Досудебная апелляция налоговых споров. Сроки и порядок подачи жалобы

Досудебная апелляция налоговых споров – это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства.

            Досудебная апелляция налоговых споров имеет ряд определённых преимуществ по сравнению с судебным разбирательством:

            1) более простая и менее формализованная процедура обращения;

            2) меньшие сроки рассмотрения жалобы;

            3) отсутствие расходов, связанных с оплатой государственной пошлины и других судебных издержек.

     Важным механизмом совершенствования налогового законодательства является реализация с 1 июля 2017 года досудебной апелляции налоговых споров в отношениях с налоговым органом.

     Каждому налогоплательщику необходимо знать, как действует этот порядок защиты его прав.

     Порядок досудебной апелляции налоговых споров предусмотрен главой 21 Налогового кодекса. Каждое лицо может реализовать свое право на обжалование уведомления о результатах проверки в уполномоченный орган (Минфин) или в суд.

     Важно! Досудебное урегулирование спора путем обращения с жалобой в Минфин  не является обязательным условием для обращения в суд.  

     Жалоба – это одна из форм обращения, содержащая требование участника административной процедуры о восстановлении или защите прав, свобод или законных интересов его или других лиц, которые были нарушены административным актом, административным действием (бездействием).

     См: подпункт 38) статьи 4 Административного процедурно-процессуального кодекса 

       СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ

       Жалоба на уведомление о результатах проверки подается в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления.

     Предусмотрена возможность восстановления Минфином срока подачи жалобы, пропущенного по уважительным причинам, по ходатайству заявителя жалобы не позднее 10 рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности с приложением соответствующего документа.

     В качестве такой уважительной причины признается только временная нетрудоспособность физического лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, в отношении юридического лица — временная нетрудоспособность руководителя и (или) главного бухгалтера (при его наличии).

     ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВИЛА ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

     Жалоба подается в письменной форме иподписывается налогоплательщиком (налоговым агентом) либо лицом, являющимся его представителем.

     1.В жалобе должны быть указаны:

     1) наименование уполномоченного органа (Минфин), в который подается жалоба;

     2) ФИО либо полное наименование лица, подающего жалобу, его место жительства (место нахождения);

     3) ИИН / БИН

     4) наименование налогового органа, проводившего налоговую проверку;

     5) обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

     6) дата подписания жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом);

     7) перечень прилагаемых документов.

     В жалобе могут быть указаны и иные сведения, имеющие значение для разрешения спора.

     2. К жалобе прилагаются:

     1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования;

     2) иные документы, имеющие отношение к делу.

     3. Копия жалобы должна быть направлена в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения к предварительному акту налоговой проверки.

     4. Датой подачи жалобы в Минфин в зависимости от способа подачи являются:

     1) в явочном порядке — дата регистрации жалобы Минфином;

     2) по почте — дата отметки о приеме почтовой или иной организацией связи.

     Для сведения! Образец жалобы на уведомление о результатах проверки можете посмотреть на сайте Минфина в разделе «Деятельность/Отраслевые документы/ Апелляционная комиссия/В помощь налогоплательщикам и участникам ВЭД/Образец жалобы»

     ОСТАВЛЕНИЕ ЖАЛОБЫ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ 

     Минфин отказывает в рассмотрении жалобы заявителя в следующих случаях:

     1) жалоба подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока по уважительным причинам;

     2) вследствие несоблюдения или невыполнения при подаче жалобы требований к ее содержанию, оформлению, реквизитам, способу подачи или полномочиям ее подписанта.

     3) жалоба подана (подписана) лицом, не являющимся представителем, или не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя;

     4) подача заявителем жалобы искового заявления в суд по тем же основаниям

     Важно! Заявитель жалобы во 2 и 3 случаях вправе устранить несоответствия и подать повторно жалобу в пределах установленного срока для ее подачи;

     Важно! Заявитель жалобы вправе отозвать свою жалобу до принятия решения по этой жалобе на основании письменного заявления.

     Отзыв жалобы не лишает заявителя его права на подачу повторной жалобы в пределах 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления.

     Заявитель жалобы не вправе отозвать жалобу в период проведения тематической проверки.

     В случае оставления жалобы без рассмотрения Минфин в письменной форме извещает заявителя жалобы об отказе в рассмотрении жалобы в течение 10 рабочих дней с даты регистрации жалобы, а в случае отказа по причине подачи заявителем жалобы искового заявления в суд — со дня установления такого факта.

Автор: Осипова Эльмира, Эксперт Общественного объединения «Палата налоговых консультантов»

Автор: Эльмира Осипова