Имущество казахстанцев за рубежом: тонкости декларирования, уплаты налога и административной ответственности в Казахстане.

 

В Казнете поднялся определенный переполох, подогреваемый некоторыми сервисами и блоггерами в целях получения максимального количества внимания и перепостов, тем самым взбудораживая общество. В целях отделить реальные требования налогового законодательства от надуманных в глобальной сети необходимо учесть следующее.

C 1 января 2009 года введен в действие Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). В статье 185 Налогового Кодекса РК  с момента его принятия определены следующие налоговые обязательства для физических лиц, а именно, предоставление декларации по индивидуальному подоходному налогу[1] следующими физическими лицами:

1) получившими имущественный доход;

2) получившими прочие доходы, в том числе доходы за пределами Республики Казахстан;

3) имеющих деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан[2].

 

Расширение перечня декларантов с 1 января 2017 года.

 

Данный перечень лиц, которые обязаны предоставить декларацию по индивидуальному подоходному налогу был расширен Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества» от 13 ноября 2015 года № 400-V ЗРК следующим положением, а именно, предоставить декларацию должны также физические лица, имеющие следующее имущество на праве собственности:

  • недвижимое имущество, которое (права и (или) сделки по которому) подлежит государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства;
  • ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы за пределами Республики Казахстан;
  • долю участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного за пределами Республики Казахстан.

Примечательно, что указанное налоговое обязательство вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

Процедура зачета иностранного налога (налога уплаченного за рубежом)

 

К сведению казахстанских налогоплательщиков, которые уплатили налог за рубежом.

В соответствии со ст. 223 Налогового Кодекса РК предусмотрена процедура зачета иностранного налога, который был уплачен казахстанским резидентом в стране получения дохода. Таким образом, налогоплательщик может уменьшить сумму индивидуального налога на сумму налога, уплаченного налога за рубежом, при наличии документа, подтверждающего уплату такого налога.

«…Таким документом является справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства.

В случае, если справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства, составлена на иностранном языке, обязательно наличие перевода на казахский или русский язык, засвидетельствованного нотариусом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан…»[3].

Однако, следует учитывать, что Налоговый Кодекс РК предусматривает запрет на зачет иностранного налога в следующих случаях:

1) когда доход, полученный за рубежом освобожден от налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса РК;

2) когда доход входит в перечень корректируемых[4] при исчислении совокупного годового дохода;

3) подлежащих налогообложению в Республике Казахстан в соответствии с положениями международного договора независимо от факта уплаты и (или) удержания налогов с таких доходов в иностранном государстве в пределах излишне уплаченной суммы налога в иностранном государстве. При этом, излишне уплаченная сумма налога определяется как разница между фактически уплаченной суммой налога и суммой налога, подлежащей уплате в иностранном государстве в соответствии с положениями международного договора.

В случае, если налогоплательщик — физическое лицо[5] не смог произвести зачет, или ставка налога в стране получения дохода меньше, чем ставка индивидуального подоходного налога в Казахстане, то налогоплательщик обязан произвести оплату налога (или остатка между уплаченным налогом в стране получения дохода и индивидуальным налогов в Казахстане) в течение десяти календарных дней, следующих за сроком предоставления налоговой декларации[6], которая должна быть предоставлена до 31 марта года, следующим за отчетным годом[7].

 

Введение административной ответственности.

 

Указанным Законом также введено еще одно изменение в действующее законодательство, в частности, статья 275 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»  от 5 июля 2014 года была расширена.  Статьей введена ответственность за сокрытие физическим лицом сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, подлежащих отражению в декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, совершенное путем их не отражения в декларации по индивидуальному подоходному налогу.

Необходимо отметить, что примечание к статье 274 Кодекса было также дополнено в целях единообразного применения административного взыскания. В частности, указанная статья была дополнена второй и третьей частями для более точного определения санкции нововведенной административной ответственности. В частности, установлено, что санкция в двести пятьдесят месячных расчетных показателей будет применяться по каждому сокрытому (не отраженному в декларации) объекту имущества, подлежащего государственной или иной регистрации (учету), права и (или) сделки по которому подлежат государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства, а также по каждому банковскому счету в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

Кроме того, считается нарушением и непредставление лицом декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан», что приравнивается к не отражению сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

Обращает на себя внимание тот факт, что налоговое обязательство отчитываться по зарубежной недвижимости, ценных бумагах и долях в иностранных юридических лицах было введено только с 1 января 2017 года, в связи с чем, в отличие от информации, размещенной  в Казнете, обязанность отчитываться по недвижимости за рубежом возникнет только за налоговый период 2017 года, срок предоставления декларации по индивидуальному подоходному налогу истекает до 31 марта 2018 года[8].

 

Особенности применения административного штрафа.

Действие закона во времени.

 

В отношении лиц, которые не предоставили декларацию в связи с наличием банковского счета в иностранном банке вынуждены констатировать, что административная ответственность вполне обоснована. Однако, санкции ст. 274 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» будут применяться только при декларировании за налоговый период 2016 года. Другими словами, если налогоплательщик, который не отчитывался по своему зарубежному  банковскому счету с 2012 года, при предоставлении просроченной ответственности не будет привлекаться к административной ответственности по ч. 3 ст. 274 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» за налоговые периоды с 2012 по 2015 годы. Данные нарушения будут квалифицированы в соответствии с ч.1 статья 272 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» а именно, как непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан, что повлечет только предупреждение[9].

Кроме того, сумма налагаемого административного штрафа на физическое лицо не может быть более пятисот месячных расчетных показателей, в связи с чем, при наличии у лица трех и более объектов для декларирования, административный штраф имеет указанное ограничение в сумме, другими словами, штраф за сокрытие трех банковских счетов в зарубежных банках повлечет административную ответственность в сумме 500 месячных расчетных показателей, а не 750 как предварительно может предполагаться.

 

Айдар Масатбаев

Налоговый эксперт LLM

 

[1] Форма налоговой отчетности № 240.00

[2] См. п.п. 3)-5) п. 1 ст. 185 Налогового Кодекса РК.

[3] См. п. 1. Ст. 223 Налогового Кодекса РК.

[4] См. ст. 99 Налогового Кодекса РК.

[5] Не являющееся индивидуальным предпринимателем.

[6] См. п. 1 ст. 179 Налогового Кодекса РК.

[7] См. п. 1. Ст. 186 Налогового Кодекса РК.

[8] См. п.1 ст. 186 Налогового Кодекса РК.

[9] В связи с тем, что усиление административной ответственности произошло с 1 января 2017 года, то данное изменение не распространяется на предыдущие годы, как норма закона, ухудшающая положение виновного лица (см. ч.2 ст. 5 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»)

Автор: Айжан Ержанова