Модернизация и техническое дооснащение пунктов пропуска на казахстанском участке внешней границе ЕАЭС

О модернизации и техническом дооснащении пунктов пропуска на казахстанском участке внешней границе ЕАЭС рассказал Заместитель Председателя Комитета государственных доходов МФ РК Бакытжан  Слямов в ходе брифинга на площадке “Службы центральных коммуникаций” при Президенте РК.

В Послании Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» отмечается актуальность вопроса о развитии транспортно-логистического комплекса.

Одна из наиболее важных ролей в этом вопросе отведена государственной программе «Нұрлы жол». Программа нацелена на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора нашей страны.

Активные торгово-экономические отношения между странами Центральной Азии создают предпосылки для развития транзитных и экспортно-импортных возможностей Казахстана.

Казахстан нацелен на развитие потенциала торговых отношений с соседними странами.

В упрощении таможенных формальностей важным является состояние физической инфраструктуры пунктов пропуска. Даже если в стране будут передовые законы и информационные системы, со слабой приграничной инфраструктурой желаемого эффекта по развитию внешней торговли в целом не будет.

Для полноценной реализации поставленных задач необходимо решать инфраструктурные вопросы реконструкции автодорог и пунктов пропуска.

В связи с чем по поручению Главы Государства, Правительством Республики Казахстан утвержден Комплексный план противодействия нелегальному торговому обороту на границах государства (ПП РК №585 от 31.08.2021г.), в котором предусмотрено завершение модернизации и технического дооснащение пунктов пропуска в 2024 году.

1. На казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС расположены 14 автомобильных пунктов пропуска, 2 из них предназначены для упрощенного пропуска пешеходов. 6 железнодорожных (на балансе (АО «НК КТЖ»).

За последние десятилетия потоки грузов и пассажиров, проходящие через пункты пересечения границы, значительно увеличились. При этом многие здания, в которых ежедневно работают представители контролирующих служб на границе, были построены несколько десятков лет назад. Последняя реконструкция пунктов пропуска проводилась в 2011г.

Также имеющееся на вооружении технологическое оборудование пунктов пропуска зачастую далеко не самое современное, последний закуп технологического оборудования также проводилось в 2011г.

В связи с этим, одним из приоритетных задач, стоящих перед органами государственных доходов является решение инфраструктурных задач пунктов пропуска.

2. В 2018г. посредством механизма ГЧП на казахстанско-китайской границе введен в эксплуатацию новый автомобильный пункт пропуска «Нур Жолы» расположенный в международном транзитном коридоре «Западная Европа – Западный Китай».

Пункт пропуска является самым крупным и в технологичном плане передовым в Средней Азии. 

Пункт предусматривает перемещение 2,5 тыс. транспортных средств и 15 тыс. физических лиц в рабочий день в обе стороны движения, в том числе грузовых транспортных средств – 2 200 ед., пассажирских транспортных средств (автобусы и легковые авто) – 300 ед.

За время работы пункта пропуска перемещено свыше 209 432 (с октября 2018 по октябрь 2022 года) транспортных средств, поступило более 223 356 млн. тенге таможенных пошлин и налогов. По сравнению со старым пунктом пропуска «Хоргос» за 4 года (127 264 АТС и 40 864 млн. тг. ТПиН)  количество транспорта выросло в 1,6 раза, поступления платежей показало рост на 546,6 %.

В 2020г. за счет бюджетных средств проведена реконструкция автомобильного пункта пропуска «Б.Конысбаева», с расширением его территории почти в 2 раза (с 3,6 га до 6 га).

Пункт пропуска является одним из крупнейших на казахстанско-узбекской границе. 

Пункт предусматривает перемещение 1,5 тыс. транспортных средств и 10 тыс. физических лиц в сутки в обе стороны движения, в том числе грузовых транспортных средств – 1 тыс. ед., пассажирских транспортных средств (автобусы и легковые авто) – 500 ед.

За время работы пункта пропуска перемещено свыше 230 525 (с декабря 2019 по октябрь 2022 года) транспортных средств, поступило более 3 248 млн. тенге таможенных пошлин и налогов. 

При проектировании пунктов пропуска Комитетом учтены самые передовые технологические решения и рекомендации международных экспертов по обустройству пунктов пропуска.

3. О текущей ситуации.

На текущий день перед пунктами пропуска на Узбекской границе со стороны Казахстана наблюдается ежедневное скопление автотранспортных средств, в пиковые периоды это цифра достигает до 300 единиц.

На китайской границе, на сегодня в связи с пандемией пропуск транспортных средств до сих пор ограничен, в связи с чем водители ожидают своей очереди неделями.

В пунктах пропуска более 70% оборудования технических средств контроля устарела (ИДК, рентген аппараты, весовое оборудование), сама инфраструктура не позволяет осуществить равномерный и ускоренный пропуск возрастающего потока.

Следует отметить, что Республика Узбекистан, также планирует осуществить модернизацию пунктов пропуска, для чего между нашими Правительствами подписана Дорожная карта по реконструкции и модернизации пунктов пропуска, автомобильных дорог и обустройству прилегающей территории на казахстанско-узбекской границе.

Сторонами постоянно проводятся двухсторонние встречи по обсуждению мероприятий по одновременной модернизации пунктов пропуска.

Учитывая положительный эффект от проведенных модернизаций, увеличение транспортного потока и поступления платежей, КГД с 2022 года начата модернизация и техническое дооснащение 9 автомобильных, 1 железнодорожного пункта пропуска на внешней границе ЕАЭС и Главного диспетчерского управления КГД МФ в г. Астана.

По всем 9 автомобильным пунктам пропуска проектной компанией разработаны проектно-сметные документации, получены заключения госэкспертизы. Планируемые сроки реконструкции каждого объекта – 19 месяцев.

На текущее время начаты строительство автомобильного пункта пропуска «Достык» и техническое дооснащение железнодорожного пункта пропуска «Достык».

С 1 декабря 2022 года по согласованию с узбекской стороной планируется начать реконструкцию автомобильных пунктов пропуска «Капланбек» (РК) и «Зангиота» (РУ), с полным закрытием из-за густонаселенности и стесненности условий.

Реконструкцию остальных пунктов пропуска планируются проводить без закрытия, но с ограничением движением автотранспорта и физических лиц. Завершить реконструкцию всех пунктов пропуска планируются в конце 2024 года.

 Проект «Модернизации пунктов пропуска» основан на принципах «скорость, эффективный контроль, безопасность, комфорт».

Все пункты пропуска ориентированы на создание комфортных условий для граждан и гостей Казахстана при прохождении Государственной границы.

В пассажирских терминалах, а также на стоянке для водителей грузовых АТС будут предусмотрены все необходимые условия по аналогии с международными аэропортами (кафетерии, санузлы, комнаты матери и ребенка и др.).

 Пункты пропуска планируется обустроить обязательным физическим разделением потоков движения (без перекрещивания линий движения), фронтальный характер размещения средств контроля.

 Будут установлены Единые сквозные автоматизированные коридоры технического контроля для безостановочного движения транспортных средств, с автоматизацией всего цикла перемещения транспортных средств.

В рамках реализации проекта будет увеличение пропускной способности до 8 раз (с 1000 до 8400 ТС в сутки), сокращение времени (с 2 часов до 25 минут) и минимизация коррупционных рисков.

Также совместно с МИО проводятся работы по обустройству стоянок перед пунктами пропуска. Например, перед автомобильным пунктом пропуска «Достык» АО «Казавтожол» планируется в 2023 году строительство стоянки на 200 АТС.

В этом году, для объединения в одном месте контроля за прохождением товаров через таможенную границу ЕАЭС и централизованным выпуском таможенных деклараций на базе Ситуационного центра и Центра электронного декларирования создано Главное диспетчерское управление.

Ситуационный центр в режиме реального времени осуществляет анализ рентген-снимков ИДК и сопровождение процесса проведения таможенных досмотров.

Центр электронного декларирования осуществляет контроль стоимости товаров до выпуска товаров, обоснованность применения льгот и преференций и выпуск таможенных деклараций после завершения контроля.

В целом Ситуационным центром выявлено 4,5 тысяч нарушений, взысканы таможенные платежи в сумме 15,5 млрд. тенге, эффективность таможенных досмотров увеличилась в 2 раза.

С момента создания ЦЭД дополнительно взыскано таможенных платежей и налогов в сумме 38 млрд. тенге (среднее взыскание с 1 корректировки составляет 823 тыс. тг. или в 3 раза (с 321 тыс. тг)).

Также Комитет государственных доходов Министерства финансов РК совместно с Пограничной службой КНБ РК с 23 ноября 2022 года планируется пилотный запуск автоматизированной системы электронной очереди в автомобильном пункте пропуска «Достык» (сопредельный пункт пропуска «Алашанькоу») на границе с Китаем.

Для этого госорганами утверждена Временная схема организации пропуска автомобильных транспортных средств при выезде из Казахстана. С 23 ноября т.г. здесь будет использоваться автоматизированная система электронной очереди платформы Qoldau.kz либо мобильное приложение «CargoRuqsat» (IOS или Android).

Целью создания системы электронной очереди является обеспечение прозрачности и цифровизации процесса формирования очерёдности въезда в пункт пропуска транспортных средств, грузов и товаров.

Система разработана специалистами АО «Информационно-учетный центр» Министерства финансов РК. Данная система является максимально удобной и прозрачной, водитель после регистрации на указанном портале либо через мобильное приложение выбирает свободный день и время для проезда. При этом водитель получает СМС-оповещение о своей очереди.

По итогам пилота, планируется поэтапное внедрение системы электронной очереди по всему периметру Государственной границы.

Многие виды государственного контроля, осуществляемые в связи с прохождением границы, будут централизованы. Решение о выпуске товаров и транспортных средств будет приниматься в центре и в ограниченном отрезке времени. Это делается для более полноценного контроля и минимизации коррупционных рисков.

После завершения модернизации пунктов пропуска, и внедрения системы электронной очереди будут решены все инфраструктурные проблемы пунктов пропуска, созданы все условия для комфортного прохождения границы и ускоренного проведения контроля.

Источник: https://kgd.gov.kz/ru/news/modernizaciya-i-tehnicheskoe-doosnashchenie-punktov-propuska-na-kazahstanskom-uchastke-vneshney

Автор: Madina Kuatbekova