Что ждать бизнесу от фискальной политики государства

Тренды налогового законодательства после чрезвычайного положения

Сайт премьер-министра сообщил удручающую новость «общий пакет антикризисных мер, не считая налоговых преференций и поддержки на местном уровне, составит дополнительных 5,9 трлн тенге, из которых: 2,5 трлн тенге – за счет внебюджетных средств; 3,5 трлн тенге — за счет республиканского бюджета планируется обеспечить финансирование по трем направлениям».

3,5 трлн тенге выделяется из бюджета, разумеется эту потерю нужно возместить. Бесспорно, правительство будет комбинировать, но не откажется от такого инструмента как пересмотр налоговых поступлений.
Чего ожидать казахстанскому бизнесу?

Безусловно ставится под риск «охлаждение потепления» в политике фискальных органов по признанию сделок недействительными.

В частности, с 4 марта 2020 были приняты обнадёживающие изменения в Нормативном постановлении Верховного Суда РК «О судебной практике применения налогового законодательства» от 29 июня 2017 года № 4. А именно, исключена своеобразная «палочка-выручалочка» налоговых органов. Пункт 4 указанного нормативного постановлениия устанавливал крайне спорный и являвшийся самостоятельным основанием для удовлетворения исковых требований параграф «Для целей настоящего постановления о недействительности сделки могут свидетельствовать, в том числе, подтвержденные доказательствами доводы органа государственных доходов о невозможности реального осуществления налогоплательщиком операций в силу отсутствия соответствующих активов, зданий, транспортных средств, материальных и трудовых ресурсов; об отсутствии экономического смысла учтенных операций».
Изменения в нормативном постановлении свидетельствовали о потенциальном пересмотре властью своего подхода к концепции «неблагонадежного поставщика».

Более того, в апреле этого года был разработан проект «О внесении изменений и дополнений в нормативное постановление Верховного Суда РК от 29 июня 2017 года № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства» который вносит новый пункт 4-1 следующего содержания «…Судам следует руководствоваться тем, что фактическое отсутствие совершенной сделки, в том числе путем выписки фиктивного счета-фактуры, должно быть установлено в ходе налоговой проверки».

Таким образом, планируется, что налоговые органы будут инициировать исковые заявления о признании сделок недействительными только по результатам налоговых проверок.
С учетом указанных больших расходов бюджета, такое новое положение в указанном нормативном постановлении Верховного Суда Казахстана может встретить усиленное сопротивление сразу двух профильных министерств: министерства национальной экономики и министерства финансов РК.

Тем не менее у налоговых органов концепция «неблагонадежный поставщик» имеет вторую форму реализации – пилотный проект, то есть некий эксперимент налоговых органов, который по сути отличается от общего регулирования, установленного Налоговым Кодексом Казахстана. При этом название «неблагонадёжный поставщик» сменилось на «налогоплательщик с высокой степенью риска». Однако содержание нисколько не изменилось.

Подобная возможность введения пилотного проекта предусмотрена налоговым законодательством, во исполнение которого был установлен особый порядок администрирования налогоплательщик с высокой степенью риска.

В частности, пилотный проект устанавливается для плательщиков НДС, которые отнесены к высокой степени риска, определенной на основании системы управления рисками, основанной на анализе данных по приобретённым и реализованным товарам, работам и услугам и налогоплательщики (контрагенты), являющиеся получателями товаров, работ, услуг согласно ЭСФ, выписанным налогоплательщиками, которые отнесены к высокой степени риска.

Квалификация налогоплательщика с высокой степенью риска построена очень неоднозначно. Критерии отнесения делятся на две группы: публичные (которые являются доступными для налогоплательщика) и закрытые, то есть недоступные и не раскрываемые бизнес сообществу. При этом само Министерство финансов Казахстана установило комфортные для себя условия, о том, что налогоплательщик вправе потребовать объяснений для отнесения себя к группе налогоплательщиков с высоким риском, кроме ситуаций, когда такая квалификация была произведена на основании закрытых критериев. В итоге упомянутые скрытые критерии квалификации играют роль своеобразного «джокера» при подобной категоризации.

Сценарий, который вырисовывается в данных условиях ничем не будет отличаться от прошлой практики «лжепредприятий», когда некая компания получает такой статус, и все ее клиенты столкнутся с обязанностью уменьшить зачетный НДС, увеличив свое обязательство по такому налогу, либо доказывать факт поставки товара, работы и услуги.

Отдельно следует ожидать дальнейшей цифровизации налоговых отношений, введение цифровых продуктов таких как электронная счет – фактура, сопроводительные накладные на товары которые бесспорно позволят налоговым органам повысить собираемость налоговых поступлений в бюджет без увеличения ставок налогов.
Резкое повышение дефицита бюджета через год – два, может заставить думать государственных функционеров о более раннем введении ставок на высокие заработные платы. То есть, прогрессивной ставки индивидуального подоходного налога.

Напомню, что к 2025 году предполагается обложение нулевой ставкой (то есть освобождать) от индивидуального подоходного налога зарплаты до 720 тыс. тенге в год (60 тыс. тенге в месяц), по ставке 15% – доходов свыше 720 тыс. (до 2,4 млн тенге в год), по ставке 17% – доходов свыше 2,4 млн (до 3,6 млн тенге в год) и по ставке 20% – доходов свыше 3,6 млн тенге в год.

Другим очевидным ходом правительства станет политика деофшоризации и администрирование иностранных доходов и активов казахстанских налогоплательщиков.

Механизм признания контролируемой иностранной компании и налогообложения ее дохода в Казахстане в настоящее время дорабатывается и находится на рассмотрении в мажилисе парламента Казахстана. Вкратце, рассматриваемые изменения позволят признавать контролируемыми иностранными компаниями только компании, учрежденными в странах, с которыми у Казахстана нет соглашений об устранении двойного налогообложения. Кроме того, налоговые органы будет интересовать только пассивный доход, получаемый контролируемой иностранной компанией: дивиденды, проценты, роялти и т.д. Однако проект закона о внесении изменений в Налоговый Кодекс Казахстана вводит данные положения ретроспективно с 1 января 2018 года.

Озабоченность также вызывает автообмен сведениями по финансовым счетам, который проводится в рамках стран – участниц ОЭСР по линии БЭПС. Данный автообмен запланирован на сентябрь 2020, однако предполагается, что Казахстан должен достигнуть двусторонних договоренностей со странами – участницами автообмена, что пока не выполнено.

ОЭСР сделал ряд рекомендаций по вопросу применения трансфертного ценообразования, особенно в части проверки финансовых операций. При этом, финансовые операции в Казахстане ранее не были предметом особого изучения налоговых органов, однако, с учетом текущей ситуации данный контроль, по моему мнению, будет реализован в самое короткое время.

20 февраля 2020 президент подписал Закон «О ратификации Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения». Данная конвенция вступит в силу в течение трех месяцев, со дня предоставления Казахстаном ратификационной грамоты, что пока сделано не было.

Суть Многосторонней конвенции ввести дополнительные требования. Например, тесты (тест основной цели (РРТ) и тест упрощенного положения об ограничении льгот (SLOB)) и иные ограничения с целью предотвращения злоупотребления положениями налоговых соглашений Казахстана, что сделает недоступным пониженные ставки у источника выплаты, предусмотренные указанными двусторонними международными документами для некоторых налогоплательщиков.

Таким образом, Казахстану бесспорно следует ожидать усиления налогового администрирования по линии «неблагонадёжных поставщиков – налогоплательщиков с высоким уровнем налогового риска». Однако, в меньшей степени но ожидается и ужесточение мер по администрированию внешних активов налогоплательщиков.

Айдар Масатбаев, Дипломированный налоговый эксперт LLM, юридический консультант «Палата профессиональных юридических консультантов»

источник: https://forbes.kz/process/chto_jdat_biznesu_ot_fiskalnoy_politiki_gosudarstva/

Автор: Айжан Ержанова