О сумме превышения НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: Возврат НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 262 013,8 тыс.тенге.

Компания «S», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для неподтверждения НДС к возврату явилось нарушение статьи 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса по которому на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

С данным выводом налогового органа Компания «S» не согласна из-за того, что в ходе налоговой проверки не был представлен отчет «Пирамида» по поставщикам и Компании «S», по поставщикам 1–3 уровней, в акте проверки отсутствует информация о нарушениях по каждому поставщику и ссылки на нормативный акт, который был нарушен Компанией «S» и или его контрагентом.

Проверив доводы Компании «S», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Налоговая проверка произведена на основании требования Компании «S» о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 1 квартал 2022 года за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г., в сумме 564 675,9 тыс.тенге.

Согласно пункту 2 статьи 431 Налогового кодекса основаниями для возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость является акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком).

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с пунктом 75 пункта 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Кроме того, Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370 утверждены Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы.

Согласно подпункту 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Кроме того, следует указать, что Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391 утверждены Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска (далее – Правила №391).

Правила №391 разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» и устанавливают порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР.

Так, согласно пунктам 11 и 45 Правил №391 при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;

Пунктом 67 Правил №391 предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки.

В рассматриваемом случае, из акта проверки следует, что согласно сформированного аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г. выявлены нарушения камерального контроля у 10 поставщиков первого уровня, у которых установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженными в ИС ЭСФ.

В связи с чем, в ходе проведения проверки направлены запросы на устранение нарушений по подтверждению НДС в территориальные Управления государственных доходов по следующим поставщикам 1-го уровня:

1) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 34 978,4 тыс.тенге по Компании «Т», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 145 104,7 тыс.тенге. Запрос в УГД от 28.10.2022г.;

2) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме составляет 3 625,5 тыс.тенге по Компании «U», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 36 890,4 тыс.тенге. Запрос в УГД от 28.10.2022г.;

3) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 30 921,9 тыс.тенге по Компании «O», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 44 221,8 тыс.тенге. Запрос в УГД от 28.10.2022г.;

4) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 81 743,1 тыс.тенге по компании «Э», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 3 130,8 тыс.тенге. Запрос в УГД от 28.10.2022г.;

5) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 18 030,7 тыс.тенге по Компании «M», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 276 763,3 тыс.тенге. Запрос в УГД от 28.10.2022г.;

6) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 1 784,2 тыс.тенге по Компании «А», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 13 810,0 тыс.тенге. Запрос в УГД от 28.10.2022г.;

7) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 56,9 тыс.тенге по Компании «Ақ», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 9 903,0 тыс.тенге. Запрос в УГД от 28.10.2022г.;

8) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 14 666,4 тыс.тенге по Компании «К», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 6 958,6 тыс.тенге. Запрос в УГД от 28.10.2022г.;

9) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 537,0 тыс.тенге по Компании «АД», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 2 979,8 тыс.тенге. Запрос в УГД от 28.10.2022г.;

10) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 30,6 тыс.тенге по Компании «К», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 16,8 тыс.тенге. Запрос в УГД от 28.10.2022г.

Далее, в ходе проверки также направлены запросы на устранение нарушений по подтверждению НДС в территориальные налоговые органы по выявленным нарушениям у поставщиков 2, 3, 4 и 5 уровней:

1) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 668 973,4 тыс.тенге по компании «К», у поставщиков которого третьего уровня, четвертого уровня и пятого уровня выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 113 345,3 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы 01.11.2022г.;

2) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 51 536,6 тыс.тенге по Компании «M», у поставщиков которого второго уровня, третьего уровня и четвертого уровня выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 20 571,8 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы от 01.11.2022г.;

3) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 81 743,1 тыс.тенге по Компании «Э», у поставщиков которого второго уровня и третьего уровня уровней выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 16 255,0 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы от 01.11.2022г.;

4) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 2 130,9 тыс.тенге по Компании «B», у поставщиков которого второго уровня выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 710 298,0 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы от  02.11.2022г.;

5) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 1 623,0 тыс.тенге по Компании «C», поставщиком которого является  Компания «Қ», у которого выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 497 391,9 тыс.тенге. Запрос в территориальные налоговые органы от  02.11.2022г.;

6) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 15 932,8 тыс.тенге по Компании «AK», у поставщиков которого второго уровня выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 1 581,2 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы от 02.11.2022г.;

7) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 2 367,8 тыс.тенге по Компании «Э», у поставщиков которого второго уровня выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 1 420,6 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы от 11.11.2022г.;

8) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 973,6 тыс.тенге по Компании «T», у поставщиков которого второго уровня выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 2 024,5 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы от 02.11.2022г.;

9) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 9 642,8 тыс.тенге по Компании «R», у поставщиков которого второго уровня и третьего уровня выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 878,1 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы от 02.11.2022г.;

10) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 421,2 тыс.тенге по Компании «AL», у поставщиков которого третьего уровня выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 147,0 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы от   02.11.2022г.;

11) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 124,8 тыс.тенге по Компании «Akt», у поставщиков которого второго уровня и третьего уровня выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 31,2 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы от   02.11.2022г.;

12) Компания «S» отнесло в зачет НДС в сумме 30,6 тыс.тенге по Компании «К», у поставщиков которого второго уровня выявлены нарушения камерального контроля, занижение НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 31,2 тыс.тенге. Направлены запросы в территориальные налоговые органы от   02.11.2022г.

Необходимо отметить, что в пункте 2.10. акта проверки «Применение Системы управления рисками в целях возврата превышения НДС» (страницы 6-52) подробно отражены выявленные нарушения, а именно указаны наименование поставщиком 1 – 5 уровней, у которых установлено занижение сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ (по данным сформированного аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам), суммы занижения НДС, номера и даты запросов, направленных в территориальные органы государственных доходов для устранения нарушений.

Как следует из акта проверки, на момент завершения проверки, выявленные нарушения камерального контроля вышеперечисленными поставщиками 1 – 5 уровней не устранены.

Таким образом, по результатам проверки не подтвержден возврат превышения НДС на сумму 262 013,8 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам 1 — 5 уровней и не устраненными в период проведения проверки.

Необходимо отметить, что согласно пункту 69 Правил №391 неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности.

На основании изложенного, неподтверждение к возврату превышение НДС в сумме 262 013,8 тыс.тенге на основании подпункта 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и пунктов 52 и 67 Правил №391, по результатам налоговой проверки признано обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения

Автор: Айгуль Баширова