НДС: налоговые преференции

  1. Вид спора: налоговые споры
  2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  3. Вид налога: КПН, НДС

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, (КПН) и налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «В» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 07.02.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 13 312,2 тыс.тенге, пени 3 185,5 тыс.тенге, НДС в сумме 24 149,5 тыс.тенге и пени 4 576,9 тыс.тенге.

Компания «В» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.

1. Относительно реализации в адрес Компании «A»

В жалобе указано, что Компании «А» является частью проекта между Правительством Республик Казахстан, Акиматом г.Астана и ТОО «С» в отношении строительства многофункционального комплекса Абу-Даби Плаза в г.Астана, Постановление Правительства Республик Казахстан от 25.03.2011г. №272-1.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение  пункта 2 статьи 389 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (далее – Налоговый кодекс) Компанией «В» не представлены документы по реализации товаров (работ, услуг), подтверждающие обороты, облагаемые по нулевой ставке, при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон. 

В результате, в ходе проверки установлен облагаемый оборот в размере 143 431,8 тыс.тенге, НДС в сумме 17 211,8 тыс.тенге по отгрузке товара (штукатурка, грунтовка и другое)Компании «A». 

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 380 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено статьей 381 Налогового кодекса, размер оборота по реализации определяется как стоимость реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них НДС, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

При реализации товара на условиях рассрочки платежа стоимость реализуемого товара определяется с учетом всех платежей, предусмотренных условиями договора.

Согласно пункту 1 статьи 422 Налогового кодекса ставка НДС составляет 12 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 Налогового кодекса, если международным договором ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

Законом Республики Казахстан от 07.07.2009г. № 171-IV ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов касательно строительства комплекса Абу-Даби Плаза, подписанное в г.Астана 11.06.2009г. (далее — Соглашение).

В соответствии с приложением 1 Соглашения:

«Подрядчик» означает любое Лицо, поставляющее, прямо или косвенно, Компании «С» или его аффилированным лицам или в их в интересах товары, работы, услуги или технологии, связанные с Объектом Строительства, в том числе всех консультантов, а также любых правопреемников или правомочных цессионариев такого Лица и таких консультантов. Термин не включает физических лиц, действующих в качестве работников любого другого Лица.

«Субподрядчик» означает любое Лицо, заключившее соглашение (я) со всеми или несколькими Подрядчиками или любым из них, и поставляющее, прямо или косвенно, всем или нескольким Подрядчикам или любому из них товары, работы, услуги или технологии, связанные с Объектом Строительства, а также любых правопреемников или правомочных цессионариев такого Лица.

Термин не включает физических лиц, действующих в качестве работников любого другого Лица.

«Лицо» означает любое физическое лицо или любое юридическое лицо.

В соответствии с параграфом 4.3.5 статьи 4 Соглашения Субподрядчики, имеющие контракты с Подрядчиками, имеют право применять нулевую ставку НДС в течение периода строительства в отношении оборотов, возникающих от реализации товаров (услуг, работ) Подрядчику в связи с объектом строительства и его эксплуатацией.

Предусмотренные вышеуказанными параграфами преференции по НДС прекращают действовать после ввода в эксплуатацию или завершения всего объекта строительства.

Согласно пункту 4.3.6 Соглашения Компания «С» или его Уполномоченный Представитель предпримут все необходимые разумные меры по разработке и внедрению соответствующей административной процедуры для разумного подтверждения правильности применения Подрядчиками или Субподрядчиками преференций по НДС в соответствии с параграфами 4.3.4 и 4.3.5 Соглашения.

Во исполнение пункта 4.3.6 Соглашения утвержден Приказ Генерального директора Компании «С» от 30.03.2017г. №19 «Об утверждении Правил администрирования преференций по НДС по проекту Абу-Даби Плаза» (далее – Правила).

Подпунктами (i), (ii) пункта 3.2 Правил определено, что в целях подтверждения правомерности применения преференций по НДС, предусмотренных параграфом 4.3.4 Соглашения, Подрядчик осуществляет следующие процедуры:

— после назначения Субподрядчика обеспечивает подтверждение факта назначения Субподрядчика по форме согласно Приложению 3 к настоящим Правилам (далее – «Форма подтверждения Субподрядчика»).  Форма подтверждения Субподрядчика подписывается Компания «С», Подрядчиком, соответствующим Субподрядчиком и Компанией «Е», являющейся Менеджером по Проекту.

— направляет каждому Субподрядчику копию настоящих Правил, подлинник Формы подтверждения Субподрядчика и письменное уведомление по форме согласно Приложению 2 к настоящим Правилам о возможности применения Субподрядчиком преференций по НДС, предусмотренных параграфом 4.3.5 Соглашения, при условии соблюдения настоящих Правил.

Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Компанией «В» к жалобе приложены следующие документы: договор поставки товаров, реестр счетов-фактур, электронные счета-фактуры, накладные на отпуск запасов, акт сверки.

При этом в Дополнительном соглашении к договору указано, что Компания «С» поручила Подрядчику все работы, связанные с проектом Абу-Даби Плаза на основании Договора,  Субподрядчик подтверждает получение и ознакомление с Правилами и Уведомлением о порядке применения преференций по НДС.  

В то же время Компанией «В» не представлена «Форма подтверждения Субподрядчика» (Приложение 3 к Правилам), которая подписывается Компанией «С», Подрядчиком, соответствующим Субподрядчиком и Компанией «Е», являющейся Менеджером по Проекту.

Тем самым, не подтвержден факт назначения Субподрядчика в соответствии с Правилами.

Таким образом, Товариществом не выполнены условия, разработанные Компанией «С» в части административных процедур, и соответственно, не подлежат применению налоговые преференции в отношении оборотов, возникающих от реализации товаров (работ, услуг) в связи с объектом строительства комплекса Абу-Даби Плаза.

В связи с вышеизложенным, начисление НДС на сумму 17 211,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «A» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

2. Относительно исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «D»

В жалобе указано, что согласно определению Специализированного межрайонного экономического суда сделки между Компанией «В» и Компанией «D» не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение пункта 3 статьи 242 и статьи 400 Налогового кодекса к проверке не представлены подтверждающие документы по взаиморасчетам с Компанией «D», в результате исключены из вычетов расходы за 2019г. в сумме 31 074,3 тыс.тенге и НДС за 2 квартал 2019г. в сумме 2 649,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «D». 

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей и статьями 243 — 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

При этом вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

 Согласно пункту 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, при этом, бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции.

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019г. в сумме 31 074,3 тыс.тенге и НДС из зачета за 2 квартал 2019г. на сумму 2 649,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «D».

Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса Компанией «В» к жалобе приложены следующие документы: договор поставки товаров, реестр счетов-фактур, накладные на отпуск запасов, выписка банка, акт сверки.

В ходе рассмотрения материалов проверки установлено, что Управление государственных доходов в адрес Компании «D» выставлено уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля.

В данном уведомлении указано, что на основании системы управления рисками, основанной на анализе данных электронных счетов-фактур, а именно сведения по приобретенным и реализованным товарам, работам и услугам, определено, что отраженные в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления.

Всего в уведомлении указано 249 электронных счетов-фактур (ЭСФ) за период с 01.01.2019г. по 30.11.2020г.

В связи с тем, что данное уведомление Компанией «D» не исполнено, налогоплательщику ограничен доступ к ИС ЭСФ.

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «D» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

В связи с этим, исключение из вычетов расходов за 2019г. на сумму 31 074,3 тыс.тенге и НДС из зачета на сумму 2 649,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «D» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

3. Относительно увеличения совокупного годового дохода и оборота по реализации товаров за 2019г. по взаиморасчетам с Компанией «F»

В жалобе указано, что по покупателю Компанией «F»была ошибка бухгалтера. Все документы и акты сверок прилагаются.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 226 и подпункта 1 пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса в сумму совокупного годового дохода и оборот по реализации товаров за 2019г. не включен доход от реализации строительных товаров в адрес Компании «F»на сумму 33 341,0 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

По результатам налоговой проверки совокупный годовой доход и оборот по реализации товаров по взаиморасчетам с Компанией «F»за 2019г. увеличен на сумму 33 341,0 тыс.тенге, начислен КПН на сумму 6 668,2 тыс.тенге и НДС на сумму 4 000,9 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента Республики Казахстан состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом из источников в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

Для целей настоящего раздела доходами из источников за пределами Республики Казахстан независимо от места выплаты признаются все виды доходов, не являющиеся доходами из источников в Республике Казахстан.

Совокупный годовой доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, состоит из доходов, указанных в статье 651 Налогового кодекса.

При этом статьей 227 Налогового кодекса определено, что доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 — 240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.

Доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса.

При этом определение оборота по реализации установлено статьей 372 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса Товариществом к жалобе приложены следующие документы: договор поставки между Компанией «В» и Компанией «F», реестр счетов-фактур за 2019г., электронные счета-фактуры, накладные на отпуск запасов, выписка банка, акт сверки.

Согласно пункту 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

В рассматриваемом случае, согласно представленного реестра счетов-фактур общая сумма реализации строительных товаров за 2019г. составила 250 117,4 тыс.тенге, в том числе в адрес Компании «F»40 673,5 тыс.тенге.

В то же время по данным ИС ЭСФ установлено, что общая сумма реализации Компании «В» за 2019г. составила 250 299,5 тыс.тенге, в том числе реализация в адрес Компании «F»произведена на сумму 40 673,5 тыс.тенге.

Согласно декларации по КПН за 2019г. совокупный годовой доход составил 248 153,9 тыс.тенге.

При этом по результатам проверки совокупный годовой доход и облагаемый оборот за 2019г. дополнительно увеличены на сумму 33 341,0 тыс.тенге, в результате чего дополнительно начислен КПН на сумму 6 668,2 тыс.тенге и НДС на сумму 4 000,9 тыс.тенге.

Из представленного налоговым органом пояснения следует, что по результатам проверки ошибочно увеличен совокупный годовой доход и облагаемый оборот Компании «В» за 2019г. на вышеуказанную сумму, что привело к необоснованному начислению КПН и НДС.

Таким образом установлено, что доходы от реализации товаров в адрес Компании «F»включены Компанией «В» в сумму совокупного годового дохода, указанную в декларации по КПН за 2019г., в связи с чем увеличение совокупного годового дохода и облагаемого оборота за 2019г. на сумму 33 341,0 тыс.тенге, а также начисление КПН на сумму 6 668,2 тыс.тенге и НДС на сумму 4 000,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным. 

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН на сумму 6 668,2 тыс.тенге и НДС на сумму 4 000,9 тыс.тенге по взаиморасчетам Компанией «F», а в остальной части оставить без изменения. 

Автор: Madina Kuatbekova