Обжалование начислений КПН, НДС, социального налога, налога на имущество, НДПИ, поступлений в пенсионный фонд, поступлений социальных отчислений

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «I» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) начисления КПН, НДС, социального налога, налога на имущество, Налог на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора, Поступления в пенсионный фонд, Поступления социальных отчислений.

Компания «I» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение органа государственных доходов.

Министерством финансов Республики Казахстан письмом от 28.08.2022г. на основании пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса назначена тематическая налоговая проверка Компании «I» по вопросу правильности исчисления КПН за 2016-2019гг., социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений за 2016 год.

Во исполнение данного письма Налоговым органом проведена тематическая проверка, по результатам которой составлен акт проверки (далее – акт тематической проверки).

  1. Относительно исключения из вычетов вознаграждений по займу и бонуса коммерческого обнаружения.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьей 111,116,118 Налогового кодекса исключение из расходов вознаграждений по займу и бонуса коммерческого.

При сверке деклараций по КПН и НДС в части приобретения товаров (работ, услуг), Товарищество включило в строку 150.00.020 III Н «Прочие услуги и работы» Декларации по КПН от 26.06.2020г. расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займу в сумме 1 362 638,7 тыс.тенге, подлежащие включению в стоимость ГРР, а также, были отнесены на стоимость ГРР по счету №2611.1 «Разведочные и оценочные активы ГРР».

Также, в декларации КПН в расходах необоснованно отражены бонусы коммерческого обнаружения 423 806,4 тыс.тенге, которые ранее начислены и возмещены АО «Н». Уплаченные итоги не являются приобретением товаров (работ, услуг) и должны отражаться в стоимостном балансе ГРР.

При этом, по строке 150.00.020 IX «Стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признаваемые расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды» декларации по КПН вознаграждения по займу и бонус коммерческого обнаружения не откорректированы Налоговым органом.

С данным выводом налогового органа Компания «I» не согласна, так как, считает, что сумма расходов — капитализируемое вознаграждение в сумме 1 362 638,7 тыс.тенге и бонус коммерческого обнаружения в сумме 423 806,4 тыс.тенге, а также расходы будущих периодов подлежащих отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды не влияет на налоговые обязательства 2017 год.

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно подпунктов 1), 2) статьи 111 «Вычеты по расходам на геологическое изучение и подготовительные работы к добыче природных ресурсов и другие вычеты недропользователя» Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. №99-IV расходы, фактически произведенные недропользователем до момента начала добычи после коммерческого обнаружения, на геологическое изучение, разведку, подготовительные работы к добыче полезных ископаемых, включая расходы по оценке, обустройству, общие административные расходы, суммы выплаченного подписного бонуса, в том числе суммы подписного бонуса, выплаченного в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 315 настоящего Кодекса, и бонуса коммерческого обнаружения, затраты по приобретению и (или) созданию основных средств и нематериальных активов, за исключением активов, указанных в подпунктах 1-1), 2) — 5), 7) — 11), 11-1), 12) и 13) пункта 2 статьи 116 настоящего Кодекса, и иные расходы, подлежащие вычету в соответствии с настоящим Кодексом, образуют отдельную группу амортизируемых активов. При этом к расходам, указанным в настоящем пункте, относятся:

1) затраты по приобретению и (или) созданию основных средств и нематериальных активов, за исключением активов, указанных в подпунктах 1-1), 2) — 5), 7) — 11), 11-1), 12) и 13) пункта 2 статьи 116 настоящего Кодекса. К таким затратам относятся затраты, включающиеся в первоначальную стоимость данных активов в соответствии с пунктом 2 статьи 118 настоящего Кодекса, а также последующие расходы по таким активам, произведенные в соответствии со статьей 122 настоящего Кодекса;

2) другие расходы. При этом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, размер расходов, указанных в настоящем подпункте, относимых в отдельную группу амортизируемых активов, не должен превышать установленные нормы для отнесения таких расходов на вычеты для целей корпоративного подоходного налога.

В рассматриваемом случае, запасы на Участке 2 утверждены Протоколом Государственной комиссии Республики Казахстан (далее-Протокол ГКЗ РК) от 11.12.2007г. и коммерческое извлечение начато 01.01.2007г.

Запасы на Участке 3 утверждены Протоколом ГКЗ РК от 29.03.2017г. Протоколом ГКЗ от 12.01.2018 года признан утратившим силу Протокол ГКЗ РК от 29.03.2017 года в связи с произведенной переоценкой запасов. Коммерческое извлечение начато 01.01.2018г.

Таким образом, в 2017 году коммерческая добыча урана производилась на Участках 1 и 2. На Участке 3 производилась опытная добыча урана.

В бухгалтерском учете за 2017 год все расходы, связанные с разведкой и оценкой запасов Участка №3 капитализированы, включая начисленные вознаграждения по займу, полученному в целях финансирования расходов по разведке и оценке Участка №3, а также расходы по оплате бонуса коммерческого обнаружения дополнительно утвержденных запасов на Участке №3. А именно, начисленные вознаграждения по займу Компании «N» от 22.05.1999г. (дополнительное соглашение от 27.02.2012 года к новой редакции договора от 05.09.2006г.) в целях финансирования работ по разведке, установлению границ и оценке для подтверждения ресурсов и запасов Участка 3 ТОО «I», отнесены на счет 2611.1 «Разведочные и оценочные активы (ГРР)» со счета 7310 «Расходы по вознаграждениям» в сумме 1 362 638,7 тыс.тенге.

Расходы по оплате бонуса коммерческого обнаружения согласно платежного поручения от 08.08.2017 года №3217 отнесены на счет 2611.2 «Бонус коммерческого обнаружения» со счета 3190 «Прочие налоги» в сумме 423 806,4 тыс.тенге.

В связи с началом коммерческой добычи по Участку №3, капитализированные расходы со счета 2611.1 перенесены на счет 2612.2 «Разведочные и оценочные активы горно-подготовительных работ (ГПР) Основные средства» 31.12.2017 года.

Расходы, фактически произведенные недропользователем до момента начала добычи после коммерческого обнаружения согласно статье 111 Налогового кодекса, образуют отдельную группу амортизируемых активов и вычитаются из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений с момента начала добычи после коммерческого обнаружения полезных ископаемых.

При этом сумма амортизационных отчислений исчисляется путем применения нормы амортизации, определяемой по усмотрению недропользователя, но не выше 25 %, к сумме накопленных расходов по группе амортизируемых активов, предусмотренной настоящим пунктом, на конец налогового периода. Расходы, фактически понесенные недропользователем при подготовке эксплуатационных блоков (полигонов) к добыче урана методом подземного скважинного выщелачивания в период после момента начала добычи после коммерческого обнаружения, образуют отдельную группу амортизируемых активов в рамках соответствующего контракта на недропользование и вычитаются из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений с момента начала добычи после коммерческого обнаружения полезных ископаемых. При этом сумма амортизационных отчислений, исчисленная в соответствии с настоящей статьей, относится на вычет в пределах суммы амортизационных отчислений такой группы активов, исчисленных по данным бухгалтерского учета налогоплательщика.

В бухгалтерском учете расходы по Участку 3 отражены на счете 2611.1 «Разведочные и оценочные активы ГРР» по коду подразделения 9908 и на счете 2614 «Прочие разведочные и оценочные активы» (предназначен для учета затрат по Участку 3).

В «Декларации по корпоративному по корпоративному подоходному налогу и по налогу на сверхприбыль» (ф.150.00) (далее-Декларация по КПН) за 2017 год расходы по Участку 3 учтены в строках:

— 150.00.020 III A «приобретено товаров, сырья, материалов» 297 585,1 тыс.тенге, из общей суммы в декларации 8 891 685,3 тыс.тенге;

— 150.00.020 III G «инжиниринговые услуги» 79 999,9 тыс.тенге, из общей суммы в декларации 392 726,3 тыс.тенге;

— 150.00.020 III H «прочие услуги и работы» 2 709 425,4 тыс.тенге, из общей суммы в декларации 8 593 467,5 тыс.тенге;

— 150.00.020 IV «расходы по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам» 839 027,9 тыс.тенге, из общей суммы в декларации 4 082 058,5 тыс.тенге;

— 150.00.020 V «стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признанные расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относимые на вычеты в отчетном налоговом периоде» 9 697,1 тыс.тенге, из общей суммы в декларации 4 503 626,9 тыс.тенге;

— 150.00.024 «социальные отчисления в ГФСС» 18 984,9 тыс.тенге, из общей суммы в декларации 87 674,5 тыс.тенге;

— 150.00.026 «суммы компенсаций при служебных командировках» 42 827,8 тыс.тенге тенге, из общей суммы в декларации 161 758,4 тыс.тенге;

— 150.00.030 «расходы на научно-исследовательские и научно-технические работы» 34 386,2 тыс.тенге, из общей суммы в декларации 111 312,9 тыс.тенге;

— 150.00.033 «расходы недропользователя на обучение казахстанских кадров и развитие социальной сферы регионов» 29 102,2 тыс.тенге, из общей суммы в декларации 127 244,5 тыс.тенге.

Всего в вышеуказанных строках декларации вычеты по Участку 3 составили 4 061 036,5 тыс.тенге, в том числе в строке 150.00.020 III H «прочие услуги и работы» учтены вознаграждения по займу 1 362 638,7 тыс.тенге и бонус коммерческого обнаружения 423 806,4 тыс.тенге. Затем, в строке 150.00.020 IX «стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признаваемые расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды» налогоплательщик указывает расходы по Участку 3 в сумме 4 061 036,5 тыс.тенге, из общей суммы в декларации 9 526 107,2 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 18 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 150.00) (далее — Правила) в разделе «Вычеты»:

1) в строке 150.00.020 указывается стоимость реализованных (использованных) товаров, приобретенных и безвозмездно полученных работ, услуг, относимая на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса, определяемая как 150.00.020 I минус150.00.020 II плюс 150.00.020 III плюс 150.00.020 IV плюс 150.00.020 V минус 150.00.020 VI минус 150.00.020 VII минус 150.00.020 VIII минус 150.00.020 IX.

Таким образом, согласно формулы строка 150.00.020 IX, в которой указывается стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признаваемые расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды, исключается из строки 150.00.020, где указывается стоимость реализованных (использованных) товаров, приобретенных и безвозмездно полученных работ, услуг, относимая на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса.

Соответственно, Компания «I» расходы по Участку 3 в Декларации по КПН не относило на вычеты 2017 года, в том числе вознаграждения по займу 1 362 638,7 тыс.тенге и бонус коммерческого обнаружения 423 806,4 тыс.тенге, учтенные в строке «прочие услуги и работы», и самостоятельно исключенные Компания «I» из вычетов 2017 года, в силу отражения в строке 150.00.020 IX «стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признаваемые расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды».

На основании вышеизложенного, обоснованность исключения из вычетов вознаграждений по займу в сумме 1 362 638,7 тыс.тенге и бонуса коммерческого обнаружения 423 806,4 тыс.тенге, отраженных в строке «прочие услуги и работы» по акту проверки от 25.02.2022 года не подтверждается.

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов по вознаграждениям в сумме 1 362 638,7 тыс.тенге и бонуса коммерческого обнаружения в сумме 423 806,4 тыс.тенге за 2017 год и соответствующее начисление КПН по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года признано необоснованным.

  • Относительно корректировки налогооблагаемого дохода за 2017 год на сумму благотворительной помощи.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 288 Налогового кодекса, произведена корректировка налогооблагаемого дохода на сумму, полученной Общественным фондом «Н» благотворительной и спонсорской помощи в размере 40 000,0 тыс.тенге.

С данным выводом органа государственных доходов Компания «I» не согласна, так как, 30 декабря 2016 года был заключен Договор между Компания «I» и Общественным фондом «Н» (далее — Фонд) об оказании спонсорской помощи в рамках корпоративной социальной ответственности. В связи с чем 19 января 2017 года Компания «I» перечислило 40 000,0 тыс.тенге в адрес Фонда для приобретения жилых домов для 11 малоимущих, многодетных семей, инвалидов согласно документам, представленным фондом для оказания помощи. По итогу распределенных средств, в соответствии с достигнутой договорённостью 29 декабря 2017 года был составлен протокол рабочей поездки, в ходе которой рабочая комиссия Компании проверила приобретение вышеуказанных домов в соответствии с подтверждающими документами. Соответственно, перечисленные средства были освоены Фондом и подтверждены документами.

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 133 Налогового кодекса налогоплательщики, состоявшие в налоговом периоде на мониторинге крупных налогоплательщиков, имеют право на уменьшение налогооблагаемого дохода в размере общей суммы, не превышающей 3 процентов от налогооблагаемого дохода: на благотворительную помощь при наличии решения налогоплательщика на основании обращения со стороны лица, получающего помощь.

В целях осуществления благотворительной помощи, согласно обращений Общественного фонда «Н» от 23.12.2016г. и от 26.12.2016г. Акима «С» района области, заключен Договор о спонсорской помощи от 30.12.2016г., согласно пункта 1.1. которого Компания «I» в рамках корпоративной социальной ответственности бизнеса, перечисляет Фонду денежные средства в сумме 40 000,0 тыс.тенге в целях дальнейшего приобретения жилых домов для 11 малоимущих, многодетных семей, инвалидов согласно документов, указанных в преамбуле Договора, а также согласно списка малообеспеченных семей, указанного в Приложении 3 к Договору (далее – спонсорская помощь) при соблюдении условий, что Фонд не вправе использовать каким-либо образом денежные средства, до принятия и надлежащим образом оформленного письменного решения о приобретении домов, распределения домов семьям (протокол заседания, приказы) специально созданной комиссией, в состав которой, включая, но не ограничиваясь, будут включены представители акимата «С» района, представители фонда, представители Компании «I», представителя общественности сельского округа «Ш».

Спонсорская помощь направлена Компания «I» в Фонд согласно исходящего платежного поручения от 05.01.2017 года №29 в сумме 40 000,0 тыс.тенге, которую АО «N» кредитовым Авизо №3 от 06.01.2017г. произвел возврат платежного поручения от 05.01.2017 года №29 в связи с неверным указанием реквизитов получателя.

Компания «I» направило Фонду повторно исходящее платежное поручение от 19.01.2017 года №222 на сумму 40 000,0 тыс.тенге.

Согласно Протокола рабочей поездки рабочей группы Компания «I» от 29.12.2017 года, подтверждено наличие 11 домов и наличие правоустанавливающих документов на владение недвижимостью указанных в списке 10 семей малоимущих, многодетных семей, инвалидов на сумму 36 500,0 тыс.тенге. По одной семье «Ш». в связи со смертью владельца, и открывшимся правом наследования, переоформление правоустанавливающих документов на владение недвижимостью находилось в процессе оформления.

Дополнением от 05.01.2018 года к Протоколу рабочей поездки рабочей группы №1 Компании «I» наличие правоустанавливающих документов на владение недвижимостью наследником Ш. на сумму 3 500,0 тыс.тенге установлено. В бухгалтерском учете Компания «I» операция по оказанию спонсорской помощи Фонду учтена в 2017 году (Дт 7210 Кт 8210, учетная запись от 29.12.2017 года №6040 на 3 500,0 тыс.тенге от 29.12.2017 года №6043 на 36 500,0 тыс.тенге).

В соответствии с подпунктом 6) пункта 21 Правил в разделе «Расчет налогооблагаемого дохода»: в строке 150.00.048 указывается сумма уменьшения налогооблагаемого дохода в соответствии со статьей 133 Налогового кодекса или статьей 3-2 Закона о введении. Определяется как сумма строк 150.00.048 А и 150.00.048 В;

в строке 150.00.048 А указываются расходы, на которые налогоплательщик имеет право уменьшить налогооблагаемый доход в соответствии с пунктом 1 статьи 133 Налогового кодекса;

в строке 150.00.048 В указываются доходы, на которые налогоплательщик имеет право уменьшить налогооблагаемый доход в соответствии с пунктом 2 статьи 133 Налогового кодекса или пунктом 3-2 Закона о введении.

Компания «I» в налоговом учете сумму спонсорской помощи Фонду согласно Договору от 30.12.2016 года отразило в налоговом регистре строки 150.00.048 Декларации по КПН (ф.150.00) за 2017 год «Уменьшение налогооблагаемого дохода» на 40 000,0 тыс.тенге. Всего в налоговом регистре строки 150.00.048 Декларации по КПН (ф.150.00) за 2017 год отражены расходы на сумму 64 596,4 тыс.тенге.

В соответствии с Правилами составления декларации по КПН (ф.150.00) в строке 150.00.020 III H указываются расходы на приобретение «прочих работ и услуг».

В налоговом регистре строки 150.00.020 III H «Прочие работы, услуги» за 2017 год, перечисленные Компания «I» денежные средства на благотворительную помощь в сумме 40 000,0 тыс.тенге в адрес Общественного фонда «Н» не включены, соответственно, не учитывались в расходах по реализованным товарам (работам, услугам).

Согласно Протокола рабочей поездки от 29.12.2017г. подведены итоги рабочей поездки по оказанию благотворительной помощи, подтверждено приобретение 11 жилых домов, с указанием списка лиц, получивших спонсорскую помощь.

Таким образом, требование о наличии решения налогоплательщика на основании обращения со стороны лица, получающего помощь, предусмотренное пунктом 1 статьи 133 Налогового кодекса соблюдается.

В рассматриваемом случае, согласно отчета по проводкам за 2017 год и карточек счета №3311 «Краткосрочная кредиторская задолженность» и №Z161 «Краткосрочные авансы выданные» денежные средства в размере 40 000,0 тыс.тенге были перечислены платежным поручением №222 от 19.01.2017г. на счет Общественного фонда «Н» в целях благотворительной помощи.

В соответствии с Правилами составления декларации по КПН (ф.150.00) в строке 150.00.020 III H указываются расходы на приобретение «прочих работ и услуг».

Согласно налогового регистра при определении суммы по строке 150.00.020 III H «Прочие работы, услуги» за 2017 год перечисленные Компания «I» м денежные средства на благотворительную помощь в сумме 40 000,0 тыс.тенге в адрес Общественного фонда «Н» не включены, соответственно, не учитывались в расходах по реализованным товарам (работам, услугам).

При этом, согласно декларации по КПН за 2017 год Компании «I» отразил данную сумму благотворительной помощи только по строке 150.00.048 А, как уменьшение налогооблагаемого дохода в сумме 40 000 000 тенге, не превышающей 3% процентов от налогооблагаемого дохода.

На основании вышеизложенного, исключение из строки «Уменьшение налогооблагаемого дохода» спонсорской помощи Фонду 40 000 000 тенге по Договору от 30.12.2016 года по акту комплексной налоговой проверки от 25.02.2022 года не подтверждается.

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов на сумму благотворительной помощи 40 000,0 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года признано необоснованным.

3.Относительно увеличения совокупного годового дохода (СГД) за 2019

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение подпункта 4) пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Компания «I» не включены в совокупный годовой доход в декларации по КПН за 2019 год суммы 94 862,2 тыс.тенге, присужденной судом к взысканию по выполненным работам устранения дефектов ТОО «E», как компенсации по ранее произведенным вычетам.

С данным выводом налогового органа Компания «I» не согласна, так как, фактически работы, выполненные ТОО «E», производились для устранения дефектов, в ранее принятых в бухгалтерском учете работах от предыдущего подрядчика АО «N», то так как они превышали стоимость по утвержденной смете на строительство, данные работы уже не должны были входить в стоимость затрат, капитализируемых на незавершенное строительство, так как при приемке объекта в эксплуатацию только расходы в рамках утвержденной проектно-сметной документации могут быть включены в стоимость строительства в акте приемки объекта в эксплуатацию. Данные расходы были сверхнормативными потерями, таким образом в бухгалтерском учете они были списаны за счет резерва по убыткам от обесценения долгосрочных активов.

Компания «I» подан иск АО «N» с требованием возместить расходы по устранению дефектных работ, выполненных ТОО «E» в сумме 343 318,9 тыс.тенге, из которой суд по решению Международного арбитражного суда 15.01.2019г. постановил возместить истцу сумму 106 245,6 тыс.тенге (то есть 94 862,2 тыс.тенге, без НДС).

Компания «I», руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса не включила в доход признанное судом возмещение, так как согласно данной статье, к доходам относятся другие компенсации, полученные по возмещению затрат, которые ранее были отнесены на вычеты.

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса к доходам, полученным в виде компенсации по ранее произведенным вычетам, относятся другие компенсации, полученные по возмещению затрат, которые ранее были отнесены на вычеты.

Полученная компенсация является доходом того налогового периода, в котором она была получена.

Согласно пунктов 1, 2 статьи 192 Налогового кодекса если иное не установлено настоящим Кодексом, налогоплательщик (налоговый агент) осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента.

Компания «I» заключило с АО «N» договор строительного подряда от 01.06.2012 года на выполнение строительно-монтажных работ по проекту «Строительство опытно-промышленного участка добычи урана методом подземного выщелачивания на северном фланге месторождения «I» (далее — Договор) и оплатило подрядчику авансовые платежи по состоянию на 14.08.2012 года в сумме 1 072 858,7 тыс.тенге, что составляет 30% от общей стоимости работ по Договору.

В связи с ненадлежащим выполнением АО «N» обязательств по Договору, Компания «I» после выполнения необходимых по договору процедур, прекратило Договор в одностороннем порядке, и заключило Договор подряда от 12.05.2014 года с ТОО «Э».

Предметом Договора подряда от 12.05.2014 года является выполнение работ по устранению дефектов на строящемся опытно-промышленном участке добычи урана методом подземного выщелачивания на северном фланге месторождения И, то есть на Объекте первоначальное строительство, которого осуществлял АО «N».

Дефекты, допущенные АО «N» подтверждены авторским надзором, техническим надзором, представителями Компании «I» и отчетом независимого консультанта — ТОО «M».

Объем работ для ТОО «E» определен на основании Дефектных актов, стоимость работ по устранению нарушений по результатам исполнения Договора подряда от 12.05.2014 года  составила 343 318,9 тыс.тенге (в т.ч. НДС).

Поскольку АО «N» не согласился с прекращением Договора и отказывался возвратить неосвоенную сумму аванса, Компания «I» обратилось в Международный арбитражный суд с иском о возмещении суммы убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по Договору подряда от 1 июня 2012 года, в сумме 916 508,5 тыс.тенге, включающую сумму невозвращенного аванса 573 189,6 тыс.тенге и сумму затрат Компании «I» на переделку работ, некачественно выполненных АО «Н», которые выполнены новым подрядчиком ТОО «E» на общую сумму 343 318,9 тыс.тенге.

Международный арбитражный суд принял решение по делу от 15.01.2019 году взыскать с АО «N» в пользу Компании «I» сумму 680 086,9 тыс.тенге, в том числе из оплаченной ТОО «E» суммы 343 318,9 тыс.тенге судом признано к взысканию с учетом НДС в сумме 106 245,6 тыс.тенге, без учета НДС в сумме 94 862,2 тыс.тенге по выполненным работам.

В бухгалтерском учете работы, выполненные ТОО «E» отнесены за период с января 2014 года по декабрь 2016 года со счета 3311 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам» всего в сумме 343 318,9 тыс.тенге на счет 2931.4 «Незавершенное строительство блок 3» в сумме 203 853,1 тыс.тенге и на счет 2611.3 «Бурение и строительство полигонов» в сумме 139 465,8 тыс.тенге.

В последующем Компания «I» произведено уменьшение счета 2931.4 в корреспонденции с Кредитом счета 2430 «Убыток от обесценения основных средств» суммы 203 853,1 тыс.тенге, и уменьшение счета 2611.3 в корреспонденции с Кредитом счета 2430 «Убыток от обесценения основных средств» суммы 489,1 тыс.тенге, с Кредитом счета 2630 «Убыток от обесценения разведочных и оценочных активов» суммы 138 976,7 тыс.тенге, всего уменьшено в сумме 343 318,9 тыс.тенге.

Таким образом, указанные расходы списаны со счетов капитализируемых затрат на незавершенное строительство и в дальнейшем при вводе в эксплуатацию основных средств не учитывались в стоимости фиксированных активов, подлежащих амортизации. Соответственно расходы по договору с ТОО «E» от 12.05.2014 года по устранению дефектов не ранее относились Компания «I» на вычеты.

Относительно отражения в бухгалтерском учете присужденной Международным арбитражным судом 15.01.2019 году суммы взыскания с АО «N» в пользу Компании «I». Из оплаченной ТОО «E» суммы 343 318,9 тыс.тенге, признанной к взысканию с учетом НДС в сумме 106 245,6 тыс.тенге, без учета НДС в сумме 94 862,2 тыс.тенге.

В бухгалтерском учете Компания «I» не признало присужденные судом в качестве дохода сумму 94 862,2 тыс.тенге.

В налоговом учете Компания «I» также не включало в СГД присужденное судом возмещение в сумме 94 862,2 тыс.тенге.

По результатам обжалуемой проверки увеличен СГД на присужденную судом к взысканию сумму 94 862,2 тыс.тенге выполненных работ для устранения дефектов ТОО «E» в качестве компенсации по ранее произведенным вычетам на основании подпункта 4) пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса к доходам, полученным в виде компенсации по ранее произведенным вычетам, относятся другие компенсации, полученные по возмещению затрат, которые ранее были отнесены на вычеты.

Полученная компенсация является доходом того налогового периода, в котором она получена.

В рассматриваемом случае, согласно данным бухгалтерского учета у Компании «I» числится дебиторская задолженность АО «N» в сумме 680 086,9 тыс.тенге. При этом, исполнительное производство находится в статусе «на исполнении», то есть присужденная судом компенсация в 2019 году не получена.

АО «N» включено в список неблагонадёжных налогоплательщиков, отсутствует по юридическому адресу с 25.02.2020 года, признано бездействующим по приказу от 17.06.2020 года.

На основании вышеизложенного, обоснованность включения суммы компенсации присужденной судом в совокупный годовой доход за 2019 год в сумме 94 862,2 тыс.тенге по обжалуемому акту проверки от 25.02.2022 года не подтверждается.

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки включение в совокупный годовой доход за 2019 год суммы к взысканию по выполненным работам ТОО «E» по устранению недостатков в размере 94 862,2 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года признано необоснованным.

4. Относительно корректировки остатков товарно-материальных запасов (ТМЗ) за 2017 год на сумму переоценки в бухгалтерском учете.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса излишне отнесена на вычеты стоимость ТМЗ в сумме 445 051,2 тыс.тенге, включенная в остаток ТМЗ в Декларации по КПН за 2017 год.

С данным выводом органа государственных доходов Компания «I» не согласна, так как, приводит, пункт 15 статьи 100 Налогового кодекса, согласно которого в качестве расхода в целях налогообложения не рассматривается расход, возникающий в бухгалтерском учете в связи с изменением стоимости активов и (или) обязательств при применении МСФО и законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме подлежащего выплате (выплаченного).

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 192 Налогового кодекса учет запасов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом в целях налогообложения стоимость запасов определяется без учета изменения стоимости запасов путем ее списания до чистой возможной цены продажи и восстановления в отношении ранее проведенного списания запасов, вызванного увеличением чистой возможной цены продажи.

Согласно пункту 15 статьи 100 Налогового кодекса в качестве расхода в целях налогообложения не рассматривается расход, возникающий в бухгалтерском учете в связи с изменением стоимости активов и (или) обязательств при применении МСФО и законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме подлежащего выплате (выплаченного).

Пунктом 1.5 Учетной политики от 01.01.2014 года (издание №1) Компания «I» ведет учет в функциональной валюте долларах США.

Согласно пункту 1.5 Учетной политики от 01.01.2019 года (издание №2) Компания «I» в качестве функциональной валюты определил казахстанский тенге, который наиболее правдиво отражает экономические последствия.

В соответствии с пунктом 6.1.3 Налоговой учетной политики от 01.01.2016 года (версия №3) Компания «I» ведет налоговый учет в тенге.

Согласно пункту 2.2 Налоговой учетной политики от 01.01.2018 года (версия №4) валютой налогового учета Компании «I» является тенге.

Решением заочного внеочередного общего собрания участников Компании «I» от 29.12.2016 года, участники одобрили изменение функциональной валюты с 01.01.2017 года. До исполнения этого решения Компания «I» вело учет в валюте доллар США, учитывая все операции, произведенные в тенге в функциональной валюте по обменным курсам, действующим на дату совершения операций.

Для перевода учета на валюту тенге стоимость активов и обязательств в оборотно-сальдовой ведомости пересчитана Компания «I» по обменному курсу на отчетную дату 01.01.2017 года 333,29 тенге за доллар США.

В результате переоценки стоимость активов согласно данным оборотно-сальдовой ведомости увеличена и составила сумму 1 882 149,5 тыс.тенге.

 По счетам 1321, 1322, 1341, 1342 сальдо 19 655 980 долларов США, что в эквиваленте составляет 6 551 141,4 тыс.тенге, исторически сложившееся сальдо 4 668 992,0 тыс.тенге, сумма переоценки 1 882 149,5 тыс.тенге.

Вместе с тем, Компания «I» в январе 2017 года произвело переоценку готовой продукции и незавершенного производства Участка 3, числившихся на начало 2017 года на счетах:

— «Готовая продукция, Участок 3 (2614.3)» сальдо на 01.01.2017 года 532 082,1 тыс.тенге, переоценка 244 716,5 тыс.тенге;

— «Готовая продукция в пути, Участок3 (2614.4)», сальдо на 01.01.2017 года 5 008 825,8 тыс.тенге, переоценка 2 197 312,2 тыс.тенге;

— «Незавершенное производство – основное производство, Участок 3 (2614.5)», сальдо на 01.01.2017 года 281 753,8 тыс.тенге, переоценка 57 291,3 тыс.тенге;

— «Незавершенное производство-полуфабрикаты собственного производства, Участок 3 (2614.6)» сальдо на 01.01.2017 года 93 585,4 тыс.тенге, переоценка 18 76,5 тыс.тенге.

Согласно данным бухгалтерского учета Компании «I»  31.01.2017г. переоценка списана:

— со счета 2614.3 на счет 1323 «Готовая продукция Участок 3» в сумме 244 716,5 тыс.тенге (Дт 1323 Кт 2614.3). На счете 1323 отражена сумма реализации опытной добычи по Участку 3.

В Декларации по КПН (ф.150.00) Компания «I» исключило из стоимости остатков ТМЗ на конец 2017 года по счетам 1310 «Сырье и материалы», 1321 «Готовая продукция», 1322 «Готовая продукция», 1341 «Основное производство (НЗП)», 1342 «Полуфабрикаты собственного производства» переоценку всего на сумму 1 882 149,5 тыс.тенге. По результатам обжалуемой налоговой проверки в указанной части подтверждено исключение переоценки.

Вместе с тем, Компания «I» также исключило из стоимости остатков ТМЗ на конец 2017 года сумму переоценки готовой продукции и незавершенного производства Участка 3 на 445 051,2 тыс.тенге, так как считает, что перенесенные остатки на счета 1321, 1322, 1341, 1342 со счетов 2614.3, 2614.4, 2614.5 и 2614.6 в сумме 924 132,8 тыс.тенге  включают операции по переоценке, в том числе 414 966,0 тыс.тенге (Дт 1321 Кт 2614.3), 36 000,2 тыс.тенге (Дт 1322 Кт 2614.4) 365 114,7 тыс.тенге (Дт 1341 Кт 2614.5), 108 051,9 тыс.тенге (Дт 1344 Кт 2614.6).

При этом Компания «I» определяет:

— себестоимость произведенной продукции Участка 3 в сумме 11 958,4 тыс.тенге;

— общая переоценка счетов 2614.3-2614.6 в сумме 2 518 081,5 тыс.тенге;

— переоценка готовой продукции и незавершенного производства Участка 3 в сумме 445 051,2 тыс.тенге.

По обжалуемому акту налоговой проверки от 25.02.2022 года переоценка готовой продукции и незавершенного производства Участка 3 в сумме 445 051,2 тыс.тенге из стоимости остатков ТМЗ не исключена.

В ходе тематической налоговой проверки установлено:

— себестоимость произведенной продукции Участка 3 в сумме 11 958 407,4 тыс.тенге;

— перенесенные остатки на счета 1321, 1322, 1341, 1342 со счетов 2614.3, 2614.4, 2614.5 и 2614.6 в сумме 924 132,8 тыс.тенге;

— удельный вес перенесенных остатков в себестоимости произведенной продукции Участка 3 составил 7,73% (924 132,8/11 958 407,4).

Так как общая сумма переоценки счетов 2614.3-2614.6 составляет 2 518 081,5 тыс.тенге, то переоценка, приходящаяся на перенесенные остатки на счета 1321, 1322, 1341, 1342 со счетов 2614.3- 2614.6 составит по удельному весу 7,73% сумму 194 594,6 тыс.тенге.

Таким образом, остаток ТМЗ на конец 2017 года составил 4 300 740,8 тыс.тенге (6 377 484,9-1 882 149,5-194 594,6).

Переоценка счетов 1310, 1321, 1322, 1341, 1342, 2614.10 (2931.2) на 01.01.2017 года составляет 1 882 149,5 тыс.тенге, переоценка ТМЗ Участка 3 составляет 194 594,6 тыс.тенге.

Вместе с тем, по данным обжалуемой проверки ТМЗ на конец 2017 года составляет 4 495 332,5 тыс.тенге, по данным Компании «I» 4 050 281,3 тыс.тенге, то есть увеличен на сумму 445 051,2 тыс.тенге.

На основании вышеизложенного, обоснованность уменьшения остатка ТМЗ по состоянию на 31.12.2017 года на сумму 250 459,5 тыс.тенге (4 300 740,8-4 050 281,3) по обжалуемому акту налоговой проверки от 25.02.2022 года подтверждается, на сумму 194 591,8 тыс.тенге (4 300 740,8-4 495 332,5) не подтверждается.

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, уменьшение остатков товарно-материальных запасов (ТМЗ) на сумму 194 591,8 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года признано необоснованным.

5. Относительно начисления социального налога по договорам гражданско-правового характера.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 2 статьи 163 Налогового кодекса в доход работников включены доходы лиц, нанятых для оказания услуг и выполнения работ по договорам гражданско-правового характера (ГПХ) и в соответствии с пунктом 2 статьи 357 Налогового кодекса являются объектом обложения социальным налогом.

С данным выводом органа государственных доходов Компания «I» не согласна, так как, на момент принятия данных обнаружила арифметическую ошибку в файле органа государственных доходов и предоставило файлы с расчетами и таблицы с перечнем лиц, подлежащих налогообложению. Однако по мнению Компании «I», в части начисления за 2016 год по физическим лицам (пенсионерам, умершим) не использованы предоставленные данные Компании «I».

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 163 Налогового кодекса доход работника, облагаемый у источника выплаты, определяется как разница между начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса, и суммой налоговых вычетов, предусмотренных статьей 166 настоящего Кодекса.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы работника, в том числе признанные в бухгалтерском учете работодателя в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

1) подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

2) доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 164 настоящего Кодекса;

3) доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

Согласно пункту статьи 355 Налогового кодекса плательщиками социального налога являются:

1) индивидуальные предприниматели;

2) частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы;

3) юридические лица-резиденты Республики Казахстан, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи;

4) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения;

5) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через филиал или представительство, которые не приводят к образованию постоянного учреждения в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса для плательщиков, указанных в подпунктах 3) и 4) пункта 1 и пункте 2 статьи 355 настоящего Кодекса, объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам в виде доходов, определенных пунктом 2 статьи 163 настоящего Кодекса.

Не являются объектом обложения доходы, установленные в подпунктах 8), 10), 12), 17), 18), 24), 26), 26-1), 27), 29) — 32), 34), 41) пункта 1 статьи 156 и подпункте 13) пункта 1 статьи 200-1 настоящего Кодекса, а также:

1) выплаты, производимые за счет средств грантов;

2) государственные премии, стипендии, учреждаемые Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан;

4) компенсационные выплаты, выплачиваемые при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

5) компенсационные выплаты, выплачиваемые работодателем работникам за неиспользованный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;

6) обязательные пенсионные взносы работников в единый накопительный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам в виде начисленных доходов работникам, в том числе признанные в бухгалтерском учете работодателя в качестве расходов (затрат).

Согласно статьи 207 Трудового кодекса Республики Казахстан №414-V (далее – Трудовой кодекс) отличительными признаками трудового договора от иных видов договоров является наличие в нем одного из следующих условий:

1) выполнение работником работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности;

2) выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку;

3) получение работником заработной платы за труд.

В рассматриваемом случае, по договорам ГПХ работники выполняли работы по конкретной специализации и квалификации, должны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и иным внутренним документам Компании «I». Как указано выше, Трудовой договор согласно Трудового кодекса наделен рядом отличительных признаков и наличие любого из них повлечет признание договора трудовым, а именно выполнение работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности; выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку.

В связи с вышеизложенным, договора по ГПХ должны классифицироваться как трудовые договора, по которым уплачиваются обязательные платежи и налоги в бюджет.

Как указано в жалобе, все доходы работников отражены в декларациях по ф.200.00, отнесены на вычеты по КПН как оказанные услуги и работы. По доходам этих работников начислялись ИПН, облагаемый у источника выплаты, и взносы в ФОМС с 01.01.2019г.

Из вышеуказанной нормы следует, а также Компания «I» признает, что по своей сути заключенные договора гражданско-правового характера с нанятыми физическими лицами, соответствуют признакам трудового договора, так как работают более 1 года. Соответственно, их доходы являются объектом налогообложения социальным налогом и отражены в бухгалтерском учете в качестве расходов работодателя.

Согласно пункта 5 статьи 30 Трудового кодекса с работником, достигшим пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности трудовой договор может продлеваться ежегодно без ограничения, предусмотренного частью четвертой подпункта 2) пункта 1 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае в ходе тематической налоговой проверки установлено, что в обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года объект исчисления социального налога по доходам лиц, работающих по договорам ГПХ определен за 4 квартал 2016 года в сумме 11 807,3 тыс.тенге, социальный налог по ставке 11% составил сумму 708,4 тыс.тенге, из которых Компания «I» считает верным исчисление налога по отдельным лицам в сумме 369,6 тыс.тенге и неверным исчисление социального налога по лицам указанным в акте тематической проверки на сумму 338,8 тыс.тенге 

В ходе тематической налоговой проверки на основании пункта 2 статьи 357, статьи 358, статьи 359 Налогового кодекса по вышеуказанным лицам определен объект обложения социального налога в сумме 7 783,0 тыс.тенге, исчислена сумма социального налога в сумме 685,9 тыс.тенге (в том числе физические лица «Г», «П», «Л», «Е», «Б», «Г», «Р»).

Относительно уменьшения социального налога по физическому лицу «П» на 48,2 тыс.тенге, следует отметить, что им оказаны экспедиторские услуги в октябре 2016 года на сумму 302,4 тыс.тенге, в ноябре 2016 года на сумму 316,8 тыс.тенге, в декабре 2016 года на сумму 273,6 тыс.тенге, всего за 4 квартал 2016 года на общую сумму 892,8 тыс.тенге, соответственно,  объект обложения социальным налогом составляет сумму 803,5 тыс.тенге  (892,8 -89,2 (ОПВ)), подлежит начислению социальный налог в сумме 54,1 тыс.тенге (803,5*11%-34,3).

В обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года определен объект исчисления социального налога в сумме 803,5 тыс.тенге, социальных отчислений в сумме 40,2 тыс.тенге, социального налога в сумме 48,2 тыс.тенге (803,5 *11%-40,2).

Компания «I» представлено свидетельство о смерти физического лица «П» от 31.05.2017 года.

Вместе с тем, следует отметить, что доходы физических лиц (пенсионеров, умерших) в соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса являются объектом налогообложения социальным налогом и отражаются в бухгалтерском учете в качестве расходов работодателя.

В связи с чем подтверждено начисление по обжалуемому акту налоговой проверки от 25.02.2022 года социального налога по физическому лицу «П» в сумме 54,1 тыс.тенге.

Таким образом, в ходе тематической налоговой проверки социальный налог по доходам лиц, работающих по договорам ГПХ, установлен в общей сумме 1 055,5 тыс.тенге (369,6+685,9). Расхождение с данными обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года по сумме социального налога составило к начислению 347,1 тыс.тенге (1 055,5-708,4).

В ходе тематической налоговой проверки за 4 квартал 2017 года установлено, что в обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года неверно приведены данные объекта исчисления социального налога по физическому лицу «А» ошибочно указан доход в сумме 485,1 тыс.тенге, вместо 364,7 тыс.тенге, по физическому лицу «Г» указан доход в сумме 2 072,6 тыс.тенге, фактически по данным бухгалтерского учета в 2017 году выплата дохода в адрес физического лица «Г» и физическому лицу «П» (свидетельство о смерти от 31.05.2017г.) отсутствует.

В результате чего, в обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года объект обложения социального налога за 4 квартал 2017 года составил 11 426,9 тыс.тенге, сумма социального налога по ставке 11% составила 618,3 тыс.тенге.

Кроме того, в ходе тематической налоговой проверки, по 22 лицам, работающим по договорам ГПХ, указанным в акте проверки пересчитан доход и размер социального налога, в результате чего определен объект для исчисления социального налога в сумме 5 909,6 тыс.тенге, социальный налог в сумме 415,0 тыс.тенге.

Таким образом, расхождение с данными обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года по сумме социального налога составило 203,3 тыс.тенге (415,0-618,3).

Следует отметить, что согласно уведомления о результатах проверки от 25.02.2022 года начисленный социальный налог составил сумму 4 431,7 тыс.тенге, из них Компания «I» обжалована сумма 1 326,7 тыс.тенге, в том числе за 4 квартал 2016 года 708,4 тыс.тенге, за 4 квартал 2017 года в сумме 618,3 тыс.тенге.

В ходе тематической проверки начисленная сумма социального налога составила 1 470,5 тыс.тенге, в том числе за 4 квартал 2016 года в сумме 1 055,5 тыс.тенге, за 4 квартал 2017 года в сумме 415,0 тыс.тенге. Следовательно, начисление в ходе тематической проверки социального налога превышает сумму, начисленную по уведомлению о результатах проверки от 25.02.2022 года в размере 143,8 тыс.тенге (1 470,5-1 326,7).

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, начисление социального налога по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года признано обоснованным.

6. Относительно начисления обязательных пенсионных взносов по договорам гражданско-правового характера.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 2 статьи 163 Налогового кодекса в доход работников включены доходы лиц, нанятых для оказания услуг и выполнения работ по договорам гражданско-правового характера (ГПХ) и соответствии с Законом о пенсионном обеспечении являются объектом для исчисления пенсионных взносов.

С данным выводом органа государственных доходов Компания «I» не согласна, так как, на момент принятия данных обнаружила арифметическую ошибку в файле органа государственных доходов и предоставило файлы с расчетами и таблицы с перечнем лиц, подлежащих налогообложению. Однако по мнению Компании «I», в части начисления за 2016 год по физическим лицам (пенсионерам, умершим) не использованы предоставленные данные Компании «I».

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 163 Налогового кодекса доход работника, облагаемый у источника выплаты, определяется как разница между начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса, и суммой налоговых вычетов, предусмотренных статьей 166 настоящего Кодекса.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы работника, в том числе признанные в бухгалтерском учете работодателя в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

1) подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

2) доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 164 настоящего Кодекса;

3) доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 207 Трудового кодекса Республики Казахстан №414-V (далее – Трудовой кодекс) отличительными признаками трудового договора от иных видов договоров является наличие в нем одного из следующих условий:

1) выполнение работником работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности;

2) выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку;

3) получение работником заработной платы за труд.

Пунктом 1 статьи 24 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами по ставкам, определяемым настоящим Законом.

В рассматриваемом случае, по договорам гражданско-правового характера (ГПХ) работники выполняли работы по конкретной специализации и квалификации, должны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и иным внутренним документам Компании «I». Как указано выше, Трудовой договор согласно Трудового кодекса наделен рядом отличительных признаков и наличие любого из них повлечет признание договора трудовым, а именно выполнение работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности; выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку.

В связи с вышеизложенным, договора по ГПХ должны классифицироваться как трудовые договора, по которым уплачиваются обязательные платежи и налоги в бюджет.

Как указано в жалобе, все доходы работников отражены в декларациях по ф.200.00, отнесены на вычеты по КПН как оказанные услуги и работы. По доходам этих работников начислялись ИПН, облагаемый у источника выплаты, и взносы в ФОМС с 01.01.2019г.

Из вышеуказанных норм следует, а также Компания «I» признает, что по своей сути заключенные договора гражданско-правового характера с наемными физическими лицами, соответствуют признакам трудового договора, так как работают более 1 года. Соответственно, с доходов, выплаченных данным физическим лицам, подлежат удержанию обязательные пенсионные взносы.

Согласно пункта 5 статьи 30 Трудового кодекса с работником, достигшим пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности трудовой договор может продлеваться ежегодно без ограничения, предусмотренного частью четвертой подпункта 2) пункта 1 настоящей статьи.

Подпунктом 1) пунктом 4 статьи 24 Закона о пенсионном обеспечении предусмотрено, что от уплаты обязательных пенсионных взносов работодателя в единый накопительный пенсионный фонд освобождается агент за физических лиц, достигших пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона.

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 11 Закона о пенсионном обеспечении назначение пенсионных выплат по возрасту производится:

с 1 июля 2001 года — мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон) обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов.

В рассматриваемом случае, согласно акту тематической проверки физическое лице «Г» согласно удостоверению личности 05.07.1952 года рождения с 06.03.2015г. является лицом, достигшим пенсионного возраста. Выплата которому производилась в октябре 2016 года на сумму 2072,6 тыс.тенге.

Согласно пункту 1 статья 24 Закона о пенсионном обеспечении доходы физическому лицу «Г» подлежат освобождению от уплаты ОПВ в единый накопительный пенсионный фонд.

На основании вышеизложенного, обоснованность начисления ОПВ в единый накопительный пенсионный фонд по физическому лицу «Г» в сумме 207,3 тыс.тенге по обжалуемому акту налоговой проверки от 25.02.2022 года  не подтверждается.

Кроме того, физическое лицо «П» оказал экспедиторские услуги в октябре 2016 года на сумму 302,4 тыс.тенге, в ноябре 2016 года на сумму 316,8 тыс.тенге, в декабре 2016 года на сумму 273,6 тыс.тенге, всего за 4 квартал 2016 года на сумму 892,8 тыс.тенге. По результатам обжалуемой проверки обязательные пенсионные взносы определены в сумме 89,3 тыс.тенге (892,8х10%).

В ходе тематической налоговой проверки Компания «I» представлено свидетельство о смерти по физическому лицу «П» от 31.05.2017 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Закона в случае смерти лица, имеющего пенсионные накопления в едином накопительном пенсионном фонде за счет обязательных пенсионных взносов (ОПВ), они наследуются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В случае смерти получателя рекомендуется выплатить сумму не перечисленных ОПВ работнику, доверенному лицу или наследнику (по завещанию или по закону) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

На основании вышеизложенного, обоснованность начисления обязательных пенсионных взносов в обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года за 4 квартал 2016 года в сумме 89,3 тыс.тенге по физическому лицу «П» подтверждается, по физическому лицу «Г» в сумме 207,3 тыс.тенге не подтверждается.

В ходе тематической налоговой проверки за 4 квартал 2017 года
установлено, что в обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года неверно объект исчисления обязательных пенсионных взносов.

Так: — по физическому лицу «А» в 4 квартале 2017 года ошибочно указан доход в сумме 485,1 тыс.тенге, тогда как фактически в 4 квартале 2017 года доход составил сумму 364,7 тыс.тенге.

— по физическому лицу «Г» указан доход 2 072,6 тыс.тенге, фактически по данным бухгалтерского учета Компании «I» в 2017 году взаиморасчеты с физическим лицом «Г» отсутствуют;

— по физическому лицу «П» в 4 квартале 2017 года отсутствует доход согласно свидетельству о смерти от 03.05.2017 года.

В результате чего, в обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года объект исчисления ОПВ составил 10 393,7 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы по ставке 10% составляют сумму 1 039,3 тыс.тенге.

В ходе тематической налоговой проверки, по лицам, работающим по договорам ГПХ пересчитан доход и размер обязательных пенсионных взносов, в результате чего определен объект для исчисления обязательных пенсионных взносов в сумме 5 991,5 тыс.тенге и исчислены обязательные пенсионные взносы в сумме 599,1 тыс.тенге.

Таким образом, расхождение обязательных пенсионных взносов между данными обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года и тематической проверки составило сумму 440,2 тыс.тенге (599,1-1 039,3).

На основании вышеизложенного, обоснованность начисления обязательных пенсионных взносов за 4 квартал 2017 года в обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года на сумму 599,1 тыс.тенге подтверждается, на сумму 440,2 тыс.тенге не подтверждается.

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, начисление обязательных пенсионных взносов на сумму 647,5 тыс.тенге (207,3+440,2) по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года признано необоснованным.

7. Относительно начисления социальных отчислений по договорам гражданско-правового характера.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 2 статьи 163 Налогового кодекса в доход работников включены доходы лиц, нанятых для оказания услуг и выполнения работ по договорам гражданско-правового характера (ГПХ) и соответствии с Законом о социальном обеспечении являются объектом для исчисления социальных отчислений.

С данным выводом органа государственных доходов Компания «I» не согласна, так как, на момент принятия данных обнаружила арифметическую ошибку в файле органа государственных доходов и предоставило файлы с расчетами и таблицы с перечнем лиц, подлежащих налогообложению. Однако по мнению Компании «I», в части начисления за 2016 год по физическим лицам (пенсионерам, умершим) не использованы предоставленные данные Компании «I».

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 163 Налогового кодекса доход работника, облагаемый у источника выплаты, определяется как разница между начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса, и суммой налоговых вычетов, предусмотренных статьей 166 настоящего Кодекса.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы работника, в том числе признанные в бухгалтерском учете работодателя в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

1) подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

2) доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 164 настоящего Кодекса;

3) доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 207 Трудового кодекса Республики Казахстан №414-V (далее – Трудовой кодекс) отличительными признаками трудового договора от иных видов договоров является наличие в нем одного из следующих условий:

1) выполнение работником работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности;

2) выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку;

3) получение работником заработной платы за труд.

В рассматриваемом случае, по договорам ГПХ работники выполняли работы по конкретной специализации и квалификации, должны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и иным внутренним документам Компании «I». Как указано выше, Трудовой договор согласно Трудового кодекса наделен рядом отличительных признаков и наличие любого из них повлечет признание договора трудовым, а именно выполнение работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности; выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку.

В связи с вышеизложенным, договора по ГПХ должны классифицироваться как трудовые договора, по которым уплачиваются обязательные платежи и налоги в бюджет.

Как указано в жалобе, все доходы работников отражены в декларациях по ф.200.00, отнесены на вычеты по КПН как оказанные услуги и работы. По доходам этих работников начислялись ИПН, облагаемый у источника выплаты, и взносы в ФОМС с 01.01.2019г.

Из вышеуказанных норм следует, а также Компания «I» признает, что по своей сути заключенные договора гражданско-правового характера с наемными физическими лицами, соответствуют признакам трудового договора, так как работают более 1 года.

Пунктом 1 статьи 15 Закона об обязательном социальном страховании от 26.12. (далее – Закон о социальном страховании) установлено, объектом исчисления социальных отчислений для работников, а также лиц, имеющих иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные), являются расходы работодателя, выплачиваемые им в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.

В соответствии с подпунктом 7) статьи 1 Закона о социальном страховании плательщик социальных отчислений — работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Согласно статьи 7 Закона о социальном страховании обязательному социальному страхованию подлежат:

1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

5) иностранцы и лица без гражданства, а также кандасы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Согласно пункта 5 статьи 30 Трудового кодекса с работником, достигшим пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности трудовой договор может продлеваться ежегодно без ограничения, предусмотренного частью четвертой подпункта 2) пункта 1 настоящей статьи.

Согласно статьи 7 Закон о социальном страховании лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

В свою очередь, согласно пункта 1 статьи 11 Закона о пенсионном обеспечении назначение пенсионных выплат по возрасту производится:

с 1 июля 2001 года — мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет.

Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет Государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления.

Следует отметить, что в соответствии Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 июня 2020 года № 224 «О некоторых вопросах системы социального страхования и оказания государственных услуг в социально-трудовой сфере» государственная корпорация осуществляет персонифицированный учет социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений в информационной системе уполномоченного органа на базе индивидуального идентификационного номера (ИИН) участников системы обязательного социального страхования.

При этом, государственной корпорацией осуществляется возврат плательщику сумм социальных отчислений, перечисленных за участника системы обязательного социального страхования, не имеющего ИИН номера, и (или) в реквизитах которого допущены ошибки.

Исходя из изложенного, суммы социальных отчислений, перечисленных за умершего работника, возвращаются плательщику в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Однако следует отметить, что для правильности учета дохода умершего участника системы социального страхования, начисление заработной платы (за отработанный период до даты смерти) необходимо производить в разрезе периода, приходящегося на отработанные дни. При этом исчисленные суммы социальных отчислений необходимо уплачивать с указанием ежемесячного периода (месяц, год) уплаты социальных.

В рассматриваемом случае, в ходе тематической проверки установлено за 4 квартал 2016 года необоснованное начисление социальных отчислений на общую сумму 112,1 тыс.тенге, в том числе:

— физическим лицом «Г» оказаны консультационные услуги в октябре 2016 года на сумму 2 072,6 тыс.тенге, который согласно удостоверения личности 05.07.1952 года рождения с 06.03.2015г. является лицом, достигшим пенсионного возраста.

На основании вышеизложенного, обоснованность начисления социальных отчислений в сумме 93,3 тыс.тенге по обжалуемому акту налоговой проверки от 25.02.2022 года не подтверждается.

Кроме того, физическому лицу «П» оказал экспедиторские услуги в октябре 2016 года на сумму 302,4 тыс.тенге, в ноябре 2016 года на сумму 316,8 тыс.тенге, в декабре 2016 года на сумму 273,6 тыс.тенге, всего за 4 квартал 2016 года на сумму 892,8 тыс.тенге. По результатам обжалуемой проверки обязательные пенсионные взносы определены в сумме 89,3 тыс.тенге (892,8х10%).

В ходе тематической налоговой проверки Компания «I» представлено свидетельство о смерти физического лица «П» от 31.05.2017 года.

По результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года определен объект исчисления социальных отчислений 803 520 тенге, социальные отчисления 40,2 тыс.тенге (803,5*5%).

Согласно пункту 3 статьи 15 Закона об обязательном социальном страховании объект исчисления социальных отчислений составляет сумму 685,8 тыс.тенге (22859 тенге МРЗПх10 кратный размерх3 месяца), сумма социальных отчислений по ставке 5% должен составить 34,3 тыс.тенге (685,8х5%).

Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11.06.2020 года №224 «О некоторых вопросах системы социального страхования и оказания государственных услуг в социально-трудовой сфере» предусмотрено, что суммы социальных отчислений, перечисленные за умершего работника, возвращаются плательщику в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

На основании вышеизложенного, обоснованность начисления социальных отчислений в сумме 34,3 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года подтверждается, на сумму 5,9 тыс.тенге (40,2-34,3) не подтверждается.

Также, в обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года не учтены положения пункта 3 статьи 15 Закона об обязательном социальном страховании, согласно которого ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать десятикратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете. Учитывая пункт 3 статьи 15 Закона об обязательном социальном страховании объект исчисления социальных отчислений составляет сумму 685,8 тыс.тенге, сумма социальных отчислений должна составить сумму 34,3 тыс.тенге (685,8х5%).

Так, по обжалуемому акту налоговой проверки неверно исчислены социальные отчисления по доходам лиц, указанных в акте тематической проверки, (начисление социальных отчислений по физическому лицу «Л» в сумме 7,3 тыс.тенге не подтверждено, физическому лицу «Е» подтверждено на сумму 0,7 тыс.тенге, физическому лицу «Б» начислено 11,2 тыс.тенге, физическому лицу «Г» подтверждено в сумме 6,6 тыс.тенге, физическому лицу «Р» подтверждено на сумму 2,8 тыс.тенге).

Таким образом, по результатам тематической проверки, начисление социальных отчислений на сумму 187,4 тыс.тенге за 4 квартал 2016 года по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года подтверждается на сумму 75,3 тыс.тенге, не подтверждается на сумму 112,1 тыс.тенге.

В ходе тематической налоговой проверки за 4 квартал 2017 года установлено, что в обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года неверно приведены данные объекта исчисления социальных отчислений. Так: по физическому лицу «А» в 4 квартале 2017 года ошибочно указан доход 485,1 тыс.тенге, вместо 364,7 тыс.тенге, по физическому лицу «Г» указан доход 2 072,6 тыс.тенге, тогда как выплата доходов физическому лицу «Г» и физическому лицу «П» отсутствуют.

По обжалуемому акту налоговой проверки от 25.02.2022 года объект исчисления социальных отчислений за 4 квартал 2017 года составил 8 275,4 тыс.тенге, социальные отчисления составили 410,7 тыс.тенге.

В ходе тематической налоговой проверки, по 21 лицам, работающим по договорам ГПХ, указанным в акте проверки пересчитан доход и размер социальных отчислений, в результате чего определен объект для исчисления социальных отчислений 4 700,9 тыс.тенге и исчислены социальные отчисления в сумме 235,0 тыс.тенге.

Таким образом, расхождение с данными обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года по сумме социальных отчислений составило 175,6 тыс.тенге (235,0-410,7).

На основании вышеизложенного, начисление социальных отчислений за в обжалуемом акте налоговой проверки от 25.02.2022 года за 4 квартал 2016 года и 4 квартал 2017 года подтверждается на сумму 235,0 тыс.тенге, не подтверждается на сумму 175,6 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, начисление социальных отчислений в сумме 175,6 тыс.тенге за 4 квартал 2016 года и 4 квартал 2017 года по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 25.02.2022 года признано необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 09.02.2023г., принято решение – отменить в части начисления: КПН в связи с исключением из вычетов вознаграждений по займу, бонуса коммерческого обнаружения по внеконтрактной деятельности, уменьшения стоимости товарно-материальных запасов, корректировки налогооблагаемого дохода по благотворительной помощи, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений за 4 квартал 2016 года и 4 квартал 2017 года, а в остальной части оставить без изменения.

Автор: Айгуль Баширова