НДС — возврат НДС (простой оборудования и досрочное расторжение контракта)

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, на территории Республики Казахстан (НДС), о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой НДС не подтвержденной к возврату и не подлежащей уплате в бюджет, о сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату за период (далее – превышение по НДС) с 01.07.2017г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК:105101 НДС в сумме 630 642,6 тыс.тенге, 105101 превышение НДС, относимого в зачет, над суммой НДС не подтвержденной к возврату и не подлежащей к уплате в бюджет на сумму 1 127929,2 тыс.тенге, 105112 сумма превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в сумме 824941,5 тыс.тенге  и пени в сумме 182192,2 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно начисления и неподтверждения к возврату превышения НДС за простой оборудования и досрочное расторжение контракта в сумме 364 074,4 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 68 Указа Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.1995 года №2235 (далее — Указ о налогах) Компанией «К» отнесены за проверяемый период в зачет НДС по расходам за простой по счетам-фактурам, выставленным поставщиками: Компаниями «FR», «ADI», «ABI», «ADSCPC», «KKS-S», кроме того Компанией «К» отнесен в зачет НДС по расходам за досрочное расторжение контракта по счетам-фактурам, которые не являются товаром, выполненными работами или оказанной услугой по Компании «KMGP».

C данным выводом Компания «К» не согласна и приводит следующие выводы.

Относительно Компании «FR»

Как отмечает Компания «К», простой оборудования не может быть рассмотрен в качестве неустойки либо штрафа, так, статья 293 ГК РК признает в качестве неустойки (штрафа, пени) определенную законодательством или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По утверждению Компании «К», ни одно из указанных выше обстоятельств не подходит к рассматриваемой ситуации, так как ни Компания «К», ни Подрядчик не нарушали какие-либо обязательства по Контракту.

Относительно Компании «ADI»

В жалобе отмечено, что сумма НДС, выставленная Подрядчиком в счетах-фактурах в адрес Компании «К», является его обязательством по уплате НДС в государственный бюджет, которые он исполнил. Утверждая о том, что суммы являются необлагаемым оборотом и исключая из зачета Компании «К» по таким счетам- фактурам, налоговая проверка, в нарушение статьи 7 Налогового кодекса фактически требует оплатить сумму налога дважды в бюджет Республики — получая поступления НДС от Подрядчика Компании «К», и уменьшая зачет у Компании «К».

Относительно Компании «ABI»

По мнению Компании «К», режим постоянной готовности необходим для обеспечения гарантии того, что вертолет будет доступен для мобилизации в любое время суток 24/7 при любой ситуации. Соответственно, счет-фактуры выставлены Подрядчиком согласно пункту 2.3 статьи 2 «Описание услуг» Приложения В и статьи 4 «Цены» Приложения С к контракту за услуги вертолетной медицинской транспортировки доступной 7 дней в неделю, в режиме постоянной готовности мобилизовать вертолет.

Относительно Компании «ADSCPC»

Так, в жалобе отмечено, что согласно Контракту, заключенному между Компанией «К» (далее — «Компания») и Компанией «ADSCPC» (далее – «Подрядчик»), Подрядчик обязуется оказать Компании услуги по термическому напылению металлической облицовке, ремонту облицовки и установке муфт согласно Приложения Б к Контракту. В соответствии с данным Приложением В, утвержден подробный и детальный объем работ. В случае задержки (периоды простоя) вследствие указания Компании или значительной отсрочки передачи сосудов Подрядчику, в таком случае Подрядчик имеет право на выплату ставки за простой за каждый час простоя в соответствии с Таблицей 1 Приложения С, сверх 4 (четырех) часов простоя, следовательно, все что составляет менее 4 (четырех) часов простоя, не подлежит возмещению.

Соответственно, как отмечает Компания, в счет-фактуре Подрядчик выделяет сумму за простой бригады в соответствии с расценками в Приложении С к Контракту расценки включают в себя все затраты, связанные с предоставлением услуг.

Относительно Компании «KKS-S»

.

В данном случае Подрядчик, за вознаграждение, обязуется произвести услуги по основным строительным работам и сопутствующим услугам по закупу материала для проекта снятия производственных ограничений по газу КПК, при этом в ходе оказания таких услуг может возникать простой, который следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса оказания услуг, следовательно, как деятельность, направленную на удовлетворение потребностей Компании (т.е. как услугу).

Относительно Компании «KMGP»

По мнению Компании «К», Компания вынуждена была принять решение приостановить работу дополнительной буровой установки в период глобальной пандемии COVID-19, вследствие чего плата за раннее расторжение была неизбежным случаем.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Налоговый режим Компании «К» осуществляется в соответствии с положением ОСРП, Соглашением об урегулировании применимого Налогового кодекса или Указа Президента РК от 24.04.1995г. №2235, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 1 октября 1997г. и Инструкции о Налоговом режиме «ОСРП от 18.11.1997г., Налогового кодекса Республики Казахстан от 10.12.2008г., Налогового кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017г.

Постановлением Правительства РК одобрено Соглашение об урегулировании между Правительством РК, Полномочным органом и компаниями и утверждена Инструкция о налоговом режиме ОСРП от 13.12.2011г. №1525 (далее-Инструкция ОСРП).

В соответствии со статьей 53 Указа о налогах, НДС представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ или услуг, а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами НДС, начисленными за реализованные товары, работы или услуги, и суммами НДС, подлежащими уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 68 Указа о налогах, при применении налогоплательщиком метода начисления суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате по выставленным налоговым счетам-фактурам по фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услугам в течение отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Налог на добавленную стоимость не зачитывается, если подлежит уплате в связи с получением товаров, работ или услуг, связанных с проведением мероприятий, не относящихся к предпринимательской деятельности налогоплательщика.

В зачет принимается сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная (подлежащая уплате) поставщикам; состоящим на учете по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан. Налог на добавленную стоимость, уплаченный (подлежащий уплате) поставщикам, не состоящим на учете по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан, подлежит отнесению на затраты.

Пунктами 96-98 главы 30 Инструкции ОСРП предусмотрено, что суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате по выставленным налоговым счетам-фактурам по фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услугам в течение отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Таким образом, в соответствии с положениями Указа о налогах, НДС относится в зачет по фактически выполненным работам или оказанным услугам, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

В рассматриваемом случае, к жалобе приложены копии договоров, заключенные Компанией с вышеназванными поставщиками:

— Компания «FR» (далее — Подрядчик), Подрядчик обязуется оказать Компании «К» инспекционные услуги, связанных с технологическим процессом автоматической чистки трубопроводов Контракт от 24.02.2016г.;

— Компания «ADI» обязуется оказать Компании «К» услуги по очистке специализированным оборудованием сверхвысокого давления с дистанционным управлением на территории Карачаганакского месторождения Контракт от 24.07.2018г.;

— Компания «ABI» на предоставление услуг медицинской эвакуации вертолетом Контракт от 15.09.2020г.; 

— Компания «ADSCPC» обязуется оказать Компании «К» услуги по термическому напылению металлической облицовке, ремонту облицовки и установке муфт Контракт от 26.01.2018г.;

— Компания «KKS-S» обязуется оказать Компании «К» услуги по основным строительным работам и сопутствующим услугам по закупу материала для проекта снятия производственных ограничений по газу Контракт от 19.06.2018г. 

Согласно условиям указанных контрактов стоимость товара, работ и услуг определяется исходя из операционных суточных ставок и суточных ставок простоя, соответственно, в счетах-фактурах, выставленных поставщиками, отдельно выделялись суммы за фактически оказанные услуги, выполненные работы и отдельно суммы за простой оборудования.

Как было указано выше, сумма НДС покупателем относится в зачет только по фактически поступившим товарам, выполненным работам или оказанным услугам при наличии налоговых счетов — фактур.

Соответственно, расходы за простой не являются расходами за фактически поступившие товары, выполненные работы или оказанные услуги, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке, поскольку счет-фактура выписана в адрес Компании на сумму, определенную за время простоя оборудования.

Из изложенного следует, что расходы за простой оборудования не являются расходами за фактически поступившие товары, выполненные работы или оказанные услуги, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке, поскольку счета-фактуры, выписаны Компаниями «FR», «ADI», «ABI», «ADSCPC», «KKS-S» на сумму, определенную за время простоя оборудования.

Таким образом, НДС, образовавшийся по расходам Компании «К» за простой оборудования в размере 333 370,7 тыс.тенге, в соответствии с положениями статей 53, 68 Указа о налогах обоснованно подлежит исключению из зачета по НДС и отказу в возврате.

Следовательно, исключение за проверяемый период из зачета НДС по расходам за простой оборудования, выставленные Компаниями «FR», «ADI», «ABI», «ADSCPC», «KKS-S» в адрес Компании «К» и неподтверждение к возврату НДС, а также в части соответствующей суммы начисленной пени по Компании «ABI» и Компанией «FR» по результатам налоговой проверки, являются обоснованными.

Относительно Компании «KMGP», в соответствии с положениями Указа о налогах, НДС относится в зачет по фактически выполненным работам или оказанным услугам, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

В рассматриваемом случае, во 2 квартале 2020г. по счет-фактуре от 23.04.2020г. отнесена в зачет сумма НДС в размере 30 703,7 тыс.тенге, выставленная Компанией «KMGP» на сумму компенсации за досрочное расторжение Контракта на предоставление наземных буровых установок.

Согласно разделу 1 данного Контракта Подрядчик предоставляет Компании «К»: а) аренду и эксплуатацию 1 (одной) Основной буровой установки под названием «БУ 249»; б) аренду и эксплуатацию 1 (одной) дополнительной буровой установки под названием «БУ 2016».

В ходе проверки выставлено требование от 23.05.2022г. о предоставлении документов по досрочному расторжению Контракта, на которое Компанией «К» было предоставлено пояснение, что буровая установка демобилизована в интересах Компании, выставлен счет на оплату за досрочное расторжение согласно статье 6.4. Приложения А, С к данному Контракту.

В соответствии с нормами статей 230, 231 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г., статей 369, 372 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) определены понятия облагаемого оборота, оборота по реализации товаров, работ услуг.

Так, согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса от 10.12.2008г. облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС по реализации товаров, работ, услуг в РК, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

При этом пунктами 1, 2 статьи 231 Налогового кодекса от 10.12.2008г. определено, что оборот по реализации товаров означает:

1) передачу прав собственности на товар;

1-1) экспорт товара;

2) отгрузку товара, в том числе на условиях рассрочки платежа и (или) в обмен на другие товары, работы, услуги;

3) передачу имущества в финансовый лизинг;

4) отгрузку товара по договору комиссии или по договору поручения;

6) возврат товара в таможенной процедуре реимпорта, вывезенного ранее в таможенной процедуре экспорта.

Оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара, в том числе, указанные в подпунктах 1) — 6) пункта 2 статьи 231 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г., если иное не предусмотрено настоящей главой, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 настоящего Кодекса, имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.

Аналогичные положения установлены статьями 369, 372, 400 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

В рассматриваемом случае, согласно пункта 7, соглашения С стоимость за досрочное прекращение контракта составила 672 000 долларов США или 286 567,7 тыс.тенге, в том числе НДС 30 703,7 тыс.тенге.

При этом, согласно пункту 7 Контракта оплата досрочного расторжения вычисляется следующим образом: 10 000 долларов США х (90 – количество дней уведомления).

Соответственно, НДС в сумме 30 703,7 тыс.тенге не подлежит отнесению в зачет согласно статьи 68 Указа о налогах и пункта 96-98 главы 30 Инструкции ОСРП.

Учитывая вышеуказанные нормы, компенсации за досрочное расторжение/прекращение договора не являются расходами за фактически поступившие товары, выполненные работы или оказанные услуги, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Таким образом, исключение из зачета НДС по расходам компенсаций за досрочное расторжение/прекращение договора (контракта) и не подтверждение к возврату НДС в сумме 30 703,7 тыс.тенге, выставленные Компанией «KMGP», а также в части соответствующей суммы начисленной пени по результатам налоговой проверки, являются обоснованными.

  • Относительно исключения из зачета НДС в общей сумме 233 595,0 тыс.тенге, в том числе премия по результатам выполненных работ в сумме 228 93,0 тыс.тенге, одноразовая поощрительная премия в сумме 4 662,0 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось что в нарушение статьи 68 Указа о налогах, Компанией «К» по поставщикам Компания «BSP»  и Компания «КМ» неправомерно отнесена сумма НДС в размере 228 933,0 тыс.тенге в качестве премии по результатам выполненных работ, по Компании «AGS», неправомерно отнесена сумма НДС в размере 4 662,0 тыс.тенге по выплаченным одноразовым поощрительным премиям, в связи с чем, данные премии не являются выполненными работами или оказанными услугами в течение отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна по следующим причинам.

Из жалобы следует, что согласно Контракту, заключенному между Компанией «BSP» и Компанией «КМ», являющихся участниками договора о совместной деятельности (далее — Подрядчик), Подрядчик обязуется оказать Компании «К» услуги на проектирование, закупки и строительство (ПЗС) для проекта 4-го компрессора обратной закачки газа согласно Приложения Б к Контракту. В соответствии с данным Приложением В, утвержден подробный и детальный объем работ. ЭЦФ от 13.10.2021г. была выставлена на основании п.10 «Компенсация, основанная на производительность» Дополнения № 03 к Контракту.

Согласно статье 10.1 Дополнения №03 к Контракту в случае, если Подрядчик удовлетворительно завершит следующие работы к или до 31 марта 2021г., Подрядчик имеет право на выплату бонуса в размере 4 500 000 долларов США, который будет выставлен на оплату одним счетом:

i)       завершена установка трубопроводов на 95%;

ii)      протяжка кабеля завершена 95% (без учета кабелей электрообогрева и молниеотводов); а также

iii)     завершено 70% пакетов гидроиспытаний.

По мнению Компании «К», полученные Поставщиком премии за достижение определенного объема работ/услуг рассматриваются как оказание услуг Поставщиком и включаются в размер оборота по реализации исходя из применяемых сторонами сделки цен согласно Контракту и дополнения 03 к нему, по утверждению в жалобе сумма такой премии (бонуса) подлежит включению в облагаемый оборот по НДС.

Также в жалобе отмечено, что согласно Контракту, заключенному между Компанией «AGS» (Подрядчик) и Компанией «К», Подрядчик обязуется оказать Компании «К» услуги по обеспечению комплексной безопасности на месторождении. В соответствии с данным Приложением В, утвержден подробный и детальный объем работ.

Компания «К» поясняет, что весной 2019 года Компания готовилась к масштабному капитальному ремонту. Однако, в этот период низкий уровень заработной платы в охранной службе Компании привел к массовому оттоку опытных и квалифицированных охранников без возможности найти замену (было около 596 охранников из 713, требуемых по контракту, т.е. 84% от количества требуемого персонала). Нехватка ресурсов могла привести к серьезным последствиям по обеспечению производственной безопасности деятельности Компании, включая безопасность при проведении капитального ремонта.

Для целей устранения данной проблемы были приняты соответствующие меры, включая организацию выплаты сотрудникам охраны в размере 70,0 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Как ранее было указано, в соответствии с пунктом 1 статьи 68 Указа о налогах при применении налогоплательщиком метода начисления суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате по выставленным налоговым счетам-фактурам по фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услугам в течение отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Таким образом, в соответствии с положениями Указа о налогах НДС относится в зачет по фактически выполненным работам или оказанным услугам в течение отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

  • Премия по результатам выполненных работ в сумме 228 93,0 тыс.тенге

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В рассматриваемом случае, между Компанией «К» и Компаниями «BSP» и «КМ» (Подрядчик) заключен Контракт от 30.04.2019г. на проектирование, закупки и строительство (ПЗС) для проекта 4-го компрессора обратной закачки газа (далее — Контракт).

На основании пунктов 12.1, 12.2 Контракта в качестве вознаграждения за удовлетворительное выполнение условий настоящего Контракта, Компания «К» выплачивает Подрядчику суммы в размере и в порядке, предусмотренном Приложением С, суммы, указанные в Приложении С остаются фиксированными и не подлежат корректировке или увеличению на протяжении всего действия настоящего Контракта, за исключением случаев, когда предусмотрено иное.

Из приложенного к жалобе Дополнительного соглашения №03 Контракта следует, что новая статья 10 «стимулы» должна быть внесена в раздел А Приложения С Контракта следующим образом: 10.1 если Подрядчик удовлетворительно завершит следующие работы до или 31.03.2021г., Подрядчик имеет право получить от Компании бонус в размере 4 500 000 долларов США, который будет выставлен на оплату одним платежом.

Следует отметить, что согласно дополнения «А» Дополнительного соглашения №03 Контракта «Сводная разбивка цен» итоговая сумма составляет 232 463 313, 62 долларов США, в том числе в пункте 5.5 дополнения «А» предусмотрены стимулы в соответствии со статьей 10.1 вышеуказанного дополнительного соглашения в размере 4 500 000 долларов США.

Как ранее указано, согласно условиям Дополнительного соглашения №03 Подрядчик выставляет счет на премию одним платежом после подтверждения компанией своевременного и удовлетворительного завершения вышеуказанных работ.

В данном случае, Компаниями «BSP» и «КМ» в адрес Компании «К» выписан инвойс в сумме 5 040 000 долларов США, в том числе НДС 540 000 долларов США, также 28.09.2021г. ЭСФ от 28.09.2021г. на сумму НДС в размере 228 933,0 тыс.тенге «премия по результатам выполненных работ согласно статье 10.1 Дополнение 03 к Контракту», которая выписана за удовлетворительное выполнение условий данного Контракта.

Следовательно, сумма НДС в размере 228 933,0 тыс.тенге по ЭСФ от 28.09.2021г., в соответствии с пунктом 1 статьи 68 Указа о налогах подлежит отнесению в зачет.

Из изложенного следует, что расходы по выплате премии Подрядчиками «BSP» и «КМ» являются расходами за фактически поступившие товары, выполненные работы или оказанные услуги, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке, соответственно, начисление и неподтверждение НДС к возврату по результатам налоговой проверки в указанной части являются необоснованными.

  • Относительно одноразовой поощрительной премии в сумме 4 662,0 тыс.тенге

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Между Компанией «К» и Компанией «AGS» заключен Контракт от 13.11.2014г. на предоставление услуг по обеспечению комплексной безопасности на месторождении (далее — Контракт).

Согласно статье 2 Приложения С — возмещение и оплата, цены и расценки будут включать в себя, но не ограничиваться следующим, в том числе, трудовые затраты, включая зарплаты, пособия, премии, дополнительные выплаты, очередные отпуска и отпуска по болезни, все расходы по рекламе, набору персонала,  и связанные с этим собеседования, найму начальному и профессиональному обучению, получению и повышению квалификаций, а также расходы, связанные со сверхурочными и сменными работами и, если это потребуется для выполнения программы оказания Услуг, с работой по 7-ми дневной  рабочей неделе, в праздничные дни, расходы по мобилизации/демобилизации и другие затраты, понесенные до и после периода найма и так далее.

Статьей 5 «ставки и цены» определено, что каждая ставка оплаты применяется ко всем часам, относящимся к посту, ставка заработной платы- минимальная сумма, выплачиваемая за час каждому сотруднику поста, ставка оплаты в том числе, включает сумму ставки заработной платы, сумму поощрительных вознаграждений или каких-либо других вознаграждений и другие.

Кроме этого, следует отметить, что статьей 7 Приложения С «поощрительная премия» определена схема поощрительных вознаграждений, ежемесячные поощрительные премии и штрафы за неисполнение рассчитываются на основе суммы управленческих расходов и прибавляются к оплачиваемым управленческим расходам или вычитаются из них в соответствующем месяце.

В пункте 1.0 Дополнения от 25.12.2019г. Контракта стороны согласовали выплату единоразовой поощрительной премии (бонуса) в сумме 70,0 тыс.тенге персоналу подрядчика, где отмечено, что вышеуказанная сумма является все-включающей паушальной выплатой каждому работнику из персонала подрядчика по состоянию на 31.08.2019г.

На основании Дополнения №11 к данному контракту, заявки на оплату, списка сотрудников организаций на поощрение подписан Акт выполненных работ (оказанных услуг) и выписан ЭСФ от 30.12.2019г. на услуги охраны «одноразовая поощрительная премия» на общую сумму 43 512,0 тыс.тенге, в том числе НДС составил 4 662,0 тыс.тенге.

Следует указать, что норма статьи 68 Указа о налогах не предусматривает отнесение в зачет одноразовой поощрительной премии рабочим, так как, данные премии не являются выполненными работами или оказанными услугами в течении отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Таким образом, сумма НДС в размере 4 662,0 тыс.тенге по ЭСФ от 30.12.2019г. за поощрительную премию в соответствии с пунктом 1 статьи 68 Указа о налогах не подлежит отнесению в зачет, соответственно, начисление и неподтверждение к возврату НДС по результатам налоговой проверки в указанной части являются обоснованными.

  • Относительно исключения из зачета НДС расходов по резервной заработной плате персонала, помещенного на карантин в сумме 32 973,2 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пунктов 1, 4 статьи 68 Закона о налогах Компанией «К» отнесены в зачет расходы по резервной заработной плате в сумме 32 973,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с поставщиками Компаниями «BSP» и «КМ». 

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна, так по Контракту от 30.04.2019г., заключенному между Компанией «К» и Компаниями «BSP» и «КМ», являющиеся участниками о договоре совместной деятельности (далее — Подрядчик), Подрядчик обязуется оказать Компании «К» услуги на проектирование, закупки и строительство (ПЗС) для проекта 4-го компрессора обратной закачки газа согласно Приложения Б к Контракту.

Как отмечено в жалобе, Подрядчик внедрил все возможные процедуры по ОТ, ТБ и ООС в соответствии с принятыми в Республике Казахстан приказами, в результате чего был вынужден ввести обязательный карантин для всего персонала, мобилизуемого на объект. Связанные с этим расходы превышали расходы, изначально предусмотренные контрактом, и подлежали возмещению.

Соответственно, полученная Поставщиком оплата резервной заработной платы для персонала, помещенного на карантин (положительные случаи и прямые контакты) рассматриваются как оказание услуг Поставщиком и включаются в размер оборота по реализации исходя применяемых сторонами сделки цен согласно Контракту №AP/D/18/1299 и дополнения 03 к нему, поэтому сумма такой заработной платы подлежит включению в облагаемый оборот по НДС.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Указа о налогах при применении налогоплательщиком метода начисления суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате по выставленным налоговым счетам-фактурам по фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услугам в течение отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Таким образом, в соответствии с положениями Указа о налогах, НДС относится в зачет по фактически выполненным работам или оказанным услугам, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

В рассматриваемом случае, между Компанией «К» и Компаниями «BSP» и «КМ» (Подрядчик) заключен Контракт от 30.04.2019г. на проектирование, закупки и строительство (ПЗС) для проекта 4-го компрессора обратной закачки газа (далее — Контракт).

В ходе проверки было выставлено требование о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки документов от 19.05.2022г. (представление разъяснения, в том числе по счет-фактуре №35 от 31.03.2021г. по Подрядчику — Компаниями «BSP» и «КМ»). Из ответа Компании «К» следует, что Подрядчик вынужден скорректировать рабочий и производственный процесс в связи с выполнением санитарных мер по борьбе с КОВИД-19 согласно требованиям Правительства.

При этом в письме отмечено, что данные меры повлияли на рабочий график персонала, мобилизацию/демобилизацию, дополнительные затраты, направленные на ПЦР тестирование, медицинское обслуживание, оборудование, услуги, которые не предусматривались Контрактом, но были необходимы для бесперебойного производственного процесса.

Так, к проверке и к жалобе представлены счет-фактура от 31.03.2021г., список с наименованием должностей и суммами выплат в долларах США по каждой должности.

Как было отмечено ранее, согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса от 10.12.2008г. облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС по реализации товаров, работ, услуг в РК, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Подпунктом 1) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса определено, что суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации.

В данном случае, Компания от Подрядчика получила не товар, работу или услугу, а как указано в счет-фактуре «резервную заработную плату для персонала помещенного на карантин».

В соответствии с положениями Указа о налогах, НДС относится в зачет по фактически выполненным работам или оказанным услугам, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Следовательно, полученная от Подрядчика в адрес Компании оплата резервной заработной платы для персонала не может рассматриваться как оказание услуг и включаться в размер оборота по реализации, не может относиться в зачет по НДС.

Соответственно, исключение из зачета НДС и неподтверждение к возврату в сумме 32 973,2 тыс.тенге по расходам на оплату резервной зарплаты по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно суммы 45 809,9 тыс.тенге (ранее возвращенной по акту от 13.11.2020г.), следует отметить, что данная сумма налоговой проверкой не подтверждена к возврату и начислена к уплате за 2 — 4 кварталы 2019г., 1 — 2 кварталы 2020г. по взаиморасчетам с Компанией «FR» (простой оборудования), Компанией «KMGP» (досрочное расторжение контракта) и Компанией «AGS» (единовременная премия охранникам).

При этом, по результатам жалобы пунктами 1 — 2 данного решения исключение НДС из зачета признано обоснованным, соответственно доводы Компании о необоснованности начисления суммы превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату и пени по результатам налоговой проверки являются несостоятельными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части исключения НДС из зачета по расходам премий, выплаченных по результатам выполненных работ, а в остальной части оставить без изменения.

Государственный язык

Дау түрі: салық даулары

Салық төлеушінің санаты: заңды тұлға

Салық түрі: ҚҚС

Қазақстан Республикасының Қаржы министрлігі (бұдан әрі-уәкілетті орган) Қазақстан Республикасының аумағында өндірілген тауарларға, орындалған жұмыстарға және көрсетілген қызметтерге қосылған құн салығын (ҚҚС) есептеу туралы, ҚҚС асып кету сомасы туралы Мемлекеттік кірістер аумақтық департаментінің (бұдан әрі – салық органы) тексеру нәтижелері туралы хабарламасына «К» компаниясының апелляциялық шағымын алды қайтаруға расталмаған және бюджетке төлеуге жатпайтын ҚҚС сомасынан жоғары, бюджеттен қайтарылған және қайтаруға расталмаған ҚҚС асып кеткен сомасы туралы.

Іс материалдарынан көрініп тұрғандай, салық органы 01.07.2017 ж. бастап кезең ішінде қайтаруға ұсынылған қосылған құн салығы сомаларының дұрыстығын растау (бұдан әрі – ҚҚС бойынша асып кету) мәселесі бойынша тақырыптық салықтық тексеру жүргізді. 31.12.2021 ж. бойынша, оның нәтижелері бойынша КБК есептеу туралы хабарлама шығарылды:105101 ҚҚС 630 642,6 мың теңге сомасында, 105101 есепке жатқызылатын ҚҚС қайтаруға расталмаған және бюджетке төлеуге жатпайтын ҚҚС сомасынан 1 127929,2 мың теңге сомасында асып кеткен, 105112 бюджеттен қайтарылған ҚҚС және қайтаруға расталмаған сомасы 824941,5 мың теңге және 182192,2 мың теңге сомасындағы өсімпұл.

«К» компаниясы салық органының қорытындыларымен келіспей, апелляциялық шағыммен жүгінді, онда салық органының шешімінің күшін жоюды сұрайды.

1. 364 074,4 мың теңге сомасында қарапайым жабдық үшін ҚҚС асып кетуін есептеуге және қайтаруға растамауға және келісімшартты мерзімінен бұрын бұзуға қатысты

Қазақстан Республикасының «Салық және бюджетке төленетін басқа да міндетті төлемдер туралы» 24.04.1995 жылғы №2235 Жарлығының 68-бабы (бұдан әрі — Салық туралы жарлық) «К» компаниясы тексерілетін кезең ішінде өнім берушілер: «FR», «ADI», «ABI», «ADSCPC», «KKS-S» компаниялары қойған шот-фактуралар бойынша қарапайым шығыстар бойынша ҚҚС есебіне жатқызылды, бұдан басқа «К» компаниясы ҚҚС есебіне жатқызылды «KMGP» компаниясы бойынша тауар, орындалған жұмыстар немесе көрсетілген қызмет болып табылмайтын шот-фактуралар бойынша келісімшартты мерзімінен бұрын бұзғаны үшін шығыстар бойынша.

«К» компаниясы осы тұжырыммен келіспейді және келесі тұжырымдарды келтіреді.

«FR» компаниясына қатысты

«К» компаниясы атап өткендей, қарапайым жабдықты тұрақсыздық айыбы немесе айыппұл ретінде қарауға болмайды, осылайша, ҚР АК 293-бабы заңнамада немесе шартта айқындалған тұрақсыздық айыбы (айыппұл, өсімпұл) ретінде борышкер міндеттемені орындамаған немесе тиісінше орындамаған жағдайда, атап айтқанда, мерзімі өткен жағдайда кредиторға төлеуге міндетті ақшалай соманы таниды орындау. «К» компаниясының бекітуі бойынша жоғарыда аталған жағдайлардың ешқайсысы қарастырылып отырған жағдайға сәйкес келмейді, өйткені «К» компаниясы да, мердігер де келісімшарт бойынша қандай да бір міндеттемелерді бұзған жоқ.

«ADI» компаниясына қатысты

Шағымда мердігердің «К» компаниясының атына шот-фактураларда қойған ҚҚС сомасы оның өзі атқарған мемлекеттік бюджетке ҚҚС төлеу жөніндегі міндеттемесі болып табылатыны атап өтілді. Салықтық тексеру салық кодексінің 7 — бабын бұза отырып, Салық кодексінің 7-бабын бұза отырып, салық сомасын республика бюджетіне екі рет төлеуді талап етеді — «К» компаниясының Мердігерінен ҚҚС түсімдерін алады және «К» компаниясынан есепке алуды азайтады.

«ABI» компаниясына қатысты

«К» компаниясының пікірінше, тұрақты дайындық режимі тікұшақтың кез келген жағдайда тәуліктің кез келген уақытында 24/7 жұмылдыру үшін қолжетімді болуын қамтамасыз ету үшін қажет. Тиісінше, шот-фактураларды мердігер в қосымшасының «Қызметтердің сипаттамасы» 2-бабының 2.3-тармағына және С қосымшасының «бағалары» 4-бабына сәйкес аптасына 7 күн қолжетімді тікұшақпен медициналық тасымалдау қызметтері үшін тікұшақты жұмылдыруға тұрақты дайындық режимінде ұсынған.

«ADSCPC» компаниясына қатысты

Мәселен, шағымда «К» компаниясы (бұдан әрі – «Компания») мен «ADSCPC» компаниясы (бұдан әрі – «мердігер») арасында жасалған келісімшартқа сәйкес мердігер компанияға металл қаптаманы термиялық бүрку, қаптаманы жөндеу және келісімшартқа Б қосымшасына сәйкес муфталарды орнату бойынша қызметтер көрсетуге міндеттенетіні атап өтілді. Осы В қосымшасына сәйкес жұмыстардың толық және егжей-тегжейлі көлемі бекітілді. Компанияны көрсету немесе ыдыстарды мердігерге беруді едәуір кейінге қалдыру салдарынан кідіріс (тоқтау кезеңдері) болған жағдайда, мұндай жағдайда мердігер С қосымшасының 1-кестесіне сәйкес әрбір бос уақыт үшін 4 (төрт) сағаттан артық, демек, 4 (төрт) сағаттан аз бос уақытты құрайтын барлық нәрсе үшін қарапайым ставка төлеуге құқылы. өтеуге жатпайды.

Тиісінше, компания атап өткендей, шот-фактурада мердігер қарапайым бригадалар үшін соманы С қосымшасындағы бағаларға сәйкес бөледі.келісімшартқа бағалар қызметтерді ұсынуға байланысты барлық шығындарды қамтиды.

«KKS-s» компаниясына қатысты

.

Бұл жағдайда мердігер сыйақы үшін ҚКП газы бойынша өндірістік шектеулерді алып тастау жобасы үшін материалды сатып алу бойынша негізгі құрылыс жұмыстары және ілеспе қызметтер бойынша қызметтер жүргізуге міндеттенеді, бұл ретте мұндай қызметтер көрсету барысында қарапайым қызметтер туындауы мүмкін, оны қызметтер көрсету процесінің ажырамас бөлігі ретінде, демек, қажеттіліктерді қанағаттандыруға бағытталған қызмет ретінде қарау керек Компаниялар (яғни қызмет ретінде).

«KMGP» компаниясына қатысты

«К» компаниясының пікірінше, компания covid-19 жаһандық пандемиясы кезеңінде қосымша бұрғылау қондырғысының жұмысын тоқтата тұру туралы шешім қабылдауға мәжбүр болды, соның салдарынан ерте тоқтату үшін төлем сөзсіз жағдай болды.

«К» компаниясының дәлелдерін тексеріп, салық органы ұсынған материалдарды зерттегеннен кейін уәкілетті орган мынадай қорытындыға келді.

«К» компаниясының салық режимі 1997 жылғы 1 қазандағы жағдай бойынша «салық және бюджетке төленетін басқа да міндетті төлемдер туралы» Заңның күші бар қолданылатын салық кодексін немесе ҚР Президентінің 24.04.1995 ж. №2235 Жарлығын реттеу туралы келісімге және 18.11.1997 ж. «ӨСК» салық режимі туралы нұсқаулыққа сәйкес жүзеге асырылады., 10.12.2008 ж. Қазақстан Республикасының Салық кодексі, 25.12.2017 ж. Қазақстан Республикасының Салық кодексі

ҚР Үкіметінің Қаулысымен ҚР Үкіметі, өкілетті орган және компаниялар арасындағы реттеу туралы келісім мақұлданып, 13.12.2011 ж. №1525 өбек салық режимі туралы Нұсқаулық (бұдан әрі-өбек нұсқаулығы) бекітілді.

Салық туралы Жарлықтың 53-бабына сәйкес ҚҚС тауарларды, жұмыстарды немесе көрсетілетін қызметтерді өндіру және айналысы процесінде қосылған құн өсімінің бір бөлігін бюджетке аударуды, сондай-ақ тауарларды Қазақстан Республикасының аумағына импорттау кезінде аударымдарды білдіреді. Бюджетке төленуге жататын ҚҚС сатылған тауарлар, жұмыстар немесе қызметтер үшін есептелген ҚҚС сомалары мен сатып алынған тауарлар, орындалған жұмыстар немесе көрсетілген қызметтер үшін төленуге жататын (төленген) ҚҚС сомалары арасындағы айырма ретінде айқындалады.

Салық туралы Жарлықтың 68-бабының 1, 5-тармақтарына сәйкес салық төлеуші есепке жатқызылатын қосылған құн салығының сомасын есептеу әдісін қолданған кезде негізгі құралдарды (ғимараттар мен жеңіл автомобильдерді қоспағанда)қоса алғанда, нақты келіп түскен тауарлар бойынша, оның ішінде импортталатын тауарлар бойынша қойылған салық шот-фактуралары бойынша төлеуге жататын салық сомасы болып табылады, есепті кезең ішінде орындалған жұмыстарға немесе көрсетілген қызметтерге нөлдік мөлшерлеме бойынша айналымды қоса алғанда, салық салынатын айналым мақсаттары үшін пайдаланылатын немесе пайдаланылатын болады.

Егер салық төлеушінің кәсіпкерлік қызметіне жатпайтын іс-шараларды жүргізуге байланысты тауарларды, жұмыстарды немесе көрсетілетін қызметтерді алуға байланысты төленуге жататын болса, қосылған құн салығы есептелмейді.

Есепке Қазақстан Республикасында қосылған құн салығы бойынша есепте тұрған өнім берушілерге төленген (төлеуге жататын) қосылған құн салығының сомасы қабылданады. Қазақстан Республикасында қосылған құн салығы бойынша есепте тұрмайтын өнім берушілерге төленген (төлеуге жататын) қосылған құн салығы шығындарға жатқызылуға тиіс.

ӨБК нұсқаулығының 30-тарауының 96-98-тармақтарында есепке жатқызылатын қосылған құн салығының сомасы нақты келіп түскен тауарлар бойынша, оның ішінде негізгі құралдарды (ғимараттар мен жеңіл автомобильдерді қоспағанда) қоса алғанда, импортталатын тауарлар бойынша, орындалған жұмыстар немесе көрсетілген қызметтер бойынша есептелген салық шот-фактуралары бойынша төленуге жататын салық сомасы болып табылады деп көзделген, нөлдік ставка бойынша айналымды қоса алғанда, салық салынатын айналым мақсаттары үшін пайдаланылатын немесе пайдаланылатын есепті кезеңнің өтуі.

Осылайша, салық туралы Жарлықтың ережелеріне сәйкес ҚҚС нөлдік мөлшерлеме бойынша айналымды қоса алғанда, салық салынатын айналым мақсаттары үшін пайдаланылатын немесе пайдаланылатын нақты орындалған жұмыстар немесе көрсетілген қызметтер бойынша есепке жатқызылады.

Қаралып отырған жағдайда шағымға компания жоғарыда аталған жеткізушілермен жасасқан шарттардың көшірмелері қоса беріледі:

— «FR» компаниясы (бұдан әрі — мердігер), мердігер «К» компаниясына құбырларды Автоматты тазалаудың технологиялық процесіне байланысты инспекциялық қызметтер көрсетуге міндеттенеді.;

— «ADI» компаниясы «К» компаниясына Қарашығанақ кен орнының аумағында қашықтан басқарылатын ультра жоғары қысымды мамандандырылған жабдықпен тазарту бойынша қызметтер көрсетуге міндеттенеді.;

— «ABI» компаниясы тікұшақпен медициналық эвакуациялау қызметтерін ұсынуға келісімшарт 15.09.2020 ж.;

— «ADSCPC» компаниясы «К» компаниясына металл қаптаманы термиялық бүрку, қаптаманы жөндеу және муфталарды орнату бойынша қызметтер көрсетуге міндеттенеді.;

Автор: Madina Kuatbekova