Обязанность вести полный бухгалтерский учет и формировать финансовую отчетность

Индивидуальные предприниматели при доходе свыше 53,02 млн. тенге могут стать обязанными вести полный бухгалтерский учет и формировать финансовую отчетность

В соответствии с проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предлагается снизить размер «порога» (размера оборотов) для постановки налогоплательщика на регистрационный учет по НДС с 30 000 МРП до 20 000 МРП (предлагаемые изменения в пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса, которые будут применятся с момента вступления соответствующей нормы в силу).

Объективно следует отметить два существенных факта:

  1. сегодня порог для постановки налогоплательщика на регистрационный учет по НДС в Казахстане является одним из самых высоких в мире;
  2. в соответствии с тем же пунктом 4 статьи 882 Налогового кодекса в минимум оборота для постановки на учет по НДС, установленный частью первой настоящего пункта, не включаются обороты индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации в пределах 124 184-кратного размера МРП, совершенные в безналичной форме расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы.

Вместе с тем, при рассмотрении данного решения упускается то, что при постановке на учет по НДС ИП становиться обязанным вести полный бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РК.

Так согласно пункту 1 статьи 2 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» действие Закона распространяется на:

  • индивидуальных предпринимателей (ИП);
  • юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории РК в соответствии с законодательством РК.

Субъекты малого предпринимательства, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, то есть могут не применять МСФО.

При этом согласно пункту 2 статьи 2 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от ведения бухгалтерского учета освобождены только индивидуальные предприниматели при соответствии ИП одновременно следующим условиям:

  • применяют в соответствии с Налоговым кодексом специальные налоговые режимы на основе патента или упрощенной декларации;
  • не состоят на регистрационном учете по НДС;
  • не являются субъектами естественных монополий и регулируемых рынков.

При несоответствии одному из вышеуказанных условий, ИП обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.

ИП, соответствующий вышеуказанным условиям, но самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение.

Как показали результаты полевого исследования, проведенного ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана» в 2018 году, с учетом указанных положений Закона о бухгалтерском учете, большинство ИП, работающих с применением СНР на основе патента или СНР на основе упрощенной декларации, не ведут бухгалтерский учет.

То, что ИП не ведут бухгалтерский учет, объясняется отсутствием у большинства ИП необходимости в данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также несоразмерными, по сравнению с крупным и средним бизнесом, расходами на организацию и ведение бухгалтерского учета.

При сравнении малого бизнеса с крупным, необходимо рассматривать финансовые расходы, трудозатраты, а также психологические издержки.

Для малого бизнеса расходы на ведение учета выше, поскольку крупный и средний бизнес ведут бухгалтерский учет не только для целей налогообложения, но и в управленческих и иных целях.

При этом для малого бизнеса потребность в данных бухгалтерского учета обычно нужна только для расчета налоговых обязательств.

Психологическими издержками для СМБ являются оправданное незнание большинством граждан РК теории и принципов МСФО, порядка ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности.

Данное утверждение в отношении граждан в равной степени относится и к предпринимателям – субъектам малого бизнеса. Лишь мысль о необходимости ведения бухгалтерского учета, а тем более, о формировании финансовой отчетности, «убивает» у предпринимателя желание вести легальный бизнес и применять, например, СНР с использованием фиксированного вычета или становиться плательщиком НДС.

Следовательно, освобождение от обязательства по ведению бухгалтерского учета для СНР на основании патента и СНР на основании упрощенной декларации обосновано экономически и психологически.

Абсолютно непонятным является и то, что, не исключены требования по ведению бухгалтерского учета для ИП, применяющих СНР с использование фиксированного вычета, при наличии в Налоговом кодексе полного описания правил ведения налогового учета, не основанного на бухгалтерском учете, и существенно отличающегося от него.

Также не понятным и препятствующим легализации операций малого бизнеса, является требование об обязательном ведении бухгалтерского учета, в случае если ИП является плательщиком НДС.

Решением вопроса является освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет всех ИП, применяющих любой из установленных СНР для малого бизнеса, включая ИП применяющих СНР с использованием фиксированного вычета.

Также ИП должны быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и в случае, когда ИП является плательщиком НДС – то есть в пределах размера доходов, установленного для возможности применения каждого из СНР.

Отмена требования для ИП о ведении бухгалтерского учета, позволит ИП, без возникновения существенных дополнительных трат на организацию учета, перейти на учет доходов и расходов, и, соответственно, на учет полученного и уплаченного НДС.

Следует отметить, что использование предпринимателем возможности применять СНР и быть одновременно плательщиком НДС, является значительным стимулом для применения безналичных платежей и перехода для учета доходов и расходов.

Вместо бухгалтерского учета указанные ИП должны вести установленный налоговым законодательством налоговый учет, в том числе по НДС, который должен быть максимально простым.

Данное решение в значительной степени снимет препятствие для регистрации деятельности ИП (сократит теневой сектор) и сократит издержки ИП на ведение учета.

Рекомендация не имеет существенных рисков для государства по следующим причинам:

  • исходя из результатов полевого исследования, ИП, за редким исключением, не ведут бухгалтерского учета;
  • порядок ведения налогового учета, установленный для всех СНР, с учетом его совершенствования, является достаточным для исполнения налоговых обязательств.

Основой изменения ситуации по упрощению учетных процедур и налогового администрирования МСБ должна стать цифровизация налогового учета. (автоматизация учета и обмена данными, в том числе с возможностями автоматического формирования налоговой отчетности, включая отчетность по НДС).

На данный момент, с развитием цифровых технологий, налоговый учет ИП, включая формирование и сдачу налоговой отчетности, может быть полностью автоматизирован.

Например, ИП, в зависимости от возможностей предоставленного ему программного продукта, может, находясь в своей торговой точке на рынке, используя свой смартфон:

  • вести учет движения товаров и денежных средств;
  • регистрировать приобретение и реализацию товаров, посредством выписки электронных счетов;
  • производить оплату за приобретенные товары и услуги;
  • автоматически учитывать доходы от безналичных расчетов за реализованные товары;
  • вести кадровый учет;
  • вести полный налоговый учет, в том числе вести налоговые регистры и формировать налоговую отчетность, использовать автозаполнение налоговых форм, рассчитывать Налоги и платежи за себя и своих работников, сдавать налоговую отчетность,
  • оплачивать Налоги и платежи.

Все данные возможности цифровизации, удобные и простые в применении, стимулируют безналичные платежи, что снизит теневой сектор экономики, и, следовательно, повысит налогооблагаемую базу.

В решении вопроса по переводу учета ИП на цифровые технологии активное содействие государству могут оказать компании, реализующие цифровые инструменты (программные продукты), используемые для учета и отчетности СМБ.

При возникновении вопросов по практическому применению в Вашей деятельности информации, рассматриваемой в публикациях Палаты НК или Налоговых консультантов, размещаемых на Портале «Налоги в Казахстане», Вы можете обратиться в Исполнительную дирекцию Палаты НК через Колл-центр на Портале или по следующим контактам:

тел: +7 708 9712497, +7 708 9712496, в рабочее время с 9-00 до 18-00; e-mail: info@nalogikz.kz; сайт: nalogikz.kz; pnk.kz; e-mail: pnk@pnk.kz.

Автор: Айжан Ержанова