Как себя вести и что надо делать, если к вам пришли с проверкой?

Контролировать субъектов малого предпринимательства могут только государственные органы, наделенные контрольно-надзорными функциями, по тем видам контроля, которые определены законодательством в соответствии с возложенными на них контрольными и надзорными функциями.
Основным документом для проведения проверки является акт о назначении проверки, в котором указываются:

  • номер и дата акта;
  • наименование государственного органа;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного для проведения проверки;
  • наименование проверяемого субъекта частного предпринимательства или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначено проведение проверки, его местонахождение, регистрационный номер налогоплательщика;
  • предмет назначенной проверки;
  • дата начала и окончания проверки;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • проверяемый период;
  • подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа.

Акт о назначении проверки оформляется исключительно на одного субъекта частного предпринимательства. 
Кроме того, предпринимателю необходимо знать, что срок проведения проверки не должен превышать тридцать календарных дней, в исключительных случаях при необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки руководителем органа государственного контроля (либо лицом, его замешающим) срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на тридцать календарных дней.

Самое главное, то, что субъекты частного предпринимательств должны знать свои права. Так субъекты частного предпринимательства при проведении государственного контроля за частным предпринимательством вправе:

  • не допускать к проверке должностных лиц государственных органов, прибывших для проведения проверки на объект, в случае, если:
    • не представлены документы, необходимые для проведения проверки;
    • должностные лица не указаны в акте о назначении проверки;
    • дата начала проверки не наступила либо истекла;
    • акт о назначении проверки не оформлен должным образом;
  • не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте;
  • обжаловать акт о назначении проверки и акт о результатах проверки и действия (бездействие) должностных лиц государственных органов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
  • не исполнять не основанные на Законе запреты государственных органов или должностных лиц, ограничивающие частное предпринимательство.

Данные выдержки можно оформить в виде плакатов, или набрать крупным шрифтом на отдельных листах и положить под стекло, рядом с календарем. Желательно также оборудовать специальный информационный стенд, на котором постепенно будут отображаться все изменения законодательства. 
Это, если можно так выразиться, законодательная безопасность Вашего бизнеса. По крайней мере, основные тезисы, знание которых поможет Вам не делать необдуманных шагов, не принимать скороспелых решений, опираться не на пустые слова, юридически доказывать свою правоту. 
А теперь мы Вам дадим, на наш взгляд, несколько довольно действенных практических советов в соответствии с Законом «О частном предпринимательстве»:

  • Ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего, выясните основание и цель проведения проверки, рабочий телефон проверяющего. Выясните также, имеется ли у него предписание, зарегистрированное в прокуратуре, и снимите с него копию. Все данные запишите в специальный журнал и предложите в нем расписаться проверяющему. Это необходимо в целях избежания проведения стихийных, несанкционированных проверок.
  • Масштаб проверки не должен выходить за рамки компетенции проверяющего. Права работников контролирующих органов определены законодательством, и за рамки закона они выходить не должны.
  • По результатам проверки обязателен итоговый акт. Он составляется даже тогда, когда никаких правонарушений выявлено не было. Если, ознакомившись с актом, Вы не согласны с выводами проверяющего, то имеете право указать — “С актом не согласен”. Также в акте есть графа, в которой Вы можете объяснить ту или иную ситуацию. Не пренебрегайте ей, если уверены в своей позиции, и наоборот.
  • Не отказывайтесь подписывать документ. Но при этом свою подпись можете сопровождать словами: “С актом не согласен”.
  • При выявлении административного правонарушения проверяющим должен быть составлен протокол. Причем, согласно ст. 635 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”, протокол составляется только уполномоченным на то лицом. Если протокол составлен другим лицом, он не имеет юридической силы.
  • Наложение и взыскание штрафа на месте незаконно.
  • Помните — на вашей стороне — принцип презумпции невиновности. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.
  • Проверку вправе проводить только лицо, указанное в акте о назначении проверки, по предоставлению служебного удостоверения.
  • Проверяющий должен сделать отметку о своей проверке в Книге учета посещений, которую Вы должны завести у себя (можно использовать произвольную форму).
  • Если Вы сомневаетесь в законности проверки, то обратитесь в Регистрирующий орган или к руководителям проверяющего органа.
  • Без регистрации в Регистрирующем органе проверка возможна:
    • в случаях, не терпящих отлагательства, с последующей регистрацией в первый рабочий день;
    • по уголовному делу, если оно имеет отношение к вашему бизнесу;
    • в случаях, если проверка инициирована самим хозяйствующим субъектом, и проверки лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без соответствующего документа (лицензии, патента либо другого правоустанавливающего документа на занятие предпринимательской деятельностью);
    • при проведении обследований ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службой при реализации животных и сырья животного и растительного происхождения, а также продуктов их переработки.

    Также необходимо помнить следующие важные моменты:

  • проверяющий не вправе осуществлять у Вас контрольный закуп и отбор проб и образцов продукции для исследования, за исключением органов, осуществляющих налоговые проверки, оперативно-розыскную деятельность и исполняющих судебные решения;
  • проверяющий не вправе требовать у Вас предоставления отдельного помещения, орггехники и автотранспорта;
  • Вас не вправе проверять, если до этого по этому же вопросу проводилась проверка нижестоящим или вышестоящим подразделением.

Запомните! Проверка субъекта частного предпринимательства осуществляется без акта о назначении проверки лишь в следующих случаях:

  • по выполнению обязательств, вытекающих из гражданско-правовых отношений;
  • в рамках оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и исполнительного производства;
  • при пересечении Государственной границы Республики Казахстан;
  • по инициативе субъекта частного предпринимательства;
  • по соблюдению налогового, таможенного и финансового законодательства Республики Казахстан;
  • по соблюдению законодательства Республики Казахстан в области образования.

И еще. Ущерб, в том числе и упущенная выгода, причиненный Вашему бизнесу в результате незаконных действий проверяющего, подлежит возмещению за счет государственного органа.
Незаконные запреты государственных органов, ограничивающие Ваш бизнес, являются недействительными, и они не должны исполняться.
По окончании проверки проверяющий госорган представляет в Регистрирующий орган талон-приложение к карточке учета о проверке каждого хозяйствующего субъекта в течение 24 часов по завершении проверки. 
Регистрирующий орган обязан периодически публиковать в официальных СМИ свои адреса и номера телефонов, чтобы предприниматели могли обращаться по интересующим их вопросам. Важно также знать, что нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, принятые министерствами и ведомствами, акиматами и маслихатами, не имеют юридической силы и не подлежат применению, если они не зарегистрированы в органах юстиции и не были опубликованы в установленном порядке. 
Это, конечно же, неполная, но, на наш взгляд, весьма нужная и полезная информация, касающаяся проверок субъектов малого предпринимательства в соответствии с Законом «О частном предпринимательстве». Пользуйтесь ей — и применяйте на практике. 

Источник: Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31.01.2006г. №124-III.

Автор: Ravil