже 50% в сравнении с прошлым годом. 72% участников ожидают рост затрат в сравнении с 2019 годом», – добавили в KPMG.

Участников опроса также попросили оценить качество господдержки. В итоге оно набрало 4,7 балла из 10. В исследовании сообщается, что только три субъекта крупного бизнеса получили господдержку. Из них двух компаниям дали отсрочку по уплате налогов, что, по мнению рынка, не является эффективной мерой поддержки, а еще одной – снижение ставки налоговых платежей.

«Среди трех критериев «достаточность» получила самый низкий балл. В качестве барьеров респонденты отмечали слабое покрытие по индустриям и видам деятельности и различные системные барьеры. 42% представителей бизнеса отметили создание «единого окна», налаживание коммуникации и консолидацию госпрограмм как способ улучшения качества господдержки», – отметили в KPMG.

При этом средняя оценка качества различается в зависимости от типа респондента, добавили в компании. Банки оценивают на 8,2 балла, банки развития и фонды – на 7 баллов, бизнес – на 4,3 балла, ассоциации – на 2 балла.

«Банки высоко оценивают качество внедрения госпрограмм. В качестве основных барьеров фининституты преимущественно отмечают малое количество хороших заемщиков на рынке и низкое качество финансовой информации. Банки получают основные выгоды от участия в госпрограммах льготного кредитования, что характеризуется увеличением клиентской базы, процентных и непроцентных доходов и снижением кредитного риска», – добавили в KPMG.

Однако в исследовании отмечается, что бизнес преимущественно негативно отзывался о работе с БВУ.

«Среди недостатков предприниматели отмечали ограниченный объем финансирования, высокие требования к залоговой базе и общее отсутствие желания кредитовать определенные компании», – пояснили в KPMG.

Среди представителей институтов развития мнения среди участников разделились, указывается в исследовании.

«Часть респондентов высоко оценила качество имеющихся механизмов поддержки, другая часть отнеслась более критично, с акцентом на дальнейший потенциал для улучшения. В целом представители данной категории смотрят на механизмы поддержки более комплексно, чем представители банков и бизнеса. Был отмечен ряд системных барьеров, препятствующих эффективному внедрению госпрограмм. Участники используют различные количественные и качественные показатели для оценки эффективности госпрограмм», – поделились в KPMG.

Что касается бизнеса, то данный сегмент низко оценивает достаточность мер господдержки. Это связано с лимитированием по видам деятельности, размеру субъекта предпринимательства, ограниченным объемом финансирования и коротким сроком получения льгот.

«Данные аспекты эффективности мер господдержки оценивались бизнесом как в отношении ранее существовавших, так и новых мер, введенных в связи с COVID-19. Без пандемии, вероятно, средняя оценка респондентов была бы выше. Представители бизнеса отмечали как административные, так и сложные бюрократические барьеры», – говорится в исследовании.

Представители бизнес-ассоциации в свою очередь отмечают ряд проблем в части качества механизмов господдержки.

«В частности, упоминаются проблемы в законодательстве, нежелание банков кредитовать инвестиционные проекты, запоздание принятых мер поддержки в свете борьбы с COVID-19, административные и бюрократические барьеры, непродуманность госпрограмм и отсутствие единого ответственного оператора за их внедрение», – говорится в исследовании.

KPMG также привела и другие результаты опроса:

— более 50% компаний указало в опросе KPMG, что период получения господдержки занял от трех недель и более;

— 34% компаний оценивают актуальность и выполнимость критериев в программах как ниже среднего;

— более 50% компаний оценивают доступность информации на среднем уровне;

— только 11% компаний считают, что мера поддержки «налоговые каникулы» является эффективной для стабилизации финансового положения.

Алиби САРУАР

вчера 2167    

Источник: https://lsm.kz/ocenku-nizhe-srednego-postavili-biznesmeny-na-gospodderzhku-v-kazahstane
© LS
Все права защищены.
При использовании материалов LS в любых целях, кроме личных, гиперссылка на web-site LSM.kz обязательна

Автор: Айжан Ержанова