Налоговая политика Казахстана: основные направления и направления развития

Страна с развивающейся налоговой институциональной средой

Казахстан является страной Центральной Азии с быстро растущей экономикой и репутацией, приветствующей прямые иностранные инвестиции. По данным Всемирного банка, Казахстан занимает 25- е место из 190 стран по уровню легкости ведения бизнеса. В настоящее время Казахстан занимает 64- е место по показателю уплаты налогов.

Имея одну из самых передовых налоговых систем в СНГ, Казахстан продолжает улучшать свою налоговую среду, постоянно изучая лучшие мировые практики по внедрению новых налоговых механизмов и правил.

За последние два десятилетия Казахстан добился значительных результатов в создании благоприятного инвестиционного климата, содействуя защите прав инвесторов и интересов налогоплательщиков.

Правительство создало ряд специализированных учреждений для поощрения и защиты инвестиций и налаживания прямого диалога по ключевым стратегическим вопросам между государственными органами и иностранными инвесторами, таких как Национальная компания «Казах Инвест», Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики. Казахстана и инвестиционный омбудсмен.

Ряд крупных платформ налогоплательщиков, таких как Ассоциация налогоплательщиков Казахстана, Национальная палата предпринимателей Атамекен, Американская торговая палата и Европейская ассоциация бизнеса Казахстана, играют активную и жизненно важную роль в построении диалога с государственными органами для защиты прав и интересов. бизнеса, обеспечивая участие представителей бизнеса в процессе развития и совершенствования национальной законодательной базы.

В течение последних нескольких лет правительство Казахстана предприняло согласованные усилия по улучшению и модификации своей налоговой системы, и в рамках реализации Национального плана «100 конкретных шагов для реализации пяти институциональных реформ» был разработан и принят новый налог Код действует с 2018 года.

Новый Налоговый кодекс провозглашает свою концептуальную основу защиты интересов ответственных налогоплательщиков, применяя подход, согласно которому все вопросы и неясности, не предусмотренные налоговым законодательством, должны решаться в пользу налогоплательщика.

Основные тенденции модернизации налоговой системы

Основные тенденции и ключевые направления фундаментальных налоговых реформ в Казахстане за последние несколько лет включают в себя:

  • введение принципа добросовестности, при котором налогоплательщики позиционируются как действующие добросовестно, с переносом бремени доказывания нарушений на налоговые органы и учета всех законодательных факторов неопределенности в пользу налогоплательщиков;
  • упрощение и автоматизация процедур налогового администрирования за счет следующих ключевых элементов:
    • внедрение концепций электронного аудита (электронного аудита) и горизонтального мониторинга для минимизации необходимости прямого контакта между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также для повышения прозрачности взаимодействия с государственными органами и снижения потенциальных налоговых рисков для налогоплательщиков;
    • введение специальных, добровольных контрольных счетов НДС для плательщиков НДС, чтобы контролировать движение платежей НДС в бюджет, поставщиков и клиентов и упростить инструмент возмещения НДС;
    • переход к электронному выставлению счетов НДС (электронное выставление счетов) и использование «виртуальных складов» для повышения прозрачности деловых операций и облегчения мониторинга движения товаров в Казахстане;
    • упрощение налоговой отчетности для сокращения трудоемкого характера налоговых процессов и упрощения всего процесса налоговой отчетности;
    • разрешение на подачу и подпись налоговой отчетности в электронном виде;
    • Налоговая отчетность, представленная налогоплательщиками, ее поставщиками и подрядчиками, подвергается камеральному контролю и перекрестным проверкам со стороны налоговых органов с обязательством налогоплательщиков объяснять любые выявленные расхождения и правом подавать дополнительные налоговые декларации, если это необходимо. Это позволяет устранить выявленные нарушения без взимания административных штрафов за занижение налогов, как это может быть начислено при стандартной налоговой проверке;
    • наличие у налоговых органов системы управления рисками для оценки рисков и отнесения налогоплательщиков к категории высокого, среднего или низкого риска в отношении налоговых проверок. Ряд критериев системы управления рисками является конфиденциальным, в то время как другие предусмотрены в Налоговом кодексе;
    • уменьшение частоты налоговых споров путем реализации концепции предварительных актов налоговой проверки, изданных до принятия окончательного акта, для содействия диалогу налогоплательщиков во время налоговых проверок и разрешения спорных вопросов до выдачи окончательного акта по результатам налоговой проверки.
  • расширение системы налоговых льгот и стимулов для поддержки инвестиций в утвержденные правительством предпочтительные области экономики, для развития промышленности и технологических секторов, а также для модернизации существующих производственных мощностей, включая налоговые льготы на капитальные затраты за счет их полного вычета, при условии определенным критериям и предоставлять налоговые льготы для налогоплательщиков, работающих в:
    • квалифицированные инвестиционные проекты;
    • особые экономические зоны, из которых в настоящее время в Казахстане действуют 13 в различных приоритетных областях экономики, включая текстильное и нефтехимическое производство и создание технологий;
    • международный технопарк Astana-Hub.
  • установление налоговых преференций для участников Международного финансового центра Астаны (финтех, страхование, инвестиции, деятельность на рынке);
  • соблюдение современных тенденций рынка, связанных с развитием технологий и цифровизации, в том числе
    • внедрение правил налогообложения электронной торговли;
    • введение так называемого «налога с Google» в виде НДС на оцифрованный доход, полученный от предоставления услуг в Казахстане (это еще не было осуществлено, но в этом отношении ожидаются изменения в налоговом законодательстве Казахстана).
  • упорядочение налогов, предоставляя налогоплательщикам возможность реструктурировать свои налоговые функции в соответствии с их бизнес-потребностями и особенностями, заменяя группы налогов единой альтернативой по своему усмотрению;
  • улучшение международного налогового сотрудничества путем:
    • расширение числа стран, с которыми в Казахстане действуют соглашения об избежании двойного налогообложения (ДТП). Это число в настоящее время составляет 54, из которых 53 уже вступили в силу. DTT между Казахстаном и Кипром был подписан недавно в мае 2019 года и в настоящее время находится в процессе ратификации государственными органами Казахстана;
    • членство в Инклюзивной рамочной программе ОЭСР / G20 по эрозии и изменению прибыли (BEPS);
    • внедрение правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (в соответствии с планом действий BEPS);
    • присоединение к Многосторонней конвенции по выполнению связанных с договором о налоге мер по предотвращению BEPS (MLI) — Казахстан подписал MLI 25 июня 2018 года, сославшись на ряд оговорок и уведомлений. Так как он все еще находится на стадии ратификации государственными органами, MLI еще не вступил в силу для Казахстана.

Существующие проблемы

В целом, налоговые реформы в Казахстане в последние годы оказали положительное влияние на бизнес-среду, поскольку они пытались устранить законодательную неопределенность и способствовать прозрачности процессов налогового администрирования, применяя новые технологии и подходы к автоматизации.

Однако в нашей практике мы все еще видим определенные области, требующие дальнейших действий со стороны государственных органов и представителей бизнеса для установления практики в соответствии с заявленными концепциями и принципами.

Проблемные области и общие проблемы, с которыми все еще сталкиваются и которые требуют решения, включают:

  • Неопределенности, остающиеся в налоговом законодательстве:
  • Проактивные и консолидированные позиции налогоплательщиков с точки зрения участия в обсуждении поправок и изменений налогового законодательства могут помочь решить эту проблему.
  • по-прежнему существует большое количество налоговых споров:
  • Внедренные на практике механизмы, такие как горизонтальный мониторинг, электронные аудиты и предварительные акты налоговой проверки, целью которых является сокращение количества налоговых споров, должны широко применяться на практике.
  • Эффект «зависимости от пути», возникающий в связи с агрессивным отношением и позицией налоговых органов к налогоплательщикам в ходе налоговых проверок:
  • период перехода к концепции «добросовестности» должен развиваться в сочетании с соответствующим механизмом институциональной фискальной политики и реформ судебной системы;
  • механизмы для налоговых органов по принятию ответственности за неправильно начисленные дополнительные налоги и бремя доказывания должны быть реализованы на практике.
  • увеличение ставок штрафов в сочетании с высоким уровнем криминализации отдельных налоговых нарушений:
  • Порог уголовной ответственности за налоговые нарушения определяется в зависимости от нескольких критериев, включая прямое намерение, масштаб и характер предпринимательской деятельности, объем оборотов и общую налоговую нагрузку налогоплательщика. 
  • разрывы между установленными механизмами, включая автоматизацию и упрощение определенных налоговых процессов, и их практической реализацией:
  • периоды пилотного внедрения новых технологических продуктов в различных фокус-группах должны быть продлены до начала эксплуатации для всех налогоплательщиков;
  • Предварительно подтверждается, что общий уровень развития технологий в смежных областях должен соответствовать характеристикам внедрения инноваций.

Заключение

В настоящее время Казахстан усердно работает над укреплением доверия к властям и развитием устойчивой налоговой системы, которая включает в себя прозрачные административные механизмы и благоприятную деловую среду в целом ряде областей.

Налоговые органы вместе с представителями бизнеса сосредоточены на объединении усилий для создания надежной системы сотрудничества и открытого диалога по вопросам, затрагивающим как национальную экономику, так и интересы бизнес-структур.

Основная область, в которой повышение эффективности, справедливости и дружественности к инвесторам налоговой среды заключается в администрировании Налогового кодекса и последовательном, предсказуемом и прозрачном применении его положений. Непоследовательное и непредсказуемое применение законов во всех регионах Казахстана и продолжающаяся криминализация некоторых налоговых преступлений остаются наиболее существенными проблемами, вызывающими обеспокоенность как иностранных, так и отечественных инвесторов.

Если Казахстан в рамках своего нового президента и администрации сможет более эффективно решать эти проблемы в предстоящие годы, страна действительно сможет объявить себя наиболее благоприятной для инвесторов страной в бывшем Советском Союзе.

Карина Калимжанова , менеджер налогового и юридического департамента, Deloitte

https://forbes.kz/process/expertise/kazakhstan_tax_main_trends_and_areas_for_development/

Автор: Айжан Ержанова