Об отказе в возврате суммы НДС

 Вид спора: налоговые споры

 Категория налогоплательщика: юридическое лицо

 Вид налога: Возврат НДС

Министерство финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов (далее- налоговый орган) в части отказа в возврате суммы НДС.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.07.2019г. по 30.06.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме  1 407,7 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 197 914,7 тыс.тенге.

Компании «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа части неподтверждения к возврату превышения НДС на сумму 197 914,7 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что в ходе налоговой проверке были представлены счета-фактуры, платежные документы, карточки счетов, регистры налогового учета, контракты, договора, декларации на товары, заявления о ввозе товаров и товарно-транспортные накладные.

По мнению Компании «А», поскольку электронные счета-фактуры приняты, фактов их отмены или признания их фиктивными, выписанными без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров не установлено, соответственно, отказ в возврате суммы превышения НДС неправомерен.

Относительно аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» Товарищество поясняет, что нарушения по результатам проверки установлены по 67 поставщикам на втором уровне, то есть без нарушений на первом уровне аналитического отчета.

Дале в жалобе отмечено, что в данном случае недобросовестными являются поставщики 2-го уровня, а непосредственные поставщики, такие как   ТОО «Т», ТОО «Б», ТОО «I», ТОО «E», ТОО «Д», ТОО «М» не являются недобросовестными, поскольку были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие экспортные и другие операции.

Из акта налоговой проверки следует, что установлено нарушений на  сумму 1 029 114,6 тыс.тенге, в том числе: по нарушениям, выявленным по итогам применения СУР — 974 334,4 тыс.тенге; в связи с недопоступлением валютной выручки — 2 186,9 тыс.тенге; по начисленной сумме НДС — 1 466,8 тыс.тенге; в связи с несоответствием первичных документов с данными Заявлений о ввозе товаров — 51 126,6 тыс.тенге.

В связи с чем, по результатам проверки предъявленная к возврату сумма превышения НДС за 2 квартал 2021г. в размере 197 914,7 тыс.тенге полностью не подтверждена на основании подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс).

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Налоговая проверка произведена на основании требования Компании «А» о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 2 квартал 2022 года за период с 01.07.2019г. по 30.06.2022г., в сумме 197 914,7 тыс.тенге, в том числе за 2 квартал 2021г. в сумме 197 914,7 тыс.тенге.

Согласно пункту 2 статьи 431 Налогового кодека основаниями для возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость является акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком).

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с пунктом 75 пункта 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Кроме того, Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370 утверждены Правил выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы.

Согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Кроме того, следует указать, что Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391 утверждены Правила  возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска (далее – Правила №391).

Правила №391 разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» и устанавливают порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР.

Так, согласно пунктам 11 и 45 Правил №391 при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства.

Как следует из акта проверки, на момент завершения проверки, выявленные нарушения камерального контроля поставщиками второго уровня не устранены.

Таким образом, по результатам проверки не подтвержден возврат превышения НДС на сумму 197 914,7 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам первого и второго уровня и неустраненными в период проведения проверки.

Необходимо отметить, что согласно пункту 69 Правил №391 неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности.

На основании изложенного, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 197 914,7 тыс.тенге за 2 квартал 2021г. на основании подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и пунктов 52 и 67 Правил №391 по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Автор: Айгуль Баширова