Фондовый рынок должен финансировать казахстанский бизнес — Сулейменов

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов в ходе выступления на форуме казахстанской биржи в рамках VIII конгресса финансистов Казахстана озвучил предложения по реформированию казахстанского фондового рынка.

Как отмечается, сейчас банковский кредит доминирует в качестве источника финансирования бизнеса. При этом, основными игроками являются эмитенты государственных ценных бумаг.

«За 10 месяцев 2018 года биржевой оборот составил 106 триллионов тенге. Львиная доля оборота приходится на ГЦБ или акции субъектов квазигосударственного сектора», — подчеркнул министр.

По его словам, имеется недостаток стратегических инвесторов чтобы обеспечить спрос на рынке. Для того, чтобы обеспечивать бизнес, правительство субсидирует ставки по кредитам. В этом году был запущен новый механизм, который позволяет задействовать фондовый рынок.

«В этом году мы реализовали субсидирование до 50 процентов купона по облигациям. И здесь, наверное, надо и нам как министерству и Нацбанку больше проводить информационную политику о том, что сейчас эти два инструмента абсолютно конкурентоспособные. С августа до 50 процентов мы готовы субсидировать в случае, если ставка купонная не превышает базовой ставки плюс пять процентов. Мы надеемся, что те кто попадают на KASE примерно в этот диапазон должны вписываться», — сказал министр.

 

Он озвучил пять предложений по реформам на финансовом рынке.

1. Я считаю что приватизация, которую проводит Правительство, должна быть направлена не только на стратегических инвесторов, но и на розничных инвесторов, в том числе. Это не должно быть народное IPO в понимании 2012-2014 но, тем не менее, какой-то пакет акций наших стратегических активов должен быть предложен на внутреннем рынке казахстанскому розничному инвестору. Я думаю к тем 100 тысячам розничных инвесторов, которые сейчас имеются, добавятся как минимум столько же, если мы правильно к этому подойдем.

2. Необходимо повышать финансовую грамотность. Мы должны показывать и финансовую и коммерческую привлекательность. Можно долго говорить правильный риск-ориентированный надзор или нет, правильно ли движение в сторону Basel 3 или нет. Но, это факт — регулятор придерживается этого, это его право, он независим. Регулирование будет ужесточаться, это означает, что, в общем и в целом, скорее всего, стоимость кредита будет расти. Поэтому альтернативный механизм, такой как IPO, выпуск облигаций, где нет залогов — вполне живой вполне реализуемый и практичный с коммерческой точки зрения.

3. Требования к АО мы должны повышать. Корпоративное управление и, в целом, то что АО налагает требование быть корпорацией и иметь акции не только у себя в полном владении но и торговать ими. Мы должны продолжать в этом направлении.

4. Доступ частных компаний к управлению активами ЕНПФ. Появление нескольких, помимо банков, стратегических долгосрочных инвесторов, на мой взгляд, является инструментальным для того, чтобы рынок заработал.

5. Определиться с нашими биржами KASE и МФЦА. Нам придется на непростой вопрос ответить: как будут две биржи у нас жить, как они будут друг с другом, возможно, конкурировать, возможно делить наши рынки. Но без решения этого вопроса нам на системной основе, конечно, будет сложно рынок сложных бумаг в Казахстане развивать в целом, и будет тяжело ожидать его хорошей практической отдачи для национальной экономики.

По данным МНЭ РК в Казахстане в фондовую биржу вовлечены 118 тысяч человек или 0,6 процента от населения. В тоже время в развитых странах на рынке ценных бумаг работает до 40 процентов населения. В Индии этот показатель составляет 1,5 процента, в КНР — 10 процентов в России — 8 процентов.

16 ноября 2018, 15:32

Источник, интернет-ресурс: Министерства национальной экономики РК

https://www.zakon.kz/4946302-fondovyy-rynok-dolzhen-finansirovat.html 

Автор: Айжан Ержанова