КПН — взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: индивидуальный предприниматель

Вид налога: ИПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Индивидуального предпринимателя «K» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты (ИПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении ИПН в сумме налога 5 862,4 тыс.тенге и пени 2 458,4 тыс.тенге, НДС в сумме налога 7 034,9 тыс.тенге и пени 2 901,7 тыс.тенге.

Индивидуальный предприниматель «K», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение подпункта 5) статьи 264 и подпункта 2) статьи 403 Налогового кодекса на основании решения специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 26.04.2023г. (далее – решение СМЭС от 26.04.2023г.) о признании сделки, заключенной между Индивидуальным предпринимателем «K» и ТОО «В» за декабрь 2020 года на сумму оборота 58 624,5 тыс.тенге, НДС в сумме 7 034,9 тыс.тенге недействительными.

С данным выводом налогового органа Индивидуальный предприниматель «K» не согласен из-за того, что доводы по акут проверки о том, что согласно выгрузки ЭСФ, у ТОО «B» в приобретении отсутствуют определенные товары, реализованные в дальнейшем в адрес Индивидуального предпринимателя «K», являются не состоятельными.

Проверив доводы Индивидуального предпринимателя «K», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Министерством финансов Республики Казахстан на основании Приказа Комитета Государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан от 12.06.2023г. проведена налоговоая проверка по вопросу определения налогового обязательства по взаиморасчетам с ТОО «B»

Из акта тематической проверки следует.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров (работ, услуг), являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары (работы, услуги), если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.

При этом, основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам (работам, услугам) производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, а также НДС в зачет по таким расходам при условии, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.

Также следует отметить, что согласно подпункта 5) статьи 264 и подпункта 2) статьи 403 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы и налог на добавленную стоимость, ранее признанный как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, подлежит исключению по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка произведена согласно приказу Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 12.06.2023г. по вопросу определения налогового обязательства Индивидуального предпринимателя «K» по взаиморасчетам с ТОО «В», в отношении которого возбуждено уголовное дело по факту совершения действий по выписке счет-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров за 2020г.

Следует отметить, что Решением специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 26.04.2023г. (далее – решение СМЭС от 26.04.2023г.) сделки, заключенные между Индивидуальным предпринимателем «K» и ТОО «В» за декабрь 2020 года на сумму оборота 58 624,5 тыс.тенге, НДС в сумме 7 034,9 тыс.тенге признаны недействительными (Решение СМЭС от 26.04.2023г. вступило в законную силу 18.07.2023г.).

Из решения СМЭС от 26.04.2023г. следует, что ТОО «В» в налоговой отчетности отражает приобретение у единственного поставщика ТОО «D» на сумму оборота 2 222,7 тыс.тенге (имеет статус «Ограничение доступа к ИС ЭСФ»), который в свою очередь отражает приобретение у ТОО «M», у которого отсутствует происхождение товаров (работ, услуг). Тем самым поставщик ТОО «В» выписывает электронные счета-фактуры на товары (работы, услуги), которые фактически в приобретении товаров (работ, услуг) не подтверждены.

При этом, ТОО «В» поставлен на учет по НДС с 11.11.2020г. и снято с учета по НДС с 08.02.2021г. на основании решения СМЭС от 19.10.2022г. о признании недействительной государственной перерегистрации данного предприятия.

Также, в решении СМЭС от 26.04.2023г. отмечено, что согласно данным информационных систем органа государственных доходов за 2020г. ТОО «В» подтверждается отсутствие материальных активов для совершения сделок, декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу, налогу на имущество (ф.700.00) не представлены, соответственно, не подтверждается осуществление хозяйственной деятельности, наличие фиксированных активов первой и второй группы, движимого имущества.

ТОО «В» уведомление камерального контроля, направленное поставщику налоговым органом от 11.01.2021г. по выявленным нарушениям, в том числе по оспариваемым истцом сделкам, не исполнено.

Кроме того, в решении СМЭС от 26.04.2023г. указано, что согласно налоговым отчетностям ТОО «В» отразило приобретение товаров (работ, услуг) от единственного поставщика ТОО «D», отразивший приобретение у ТОО «M», у которого приобретение товаров (работ, услуг) отсутствует, что подтверждается сведениями форм налоговых отчетностей.

При этом, решением СМЭС от 16.03.2021г. государственная регистрация ТОО «M» признана недействительной. Также по данным информационных систем Комитета государственных доходов не установлено поступление товаров (работ, услуг) в адрес ТОО «В» идентичных товаров, реализованных в адрес покупателя. Поставщик не имеет материально-технического оснащения.

Таким образом, судом сделки согласно ЭСФ, выписанных 24.12.2020г., заключенные между ТОО «В» и Индивидуальным предпринимателем «K» на общую сумму 58 624,5 тыс.тенге, НДС в сумме 7 034,9 тыс.тенге, признаны недействительными.

Необходимо указать, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.

На основании изложенного, учитывая норму подпункта 5) статьи 264 и подпункта 2) статьи 403 Налогового кодекса, исключение из вычетов расходов за 2020г. на сумму 58 624,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 7 034,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «В» и соответствующее начисление ИПН и НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью.

Автор: Айгуль Баширова