Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: НДС
Министерство финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «P» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов по (далее –орган государственных доходов) о начислении КПН, НДС, НДС за нерезидента.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме налога 73 086,2 тыс.тенге и пени 10 327,9 тыс.тенге, НДС в сумме налога 14 614,5 тыс.тенге и пени 15,3 тыс.тенге, НДС за нерезидента в сумме налога 6 633,7 тыс.тенге и пени 1 256,8 тыс.тенге.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1 статьи 373 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. не исчислен НДС с оборота за оказанные консультационные услуги юридическим лицом нерезидента «D» за 2021г. на сумму 55 280,8 тыс.тенге (110 400 Евро) по КБК 105104, в связи с признанием оказанных услуг на территории Республики Казахстан.
С данным выводом налогового органа Компания «P» не согласна, так как, имеет копии сертификата резидентства контрагента «D» за 2020-2021гг.
Проверив доводы Компании «P», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.
Согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса для целей раздела 10 Налогового кодекса местом реализации товаров признается Республика Казахстан, если покупатель работ, услуг осуществляет предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан.
В целях данного подпункта местом осуществления предпринимательской или другой деятельности покупателя работ, услуг признается территория Республики Казахстан в случае присутствия покупателя работ, услуг на территории Республики Казахстан на основе государственной (учетной) регистрации в органах юстиции Республики Казахстан или на основе постановки на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.
Положения данного подпункта применяются в отношении работ, услуг, в том числе по техническому обслуживанию и обновлению программного обеспечения, предоставление доступа к интернет-ресурсам, консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, адвокатские, рекламные услуги, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средств массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе.
В рассматриваемом случае, Компанией «P» заключен Контракт на техническое сопровождение производства тепличных овощей от 28.01.2021г. (далее – Контракт) нерезидентом «D».
Согласно разделу 3 Контракта нерезидентом «D» следует, что консультация осуществляется непосредственно при визитах на предприятие, или удаленно в онлайн режиме с использованием различных методов цифровизации.
Из раздела 4 Контракта следует, что работы по технологическому сопровождению требует присутствие в Республике Казахстан постоянного агронома, помощника агронома, являющегося работниками нерезидента «D», а также удаленная поддержка и расходы на перелет, виз данных работников. При этом, общая сумма бюджета работ по технологическому сопровождению составляет 110 400 Евро.
Таким образом, условиями Контракта предусмотрено присутствие агронома и помощника агронома в Республике Казахстан при выполнении работ и услуг по технологическому сопровождению, а также удаленной поддержки.
Кроме того, согласно данным выписки по движению денежных средств АО «B» и акту сверки за 2021г., Компания «P» у нерезидента «D» приобретены агро-консультационные услуги на сумму 110 400 Евро или по курсу Национального банка на день выплаты составляет в сумме 55 280,8 тыс.тенге.
В рассматриваемом случае, согласно актов от 31.03.2021г., от 30.04.2021г, от 31.05.2021г., от 30.06.2021г., от 31.07.2021г., от 31.08.2021г., составленных на основании Контракта на технологическое сопровождение, удаленную поддержку от 28.01.2021г. подтверждено выполнение услуг в срок и полностью по технологическому сопровождению и консультированию по основным вопросам производственного процесса по контракту на технологическое агро-сопровождение и удаленную поддержку, подписанные Заказчиком (Компания «P») и Исполнителем («D»).
Согласно подпункту 36) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса консультационные услуги — услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в т.ч. вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.
Таким образом, оказанные вышеуказанные услуги нерезидентом «D» в адрес Компании «P» согласно Контракту являются консультационными услугами, и согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса местом реализации является Республика Казахстан.
Относительно доводов Компании «P» о наличии копии сертификата резидентства нерезидента «D» за 2020-2021гг. следует отметить, что Республикой Казахстан с Королевством Нидерландов 24.04.1996г. заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (далее – Конвенция).
При этом согласно подпункту а) пункта 3 Конвенции, данная Конвенция распространяется в Республике Казахстан на налог на доходы и налог на имущество юридических и физических лиц.
Таким образом, Конвенция не регулирует порядок обложения НДС нерезидента, соответственно, доводы Компании «H» о применении Конвенции в связи с наличием сертификата резидентства являются несостоятельными.
Как указано выше пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса, местом реализации услуг признается Республика Казахстан, при этом соглано пункту 1 статьи 422 Налогового кодеска ставка налога на добавленную стоимость составляет 12 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта.
На основании вышеизложенного, учитывая норму пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса, начисление НДС за нерезидента в сумме 6 633,7 тыс.тенге за 2021г. по результатам налоговой проверки признано обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.