Доклад Министра национальной экономики Сулейменова Т.М.

На тему «О Прогнозе социально-экономического развития Республики Казахстан на 2018 — 2022 годы»

Документ разработан в реализацию целей и задач, определенных в «Стратегии «Казахстан-2050», концепции вхождения в 30 развитых стран, пяти институциональных реформ, а также Третьей модернизации Казахстана.

Прогноз сформирован на основе:

1) Отчетных данных по ВВП за 2016 год и уточненной оценки роста экономики за 2017 год. Так, в 2016 году номинальный ВВП сложился в объеме 46 971,2 млрд. тенге, с увеличением на 1 497,4 млрд. тенге, реальный рост ВВП составил 1,1%.

С начала текущего года наблюдается улучшение экономической активности, рост ВВП за 7 месяцев составил 4,0%. По итогам 2017 года мы ожидаем рост экономики на уровне 3,4%.

2) Обновленных прогнозов по росту мировой экономики, так, согласно прогнозам МВФ в 2017-2018 годах ожидается поступательный мировой экономический рост на уровне 3,5-3,6% на фоне ускорения активности в странах с развитой экономикой.

3) Стабилизации ситуации на мировых товарных рынках. За 7 месяцев т.г. цена на нефть составила 51,7 долл. США за баррель, в 2016 году — 44,0 долл. США.

Согласно консенсус-прогноза на 2017 год (средняя цена по данным МФО) цена на нефть прогнозируется на уровне 53,5 долл. США, в 2018 году — 55,3 долл. США с последующим умеренным ростом в среднесрочной перспективе.

В зависимости от изменений внутренних и внешних параметров рассмотрены три возможных сценария развития экономики Казахстана.

Оптимистический сценарий предполагает рост цены на нефть до 55 долл. США за баррель в 2018-2022 годах.

По пессимистическому сценарию цена на нефть снизится до 35 долл. США.

За основу формирования Прогноза социально-экономического развития на 2018-2022 годы и бюджетных параметров на 2018-2020 годы взят базовый сценарий при консервативной цене на нефть — 45 долл. США.

Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,1% в 2018 году с последующим ростом до 4,2 % в 2022 году. Среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий пятилетний период составит 3,7%.

Номинальный ВВП вырастет с 55 906,2 млрд. тенге в 2018 году до 75 875,4 млрд. тенге в 2022 году.

ВВП на душу населения составит 9,0 тыс. долл. США в 2018 году, с увеличением до 11,7 тыс. долл. США в 2022 году.

В предстоящей перспективе за счет ввода проектов ГПИИР, продолжения реализации госпрограмм развития АПК, «Нұрлы жол» и «Нұрлы жер», а также внедрения проектного управления по реализации Третьей модернизации, ожидаются более высокие темпы роста в обрабатывающей промышленности на уровне 4,2%, сельском хозяйстве — 5,7%, строительной отрасли — 4,0%, транспорте — 5,1% и торговле — 3,5%.

Объем добычи нефти увеличится с 86 млн. тонн в 2018 году до 88,6 млн. тонн в 2022 году.

Экспорт составит 47,5 млрд. долл. в 2018 году с увеличением до 60,6 млрд. долл. США в 2022 году, импорт вырастет с 34,0 млрд. долл. в 2018 году до 45,5 млрд. долл. США в 2022 году.

Национальным Банком сохранен целевой коридор годовой инфляции в пределах 5,0-7,0 % в 2018 году, 4,0-6,0 % в 2019 году, с последующим снижением до 3,0-4,0 % в 2020-2022 годах.

Уровень безработицы снизится с 4,9 % в 2018 году до 4,7% в 2022 году.

Для достижения параметров роста в среднесрочном периоде, в условиях внедрения проектного управления по реализации Третьей модернизации с целью вхождения в «лигу» 30 наиболее развитых стран мира, основные усилия будут сосредоточены на следующих приоритетах экономической политики:

1. Обеспечение макроэкономической стабильности за счет стимулирования роли денежно-кредитной политики, обеспечения финансовой устойчивости и эффективной бюджетно-налоговой политики с учетом фискальной децентрализации.

2. Ускоренная технологическая модернизация через культивирование новых индустрий с применением цифровых технологий, технологическое перевооружение, повышение производительности труда и экспортного потенциала базовых отраслей (АПК, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, строительного сектора).

3. Кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды путем фронтального снижения всех видов издержек для бизнеса, развития конкуренции и частного капитала через сокращение доли участия государства в экономике и расширение ГЧП.

4. Улучшение качества человеческого капитала через обеспечение доступности и повышение качества образования, преобразования системы здравоохранения и повышение эффективности социального обеспечения через усиление его адресного характера.

5. Институциональные преобразования путем имплементации лучших практик и рекомендаций ОЭСР, формирование эффективной системы госуправления через профессиональный госаппарат и качественное оказание госуслуг.

6. Сбалансированное региональное развитие с целью расширения и укрепления экономической самостоятельности и ответственности регионов, достижения равноценных жизненных и трудовых условий для граждан Казахстана, независимо от места проживания.

7. Международная интеграция и взаимодействие через адаптацию экономики и бизнеса к условиям функционирования в новых экономических интеграционных объединениях.

На основе макроэкономического прогноза разработан прогноз бюджетных параметров и Национального фонда на 2018 — 2020 годы.

Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) прогнозируются в 2018 году в сумме 5 528,4 млрд. тенге (с увеличением на 636,5 млрд. тенге по сравнению с 2017 годом), в 2019 году — 6 403,9 млрд. тенге, в 2020 году — 7 175,8 млрд. тенге.

В соответствии с новой Концепцией формирования и использования средств Национального фонда гарантированный трансферт в республиканский бюджет определен со снижением в объемах в 2018 году — 2 600 млрд. тенге, в 2019 году — 2 300 млрд. тенге, в 2020 году — 2 000 млрд. тенге.

Привлечение целевого трансферта из Национального фонда не предусматривается.

Дефицит бюджета в 2018 году предлагается снизить до 1,1 % к ВВП, в 2019-2020 годах определить на уровне 1,0% к ВВП. Это позволит удерживать долг Правительства в трехлетнем периоде на уровне не более 25% к ВВП (Гос.долг не более 27% к ВВП).

С учетом прогнозируемых поступлений и планируемого дефицита прогноз расходов республиканского бюджета определен в 2018 году в объеме 9 217,9 млрд. тенге, в 2019 году — 9 798,2 млрд. тенге, в 2020 году — 10 219,7 млрд. тенге.

Ненефтяной дефицит по прогнозам сократиться с 7,1 % к ВВП в 2018 году до 5,1 % к ВВП в 2020 году, что не превышает целевых значений по ненефтяному дефициту, установленных новой Концепцией формирования и использования средств Национального фонда (в 2018 году −7,4 % к ВВП, в 2019 году — 7,2 % к ВВП, в 2020 году — 7,0 % к ВВП).

С учетом прогнозируемых поступлений в Национальный фонд при цене на нефть 45 долларов США/баррель и снижения гарантированного трансферта общий объем средств Национального фонда в 2020 году по прогнозам составит 62,4 млрд. долларов США (32,5 % к ВВП).

Источником материалов является [url]https://www.zakon.kz[/url], 

Автор: Станислав Измайлов