Новый Налоговый кодекс Республики Казахстан усилил защищенность налогоплательщиков

Новый Налоговый кодекс внес существенное нормативное усиление защищенности налогоплательщиков.

Налоговый кодекс имеет нормы, позволяющие изменить налоговые отношения с контрольных, со стороны государственных органов, на отношения сотрудничества между государственными органами и налогоплательщиками по вопросу полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств и теперь все зависит только от:

  • Практической реализации норм Налогового кодекса, в том числе со стороны государственных органов;
  • Намерения налогоплательщиков использовать предоставляемые возможности для полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств.

К нормам Налогового кодекса, обеспечивающим предсказуемость налоговых отношений и стимулирующим модернизацию экономических отношений можно отнести следующие:

  1. Запрет на повторное обложение налогом;
  2. Введение принципа добросовестности налогоплательщиков;
  3. Доказывание нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, допущенного налогоплательщиком, – обязанность налоговых органов в ходе налоговой проверки;
  4. Толкование всех неопределенностей и неурегулированных вопросов налогового законодательства Республики Казахстан в пользу налогоплательщика, при рассмотрении жалоб на уведомления о результатах проверки;
  5. Введение принципов налогового администрирования;
  6. Изменение срока исковой давности с 1 января 2020 года;
  7. Сохранение порядка рассмотрения жалоб налогоплательщиков апелляционной комиссией с участием представителей бизнеса;
  8. Сохранена возможность обращения по спорным вопросам в Консультационный совет по вопросам налогообложения;
  9. Отмена решений налоговых органов, основанных на нормах Налогового кодекса, противоречащих принципам налогообложения;
  10. Внедрение с 2019 года дифференцированного налогового администрирования, в зависимости от степени рисков налогоплательщика;
  11. Внедрение электронных форм налогового администрирования и взаимодействия;
  12. Изменение прав и обязанностей налогоплательщиков (налоговых агентов) и налоговых органов.

Основой данных отношений является Конституция Республики Казахстан.

Статьей 35 Конституции РК установлено, что «уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого».  Норма Основного закона, с одной стороны, определяет обязанность Налогоплательщика в соблюдении налогового законодательства, а с другой, прямо защищает его от претензий со стороны государственных органов, которые не соответствуют требованиям налогового права.

Данные принципы нашли усиление и в нормах нового Налогового кодекса, в соответствии со статьей 8 которого:

  • нарушение налогового законодательства РК, допущенное Налогоплательщиком (Налоговым агентом), должно быть описано в ходе проведения налоговых проверок;
  • обоснование доводов и раскрытие обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения налогового законодательства РК, возлагаются на Налоговые органы;
  • при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства РК толкуются в пользу Налогоплательщика (Налогового агента).

Введение нормы о толковании, при рассмотрении жалоб на уведомления о результатах проверки, всех неопределенностей и неурегулированных вопросов налогового законодательства Республики Казахстан в пользу налогоплательщика усиливает роль бухгалтерских служб налогоплательщиков, в части профессионального подхода при принятии решений в области налоговых отношений.

Также данная норма Налогового кодекса налагает новые повышенные требования к формированию доказательственной базы по принятым решениям самого налогоплательщика, в частности, к содержанию Финансовой учетной политики и Налоговой учетной политики.

В статье 4 Налогового кодекса исключено существенное противоречие о том, что то, что написано в тексте Налогового кодекса – то и правильно, заменив слова «не могут» на слова «не должны»!

Введена новая норма пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса о пересмотре решений налоговых органов, если они были вынесены на основании норм Налогового кодекса, противоречащим принципам. Но, данная норма, возможно, трудно применима на практике, так как сначала потребуется доказать, что отдельная норма Налогового кодекса противоречит принципам налогообложения.

Отдельно отметим то, что норма пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса:

«3. Если налоговое обязательство, исполненное налогоплательщиком (налоговым агентом) в соответствии с предварительно полученным индивидуальным письменным разъяснением налогового органа, которое впоследствии отозвано, признано ошибочным или направлено новое, иное по смыслу разъяснение, то налоговое обязательство подлежит корректировке (исправлению) при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки без начисления налогоплательщику штрафов и пени»

не применяется ко всем налогоплательщикам.

Данная норма в соответствии со статьей 134 Налогового кодекса применяется только по предварительным разъяснениям, предоставленным уполномоченным органом по запросу:

  • налогоплательщика, состоящего на горизонтальном мониторинге с 1 января 2020 года;
  • организации, реализующей инвестиционный приоритетный проект с 1 января 2019 года.

При этом, предварительным разъяснением является разъяснение уполномоченного органа по возникновению налогового обязательства в отношении планируемых сделок (операций).

При возникновении вопросов по практическому применению в Вашей деятельности информации, рассматриваемой в публикациях Палаты НК или Налоговых консультантов, размещаемых на Портале «Налоги в Казахстане», Вы можете обратиться в Исполнительную дирекцию Палаты НК через Колл-центр на Портале или по следующим контактам:

тел: +7 708 9712497, +7 708 9712496, в рабочее время с 9-00 до 18-00; e-mail: info@nalogikz.kz, pnk@pnk.kz; электронные СМИ: [url]https://nalogikz.kz/;[/url] http://pnk.kz/.

Автор: Исполнительная дирекция Палаты НК

Автор: Айжан Ержанова