КПН, начисление КПН по декларации, представленной за ранее проверенный период

  1. Вид спора: налоговые споры

  2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

  3. Вид налога: КПН

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного (КПН) и уменьшении убытка.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «К» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 343 980,0 тыс.тенге и уменьшении убытка в сумме 318 743,9 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН и уменьшения убытка.

Из жалобы следует, что налоговая проверка проведена по заявлению Компании «К» за ранее проверяемый период.

Компания «К» указывает, что по ранее проведенной проверки (Акт от 01.07.2019г.), было начислено 1 103 639,8 тыс.тенге. После проведенного анализа, было выявлено, что проверяющими не были учтены вычеты в сумме 1 401 551,5 тыс.тенге, из-за чего, по мнению Компания «К», было необоснованно начислено налогов на сумму 280 310,3 тыс.тенге.

Также в жалобе указано, что в проверяемом периоде Компанией «К» были понесены дополнительные расходы, не учтенные проверяющим в ходе дополнительной налоговой проверки, что послужило основанием начисления КПН на сумму 149 171,9 тыс.тенге.

Далее, Компания «К» отмечает, что в ходе дополнительной налоговой проверки инспектор подтверждает расходы на сумму 1 401 551,5 тыс.тенге в полном объёме, поскольку все расходы подтверждены первичной документацией.

Кроме того, Компания «К» указывает, что по результатам проверки не учтены расходы,  понесенные в целях предпринимательской деятельности по договорам гражданско-правового характера, по которым был оплачен индивидуальный подоходный налог.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «К» в нарушение статьей 100 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекса от 10.12.2008г.) отнесены на вычеты в 2017 году расходы в сумме 325 000,0 тыс.тенге без подтверждающих документов.

Также по результатам проверки увеличены вычеты по строке «Налоги и другие обязательные платежи в бюджет» в сумме 6 265,1 тыс.тенге.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с данным Кодексом.

Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. если иное не установлено пунктом 2-1 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона РК от 28.02.2007г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 данной статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода.

В рассматриваемом случае, обжалуемая налоговая проверка произведена на основании Приказа Комитета государственных доходов МФ РК №369 от 29.09.2020г. «О назначении внеплановой тематической проверки» в связи с предоставлением дополнительной отчетности за ранее проверенный период.

Согласно очередной декларации по КПН за 2017 год от 01.05.2018г. Компанией «К» исчислен КПН в сумме 20 424,9 тыс.тенге.

По результатам акта документальной налоговой проверки №82 от 01.07.2019г. начислен КПН за 2017 год в сумме 77,2 тыс.тенге в связи с исключением из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «Т» на сумму 386,3 тыс.тенге на основании акта встречной проверки №134 от 26.03.2019г.

Компанией «К» в 2020 году представлены 2 дополнительные декларации по КПН за 2017 год, по которым произведены следующие корректировки:

— в дополнительной декларации от 27.08.2020г. увеличены расходы по реализованным товарам (работам, услугам) в сумме 1 497 411,4 тыс.тенге, на эту же сумму уменьшен налогооблагаемый доход и исчислен КПН в сумме    (-) 299 482,2 тыс.тенге;

— в дополнительной декларации от 14.09.2020г. увеличены расходы по строке «Прочие вычеты» в сумме 325 000,0 тыс.тенге, на эту же сумму уменьшен налогооблагаемый доход и исчислен КПН в сумме (-) 65 000,0 тыс.тенге.

Таким образом, Компанией «К» указанной дополнительной отчетностью увеличены вычеты в сумме 1 822 414,4 тыс.тенге, определен убыток в сумме 1 720 286,4 тыс.тенге и уменьшен КПН в сумме 364 482,2 тыс.тенге.

Вместе с тем, Компанией «К», в нарушении статьи 139 Налогового кодекса от 10.12.2008г. и Правил составления налоговой отчетности декларации по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00), утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.10.2016г. №579, при наличии сформировавшегося убытка в дополнительных декларациях за 2017г. исчислен КПН с минусовым значением в сумме 364 482,2 тыс.тенге, тогда как сумма КПН за 2017г. по очередной декларации и с учетом акта проверки от 01.07.2019г. №82 составляет 20 502,1 тыс.тенге (20 424,9 +77,2).

Таким образом, в рассматриваемом случае, Компания «К» имело право уменьшить исчисленную сумму КПН только в пределах 20 502,1 тыс.тенге.

На основании изложенного, начисление КПН по результатам проверки в сумме 343 980,0 тыс.тенге (299 482,2 + 65 000,0 — 20 502,1) в связи с неправомерным уменьшением КПН в дополнительных декларациях в сумме 364 482,2 тыс.тенге, является обоснованным.

Следует указать, что по результатам проверки исключены из вычетов расходы по строке «Прочие вычеты» в сумме 325 000,0 тыс.тенге, увеличены вычеты по расходам на оплату налогов в сумме 6 265,1 тыс.тенге и, соответственно, уменьшен убыток на сумму 318 734,9 тыс.тенге.

Так, в разделе акта налоговой проверки «Перечень непредставленных к налоговой проверки документов» отражено – первичные бухгалтерские документы, подтверждающие прочие вычеты за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г.

Также, в описательной части акта налоговой проверки указано, что налоговый регистр к декларации по КПН за 2017 год (ф.100.00.) на сумму 325 000,0 тыс.тенге не представлен.

Следует отметить, что проверяющим в ходе проверки в адрес Компании «К» выставлено требование от 08.10.2020г. о предоставлении необходимых для проведения проверки документов.

Компания «К», письмом от 16.11.2020г. просит продлить срок предоставления документов до 04.12.2020г.

Согласно письму налогового органа от 18.11.2020г. срок предоставления документов продлен до 04.12.2020г.

Компания «К», письмом №02/1152 от 30.11.2020г. предоставлены следующие документы:

— налоговая учётная политика;

— бухгалтерский баланс по состоянию на 31.12.2017г.;

— приказ №01 /44/1 -Пот 13.07.2017г.;

— оборотно-сальдовая ведомость за 2017г.;

— оборотно-сальдовая ведомость по счёту 1310, 1320, 1330 за 2017г. в разрезе по месяцам;

— акты на списание материалов за 2017г.

В связи с неполным предоставлением документов налоговым органом повторно выставлено требование от 10.12.2020г. о предоставлении налоговых регистров, расшифровывающие каждую заполненную строку налоговой отчетности на электронных носителях и бумажных носителях (заверенные подписью и печатью налогоплательщика) со ссылкой на счета бухгалтерского учета и пояснения по его заполнению, но всем имеющимся очередным и дополнительным декларациям, а также первичные бухгалтерские документы.

Ввиду неисполнения данного требования, 10.02.2021г. налоговым органом направлено извещение в котором указано, что срок исполнения требования о предоставлении документов истек 28.01.2021г. За невыполнение требований налогового органа предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 288 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа. В соответствии с частью 1 статьи 807, частью 1 статьи 897 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в случаях согласия с фактом совершения правонарушения, Компания «К» имеет право добровольно в течении 10 суток со дня, следующим за днем получения настоящего извещения, без возбуждения дела об административном правонарушении, уплатить административный штраф в сумме 21,8 тыс.тенге.

Компанией «К» административный штраф в указанной сумме оплачен 17.02.2021г. по квитанции №191833313.

Таким образом, исполнением извещения Компания «К» признает факт непредставления в ходе проведения проверки первичных бухгалтерских документов и налоговых регистров.

Следует указать, что согласно пункту 2 статьи 179 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекса от 25.12.2017г.) в жалобе налогоплательщика должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Кроме того, пунктом 5 этой же статьи Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусмотрено, что к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования.

В рассматриваемом случае, Компанией «К» в нарушении указанных норм Налогового кодекса от 25.12.2017г., в жалобе не отражены доводы относительно неправомерности исключения по результатам проверки из вычетов прочих доходов в сумме 325 000,0 тыс.тенге. Также, Компанией «К» не приложены к жалобе бухгалтерские и первичные документы, подтверждающие обоснованность включения на вычеты в Декларации по КПН за 2017 год прочих расходов в сумме 325 000,0 тыс.тенге.

На основании изложенного, исключение по результатам налоговой проверки прочих расходов из вычетов в 2017 году на основании статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. в связи с непредставлением первичных документов, подтверждающих эти расходы и уменьшение убытка в сумме 318 743,9 тыс.тенге, является обоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение — оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Автор: Madina Kuatbekova