О начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты (ИПН)

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: физическое лицо

Вид налога: ИПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя «А» (далее — ИП «А») на уведомление о результатах проверки территориального  Департамента государственных доходов (далее — налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты (ИПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка согласно заявлению налогоплательщика на ликвидацию от 08.07.2022г. за период с 01.01.2019г. по 08.07.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении ИПН в сумме 670,7 тыс.тенге и пени 299,4 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 140,4 тыс.тенге и пени 39,7 тыс.тенге, социального налога в сумме 24,5 тыс.тенге и пени 1,3 тыс.тенге, поступлении отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование в сумме 16,8 тыс.тенге и пени 0,9 тыс.тенге.

ИП «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить в части начисления ИПН в сумме 655,3 тыс.тенге за 2020г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 366 Налогового кодекса занижен доход от реализации за 2020-2022гг. на сумму 5 421,8 тыс.тенге. 

С данным выводом налогового органа ИП «А» не согласна из-за того, что данная сумма не может быть начислена, так как действовал в рамках законодательства, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20.02.2020г. №126 О мерах реализации Указа Президента РК от 16.03.2022г. №287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики».

Согласно подпункту 3) пункта 2 вышеуказанного Постановления Правительства РК, на период до 31 декабря 2020 года включительно, вводился поправочный коэффициент «0» к ставке индивидуального подоходного налога индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения.

При этом, ИП «А» указывает, что было доведено до сведения Департамента государственных доходов официальное разъяснение Департамента государственных доходов по Алматинской области, в котором подтверждено, что «индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленный порядок налогообложения вправе применять коэффициент «0» к ставке ИПН, исчисляемого с доходов, полученных за период с 20.03.2020г. по 31.12.2020г.».

Помимо этого, также было доведено до сведения, что ИП «А» указан на сайте https://kgd.gov.kz/ru/services/search benefic в качестве налогоплательщика, имеющего право на применение льгот.

Также ИП «А» отмечает, что налоговым органом без получения каких-либо пояснений, в доход от предпринимательской деятельности включена сумма в размере 800,0 тыс.тенге в феврале 2020г., поступившая на счет физического лица в АО «KB» двумя траншами. В ходе устной беседы с Департаментом государственных доходов ИП «А» поясняет, что данные суммы не являются доходом от осуществления предпринимательской деятельности, а являются оплатой физическому лицу, работающему по договору ГПХ по оказанию юридических услуг. К жалобе приложены копии Договоров, заключенных между физическим лицом и Компанией «S», «E». Оба договора заключены 30.01.2020г. Срок оказания услуг составил один месяц. Общая сумма по двум договорам составила 1 015,3 тыс.тенге. Налоги и обязательные платежи по вышеуказанным договорам оплачивались заказчиком, действовавшим в качестве налогового агента.                

В соответствии с пунктом 1 статьи 337 Налогового кодекса доход индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленный режим, определяется в соответствии со статьей 366 Налогового кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 366 Налогового кодекса налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя за налоговый период определяется в следующем порядке:

доход индивидуального предпринимателя, полученный совокупно за налоговый период, определенный в порядке, аналогичном порядку определения совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьей 225 Налогового кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьями 226240 Налогового кодекса,

минус

корректировка дохода индивидуального предпринимателя, полученного совокупно за налоговый период, определенная в порядке, аналогичном порядку определения корректировки совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса с учетом положений пункта 2 статьи 241 Налогового кодекса,

плюс (минус)

корректировка дохода индивидуального предпринимателя, полученного совокупно за налоговый период, определенная в порядке, аналогичном порядку определения корректировки совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного пунктом 3 статьи 241 Налогового кодекса,

минус

вычеты, определенные в порядке, аналогичном порядку определения расходов, относимых на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьями 242276 Налогового кодекса,

плюс (минус)

корректировка доходов и вычетов, определенная в порядке, аналогичном порядку определения корректировки доходов и вычетов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьей 287 Налогового кодекса.

При этом, пунктом 1 статьи 225 Налогового кодекса определено, что совокупный годовой доход юридического лица-резидента Республики Казахстан состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом из источников в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса определено, что в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход от реализации.

Согласно пункту 1 статьи 227 Налогового кодекса доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки увеличен доход от реализации товаров (работ, услуг) за 2020г. на сумму 4 843,6 тыс.тенге.

При этом, ИП «А» к жалобе приложены Договор возмездного оказания услуг от 30.01.2020г., заключенного как физическое лицо «А» с Компанией «S» (заказчик) по правовому сопровождению деятельности Заказчика, согласно которого стоимость услуг составляет 515,3 тыс.тенге.

 Аналогичный договор возмездного оказания услуг от 30.01.2020г., заключен с Компанией «E», согласно которого стоимость услуг составляет 500,0 тыс.тенге.

При этом, в соответствии с условиями Договоров Исполнитель (физическое лицо) обязуется оказать, а Заказчик (Компания «S», Компания «E») обязуется принять и оплатить в объеме, порядке и на условиях, указанных в Договоре, услуги по правовому сопровождению деятельности Заказчика, включая, но не ограничиваясь, экспертизу договоров, заключаемых Заказчиком, внутренних документов Заказчика, подготовку корпоративных, претензионных и судебных документов, участие в рамках компетенции в подготовке документов для получения заказчиком разрешительных документов в уполномоченных органах, указанные в приложении 1 к Договору (далее -«Услуги»).

Согласно пункту 3.7. указанных договоров за исключением ИПН и обязательных пенсионных взносов Исполнитель самостоятельно осуществляет исчисление, начисление и уплату любых иных налогов и других обязательных платежей, обязанности по уплате которых возникают у него в связи с заключением и исполнением настоящего Договора, и самостоятельно несет ответственность за исполнение этих обязательств. 

Следовательно, согласно условиям вышеуказанных договоров гражданско-правового характера ИПН подлежит удержанию налоговыми агентами Компания «S» и Компания «E» у источника выплаты.

При этом, удержание ИПН вышеуказанными налоговыми агентами подтверждены данными форм налоговой отчетности (ф.200.05) «Исчисление налога и социальных платежей с доходов физических лиц по договорам гражданско-правового характера» к Декларации по ИПН и социальному налогу (ф.200.00) за 1 квартал 2020г., соответственно, доводы ИП «А» в указанной части являются обоснованными.

Относительно применения поправочного коэффициента «0» к ставкам ИПН индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения, следует указать.

Согласно пункту 2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 20.03.2020г. №126 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16.03.2020г. №287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики»» на период до 31.12.2020г. включительно введен поправочный коэффициент «0» к ставкам, в том числе индивидуального подоходного налога индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения.

При этом, в пункте 6 вышеуказанного Постановления Правительства Республика Казахстан отмечено, что данное постановление действуетс 20.03.2020г. и до 31.12.2020г. включительно.

Пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, облагаются налогом по ставке 10 процентов. 

Таким образом, учитывая нормы пункта 2 Постановления Правительства Республика Казахстан от 20.03.2020г. №126, при расчете ИПН применяется поправочный коэффициент «0» к ставке ИПН, указанного в пункте 1 статьи 320 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки к установленной ставке ИПН не применен поправочный коэффициент «0», соответственно, необоснованно начислен ИПН за 2020г. ИП «А», работающему в общеустановленном порядке налогообложения. Следовательно, начисление ИПН за 2020г. по результатам налоговой проверки является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления ИПН в сумме 655,3 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

Автор: Айгуль Баширова