НДС, корректировка зачета при возврате товара

 1.Вид спора: налоговые споры

 2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

 3. Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «LA» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 11.09.2018г. по 27.02.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 686,8 тыс.тенге и пени в сумме 6,6 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 2513,8 тыс.тенге, пени в сумме 232,6 тыс.тенге.

Компания «L», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления НДС.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса неправомерно отнесены в зачет суммы НДС по импорту за 2-3 кварталы 2019г.

С данным выводом налогового органа Компания «L» не согласна и отмечает, что за 2 -3 кварталы 2019г. в сумме 2513,8 тыс.тенге проверяющим специалистом начислен НДС, в связи с исключением из зачета сумм НДС, отнесенных в зачет по импорту из государств-членов Евразийского экономического союза, так как данный товар был возвращен поставщикам.

В жалобе отмечено, что возврат был осуществлен по причине того, что товар не был продан, а долг перед поставщиками остался, соответственно Компания «L» возвратив товар, уменьшило кредиторскую задолженность. Также, из жалобы следует, что Компанией «LA» отнесены в зачет суммы НДС, уплаченные при ввозе товара.

Также, из жалобы следует, что согласно статье 404 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. подлежат исключению НДС из зачета при утрате и порчи товара, в связи с чем, не подлежат исключению суммы НДС, отнесенные в зачет, уплаченные при ввозе товара.

Проверив доводы Компании «LA», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного в случае импорта товаров – в декларации на товары, оформленной в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, но не более суммы налога, уплаченной в бюджет Республики Казахстан и не подлежащей возврату в соответствии с условиями таможенной процедуры, или в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, совпадающая с суммой налога, отраженной в заявлении (заявлениях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, но не более суммы налога, уплаченной в бюджет Республики Казахстан и не подлежащей возврату.

Согласно пункту 2 статьи 401 Налогового кодекса в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса, НДС, относимый в зачет, учитывается в том налоговом периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:

1) дата осуществления платежа в бюджет, в том числе путем проведения зачетов в порядке, определенном статьями 102 и 103 Налогового кодекса, в счет уплаты налога;

2) дата таможенного оформления, произведенного в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, или последний день налогового периода, в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам за который исчислен такой налог.

На основании вышеизложенного, сумма НДС на импорт относится в зачет, если ввезенный товар используется или будет использоваться для целей облагаемого оборота по наиболее поздней дате: дата уплаты в бюджет НДС или дата таможенного оформления, определенная при таможенном оформлении ввоза товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Следует указать, что согласно пункту 1 статьи 404 Налогового кодекса корректировкой суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является увеличение или уменьшение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, в случаях, установленных настоящей статьей и статьей 405 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 данной статьи Налогового кодекса определено, что уменьшение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, производится в случаях, в том числе при наступлении случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 383 Налогового кодекса.

При этом, подпунктом 1) пункта 2 статьи 383 Налогового кодекса корректировка производится в случае полного или частичного возврата товара, за исключением ввоза товара с помещением под таможенную процедуру реимпорта, ранее вывезенного с помещением под таможенную процедуру экспорта.

Таким образом, корректировка суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет (увеличение или уменьшение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет) производится в случаях, установленных Налоговым кодексом, в том числе при полном или частичном возврате товаров.

Необходимо отметить, что согласно нормам пункта 2 статьи 456 Налогового кодекса при импорте товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза необходимо предоставлять декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам (форма 320.00) и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00).

Согласно пункту 3 статьи 459 Налогового кодекса при полном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации после истечения месяца, в котором такие товары ввезены, сведения по таким товарам подлежат отражению в дополнительной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленное по таким товарам, отзывается методом удаления в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 458 настоящего Кодекса.

Пунктом 4 данной статьи Налогового кодекса определено, что в целях настоящей статьи документами, подтверждающими полный и (или) частичный возврат товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза, по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации, являются:

1) согласованная налогоплательщиком-экспортером и налогоплательщиком-импортером претензия, содержащая сведения о количестве импортированных товаров, подлежащих возврату по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации;

2) акты приема-передачи товара (в случае отсутствия транспортировки возвращенных товаров);

3) транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае транспортировки возвращенных товаров);

4) акты уничтожения (в случае уничтожения товаров).

Копии документов, указанных в настоящем пункте, на бумажном носителе представляются в налоговый орган одновременно с документами, предусмотренными подпунктами 2) — 8) части второй пункта 2 статьи 456 настоящего Кодекса.

Таким образом, при полном возврате товаров по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации после истечения месяца, в котором такие товары ввезены, сведения по таким товарам подлежат отражению в дополнительной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам. При этом заявление о ввозе товаров и уплаты косвенных налогов, представленное по таким товарам, отзывается методом удаления.

В рассматриваемом случае, как следует из акта проверки Компанией «L» в декларации по НДС (ф.300.00) за 2 -3 кварталы 2019г. в зачет по импорту из государств-членов ЕЭС отнесены суммы НДС в размере 2100,2 тыс. тенге и 413,5 тыс.тенге соответственно.

Вместе с тем, как следует из акта налоговой проверки, Компанией «L» к проверке были представлены письма от компаний-нерезидентов, где они согласны на возврат ранее поставленного товара в адрес Компании «L» по причине ненадлежащего качества. Однако корректировка суммы НДС, определенная пунктом 1 статьи 404 Налогового кодекса, Компанией «L» не произведена.

При этом, также следует отметить, что в данных письмах отсутствует перечень (наименование) товара, количество, на какую сумму принимается возврат товара, кроме того, отсутствует дата. Как было отмечено ранее в пункте 3 статьи 459 Налогового кодекса, при полном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации после истечения месяца, в котором такие товары ввезены, сведения по таким товарам подлежат отражению в дополнительной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам.

При этом дополнительные декларации Компанией «L» не представлялись.

В отношении исключения суммы НДС, отнесенного в зачет, уплаченного при ввозе товара, по которому был произведен возврат, следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 459 Налогового кодекса сведения по таким товарам подлежат отражению в дополнительной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленное по таким товарам, отзывается методом удаления в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 458 настоящего Кодекса.

Таким образом, результаты налоговой проверки по исключению из зачета сумм НДС по импорту за 2-3 кварталы 2019г. и соответствующее начисление НДС за проверяемый период, являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение — оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Автор: Департамент апелляций МФ РК