КПН-Исключение из вычетов расходов по приобретению КРС

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН и НДС

Министерство финансов Республики Казахстан (далее — уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Z»  на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее — налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «Z»  по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме  14 073,1 тыс.тенге, пени в сумме  3 901,2 тыс.тенге, НДС в сумме 1 385,4 тыс.тенге и пени в сумме 459,4 тыс.тенге.

Компания «Z» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основание для начисления обжалуемой суммы налогов и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 242 Налогового кодекса Компанией «Z» необоснованно отнесены на вычеты расходы за 2019г. по взаиморасчетам с Компанией «А» в сумме 50 167,8 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «Z» не согласно из-за того, что в 2019г. приобрело у Компании «А» крупный рогатый скот (КРС) в количестве 305 голов на сумму 50 167,8 тыс.тенге (без НДС). Данное количество КРС было переработано и реализовано в виде мясной продукции. При этом оплата осуществлялась путем безналичного расчета, передача КРС оформлялась первичной бухгалтерской документацией (накладные, ЭСФ).

Проверив доводы Компании «Z», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

При этом пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

При этом, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, и они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

Следует указать, что согласно информации налогового органа основанием для исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «А» являются сведения из Управления ветеринарии №33.02-08/249 от 04.03.2022г., о наличии поголовья КРС по данным ИС «Идентификация сельскохозяйственных животных» (далее – ИС ИСЖ), согласно которому налоговым органом по результатам анализа данных ИС ИСЖ принято решение, что у Компания «А» отсутствует необходимое количество поголовья КРС для реализации Компанию «Z», поскольку по сведениям ИС ИСЖ, приложенным к письму от 04.03.2022г., у Компания «А» в 2019 году числится КРС в количестве 62 головы.

Однако, отсутствует информация о количестве реализованного поголовья КРС в адрес Компании «Z». В приложении к письму Управления ветеринарии от 04.03.2022г. отражен только полученный приплод и закупленное поголовье КРС за 2019 год.

 В рассматриваемом случае, согласно приложенным к жалобе копий документов (договоров, счетов-фактур, накладных на отпуск запасов на сторону) Компанией «Z» у Компания «А» приобретен КРС (живой вес) в количестве 87 191 кг на общую сумму 56 187,9 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 6 020,1 тыс.тенге по следующим электронным счетам-фактурам (ЭСФ):

— №ESF-060264032462-20190320-37361877 от 19.03.2019г. на сумму 16 464,8 тыс.тенге, НДС на сумму 1975,8 тыс.тенге, в количестве 29 743 кг, договор купли-продажи №6 от 19.03.2019г.;

— №ESF-060264032462-20190424-35648268 от 21.04.2019г. на сумму 12 573,9 тыс.тенге, НДС на сумму 1 508,8 тыс.тенге, в количестве 21 019 кг, договор купли-продажи №20 от 11.04.2019г.;

— №ESF-060264032462-20190916-42204375 от 16.09.2019г. на сумму 11 110,4 тыс.тенге, НДС на сумму 1 333,2 тыс.тенге, в количестве 16 030 кг, договор купли-продажи №14 от 16.09.2019г.;

— №ESF-060264032462-20191002-39128133 от 02.10.2019г. на сумму 10 018,7 тыс.тенге, НДС на сумму 1 202,2 тыс.тенге, в количестве 20 399 кг, договор купли-продажи №15 от 01.10.2019г.;

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Республики Казахстан «О ветеринарии» от 10.07.2002г. №339-II сельскохозяйственные животные подлежат обязательной идентификации, позволяющей вести наблюдение за каждым животным с целью контроля и надзора за осуществлением ветеринарных обработок по профилактике и диагностике болезней животных, в порядке, установленном уполномоченным органом.

Пунктом 16 Правил идентификации сельскохозяйственных животных, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.01.2015г. №7-1/68 установлено, что при перемещении идентифицированных сельскохозяйственных животных с территории одной административно-территориальной единицы на территорию другой административно-территориальной единицы ранее присвоенные индивидуальные номера сохраняются с внесением сведений о перемещении сельскохозяйственных животных в ветеринарный паспорт и в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных.

Также следует отметить, что согласно Правилам выдачи ветеринарных документов и требований к их бланкам, утвержденных Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 21.05.2015г. №7-1/453 (Правила от 21.05.2015г.) на объектах производства, осуществляющих убой животных, переработку и реализацию продукции и сырья животного происхождения, ветеринарная справка выдается ветеринарным врачом подразделения производственного контроля.

Специалист в области ветеринарии, ветеринарный врач после ветеринарного осмотра животного, продукции или сырья животного происхождения, на основе сведений о животном, имеющихся в базе данных по идентификации сельскохозяйственных животных или выписки из нее, ветеринарного паспорта, а также оценки эпизоотической ситуации территории на момент обращения, оценки ветеринарно-санитарного состояния транспортного средства выдает ветеринарную справку по форме согласно приложению 13 к настоящим Правилам, заверенную подписью и печатью специалиста в области ветеринарии, ветеринарного врача.

Ветеринарная справка, выданная на животное, продукцию и сырье животного происхождения, действительна до пункта назначения.

Таким образом, в случае перемещения животного, продукции и сырья животного происхождения ветеринарным врачом выдается ветеринарная справка по форме, утвержденной в соответствии с Правилами от 21.05.2015г.

В рассматриваемом случае, из ответа Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее – Комитет ветеринарного контроля МСХ РК) от 15.09.2022г. на запрос Министерства финансов Республики Казахстан о предоставлении сведений о количестве идентифицированных в 2019г. у Компании «А» и перемещенных голов КРС в адрес Компании «Z» следует, что на основании данных ИС «ЕАСУ» и выданных ветеринарных справок, Компания «А» в адрес Компании «Z» в 2019 году произвел перемещение идентифицированных сельскохозяйственных животных в количестве 148 голов КРС, в том числе выписаны 5 ветеринарных справок:

— №KTZ06-00010520 от 19.09.2019г. в количестве 30 голов КРС;

— №KTZ06-00010519 от 19.09.2019г. в количестве 30 голов КРС;

— №KTZ06-00010672 от 03.10.2019г. в количестве 29 голов КРС;

— №KTZ06-00010673 от 03.10.2019г. в количестве 30 голов КРС;

— №KTZ06-00010671 от 04.10.2019г. в количестве 29 голов КРС.

При этом согласно первичным документам за сентябрь-октябрь 2019г. Компанией «Z» приобретено у Компании «А» КРС в живом весе 36 429 кг на общую сумму 21 129,1 тыс.тенге, в том числе:

— за сентябрь 2019г., в количестве 16 030 кг на сумму 11 110,4 тыс.тенге (ЭСФ №ESF-060264032462-20190916-42204375 от 16.09.2019г., договор №14 от 16.09.2019г., накладная №14 от 16.09.2019г.);

— за октябрь 2019г. в количестве 20 399 кг на сумму 10 018,7 тыс.тенге (ЭСФ №ESF-060264032462-20191002-39128133 от 02.10.2019г., договор №15 от 01.10.2019г., накладная №15 от 02.10.2019г.).

При этом, в ответе Комитета ветеринарного контроля МСХ РК от 05.09.2022г. отсутствуют сведения о перемещении идентифицированных КРС за март-апрель 2019г., и выписке ветеринарных справок от КХ

Вместе с тем, как было указано выше, Компанией «Z» за март-апрель 2019г. у Компании «А» был приобретен КРС (живой вес) в количестве 50 762 кг на сумму 32 523,4 тыс.тенге, в том числе:

— за март 2019г. в количестве 29 743 кг на сумму 18 440,7 тыс.тенге (№ESF-060264032462-20190320-37361877 от 19.03.2019г., договор №6 от 19.03.2019г., накладная №5 от 19.03.2019г.);

— за апрель 2019г. в количестве 21 019 кг на сумму 12 573,9 тыс.тенге (№ESF-060264032462-20190424-35648268 от 21.04.2019г., договор №20 от 11.03.2019г., накладная №6 от 21.04.2019г.).

Следует указать, что в ходе рассмотрения жалобы Компанией «Z» предоставлены копии документов (карточка счета 8100 «Основное производство», отвес-накладная, ветеринарные справки).

На основании данных ИС «ЕАСУ» и выданных ветеринарных справок, Компания «А» в адрес руководителя Компании «Z» в 2019 году произвел перемещение идентифицированных сельскохозяйственных животных в количестве 176 голов КРС, в том числе выписаны 4 ветеринарных справок:

— №KTZ06-00009340 от 22.04.2019г. в количестве 38 голов КРС;

— №KTZ06-00009332 от 22.04.2019г. в количестве 38 голов КРС;

— №KTZ06-00009013 от 15.03.2019г. в количестве 50 голов КРС;

— №KTZ06-00009012 от 15.03.2019г. в количестве 50 голов КРС.

Таким образом, ветеринарные справки предоставлены по перемещению идентифицированных сельскохозяйственных животных в количестве 324 голов КРС, при этом Компанией «Z» приобретено у Компании «А» 305 голов КРС.

Следует отметить, что Управление ветеринарии в письме №179 от 23.09.2022г. указывает, что ветеринарными специалистами ошибочно был указан адрес. КРС был отправлен в Компанию «Z», находящийся по адресу.

При этом Управление ветеринарии в ветеринарных справках по адресу сделаны корректировки и скреплена печатью.

В бухгалтерском учете по карточке счета 8100 «Основное производство» Компанией «Z» полученное мясо КРС от Компании «А» оприходовано на счет 8110 «Основное производство» и списано с учетом разукомплектации со склада забоя на основной склад:

— 19.03.2019г. на сумму 16 464,9 тыс.тенге, в том числе сырье на сумму 16 230,5 тыс.тенге, субпродукты на сумму 72,4 тыс.тенге и шкуры КРС на сумму 162,0 тыс.тенге;

— 21.04.2019г. на сумму 12 573,9 тыс.тенге, в том числе сырье на сумму 12 406,8 тыс.тенге, субпродукты на сумму 51,6 тыс.тенге и шкуры КРС на сумму 115,5 тыс.тенге;

— 16.09.2019г. на сумму 11110,4 тыс.тенге, в том числе сырье на сумму 10 980,2 тыс.тенге, субпродукты на сумму 40,2 тыс.тенге и шкуры КРС на сумму 90,0 тыс.тенге;

— 02.10.2019г. на сумму 10 018,7 тыс.тенге, в том числе сырье на сумму 9888,5 тыс.тенге, субпродукты на сумму 40,2 тыс.тенге и шкуры КРС на сумму 90,0 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что представленные отвес-накладные на приемку скота от Компании «А» соответствуют поголовью КРС, указанных в договорах купли-продажи Компании «Z».

Вместе с тем, в акте налоговой проверки не приведены обоснования по исключению из вычетов расходов по приобретению КРС у Компании «А»  за 2019 год в сумме 50 167,9 тыс.тенге. При этом следует отметить, что по результатам налоговой проверки нарушения норм Налогового кодекса в части отнесения НДС в зачет в сумме 6 020,1 тыс.тенге по приобретенному мясу КРС от Компании «А» не установлено, следовательно, сумма НДС признана уплаченным за товары, которые используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.

Таким образом, учитывая наличие бухгалтерских документов (счета-фактуры, накладные на отпуск запасов на сторону, карточки счета 8100 «Основное производство», отвес–накладные), подтверждающие поступление мяса КРС Компанию «Z» и сведения Комитета ветеринарного контроля МСХ РК за сентябрь-октябрь 2019г., а также ветеринарные справки за март-апрель 2019г., представленные Компанией «Z», следовательно, подтверждается приобретение Компанией «Z» от Компании «А» КРС на сумму 50 167,9 тыс.тенге. (в живом весе 87 191 кг), и относится на вычеты, как расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

На основании изложенного, учитывая норму пунктов 1 и 3 статьи 242, пункта 3 статьи 190 Налогового кодекса исключение из вычетов расходов по приобретению КРС у Компании «А» за 2019 год в сумме 50 167,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки признано необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части исключения из вычетов расходов за 2019г. по взаиморасчетам с Компании «А», а в остальной части оставить без изменения.

Автор: Madina Kuatbekova