Финансовая грамотность населения зависит от уровня доходов.

На Казахстанском микрофинансовом форуме обсудили вопросы повышения финансовой грамотности казахстанцев.

Казахстанцы все чаще сталкиваются с попытками обмана со стороны различных финансовых организаций. Однако эксперты уверены, что не всегда проблема в самих банках.

Член Ассоциации финансистов Казахстана Чингиз Канапьянов, считает, что о настоящем уровне финансовой грамотности можно судить по количеству используемых населением банковских услуг.

«Финансовая грамотность населения — процессоориентированное понятие. Чтобы его оценить, важно понимать, как активно население использует те или иные финансовые инструменты. Например, 10-15 финансовых продуктов в Казахстане активно используются населением, а 300-400 — в Европе. Та же банковская карточка. Их по стране 15 миллионов. Но насколько эффективно мы ими пользуемся — большой вопрос. Население не пользуется ценными бумагами, но пользуется ипотекой. Объективно видим волнообразное развитие продуктов.

При АФК есть центр по работе с потребителями финансовых услуг. Около 80% обращений необоснованные, люди жалуются на ситуации. Обоснованных, где есть несоблюдение договоров, 10 или 15%. Остальным нужно базовое финансовое консультирование. Финансовые институты проводят свои программы повышения финансовой грамотности. Банковский и страховой омбудсмен работают в этом направлении, люди просят базовой консультации по широким вопросам»,- сказал Чингиз Канапьянов.

В Нацбанке определили свои критерии учета финансовой грамотности.

«Мы пережили несколько кризисов, одним из индикаторов финансовой грамотности населения являются жалобы, поступающие в Нацбанк. Люди стали оформлять их со знанием дела, лучше разбираться в тонкостях. Если сократится шквал жалоб на финансовые организации, это будет одним из показателей, насколько мы стали лучше.

Работают над пенсионным законодательством. Обращения по поводу изменений в законодательство люди присылают, это один из аспектов грамотности населения. На сегодня мы оцениваем ее на 40%»,- сказала заместитель председателя Нацбанка РК Дина Галиева.

В квазигосударственном секторе отмечают, что низкий уровень финансовой грамотности населения обусловлен механизмом принятия решений

«Уровень принятия решений построен так, что нет противовеса, госорганы принимают без обсуждения. По многим случаям до принятий решений не происходит должного консультирования с учетом интересов игроков финансового сектора«,- уверен председатель правления Фонда «Даму» Абай Сарулов.

Тем не менее, по мнению представителей микрофинансовых организаций, финансовая грамотность населения повысится, если у него появятся «лишние деньги», которые нужно как-то сберечь и приумножить.

«Есть такое понятие — предельная склонность к движению и потреблению. В США она составляет 90%, то есть, столько каждый американец с одного заработанного доллара тратит на потребление. Не знаю, каков показатель в Казахстане. Имеет ли большинство сбережения? Чтобы была грамотность, нужны свободные деньги. Если человек все, что зарабатывает, тратит, он идет в финансовые организации, получать доступные ресурсы. Получает, но не всегда остается доволен, потому что средства нужны здесь и сейчас»,- сказал председатель правления МФО КМФ Шалкар Жусупов.

Участники форума предложили координировать усилия всех участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения. Обсуждались предложения внести уроки финансовой грамотности в школьную программу, чтобы люди, когда им необходимо будет взять кредит или инвестировать заработанные средства, хорошо разбирались в финансовых продуктах. Сейчас программы по развитию финансовой грамотности реализуются участниками финансового рынка, в том числе Нацбанком, самостоятельно.

Источником материалов является [url]http://www.inform.kz/ru[/url]

Автор: Станислав Измайлов