Правительственный час в Мажилисе

М.Оспанов: Приоритетным мероприятием является применение предельных тарифов на среднесрочный и долгосрочный период, как передового инструмента тарифного регулирования

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 февраля

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко состоялся Правительственный час на тему “Основные направления деятельности Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий”.
Открывая заседание, председательствующий отметил, что Глава государства в нынешнем Послании народу Казахстана в качестве главного вектора развития Казахстана в ближайшем десятилетии определил социально-экономическую модернизацию, направленную на укрепление экономики и повышение благосостояния народа. Исходя из поставленной цели, конечно же, сегодня для Казахстана является важной и ключевой задачей найти баланс между успешным экономическим развитием и обеспечением общественных благ.
Для выполнения указанных задач Агентством РК по регулированию естественных монополий проводится активная работа по максимальному удовлетворению потребностей потребителей регулируемых услуг и монополистов с соблюдением равновесия между экономической и социальной составляющей.
Поэтому, уважаемые коллеги, сегодня мы заслушаем основные направления деятельности Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий. Разрешите слово для доклада предоставить Председателю Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Мурату Оспанову (тезисы):
Сегодня Вашему вниманию представляется информация об основных направлениях деятельности Агентства, которые осуществляются в соответствии с задачами, поставленными Главой Государства, Правительством, и благодаря поддержке законодательных инициатив депутатами Парламента.
В настоящее время Агентство осуществляет регулирование деятельности 1 103 субъектов естественной монополии, и более 200 доминантов.
Стратегическими направлениями тарифной политики являются: повышение инвестиционной привлекательности регулируемых секторов, решение задач энергосбережения и ресурсосбережения.
Основные мероприятия указаны на данном слайде.
А теперь, уважаемые депутаты, более подробно.
По повышению инвестиционной привлекательности регулируемых секторов.
Приоритетным мероприятием является применение предельных тарифов на среднесрочный и долгосрочный период, как передового инструмента тарифного регулирования.
Одним из основных преимуществ применения предельных тарифов является стабильность и предсказуемость тарифов, рост инвестиций в модернизацию активов и, как следствие, повышение качества оказываемых услуг, снижение износа с 65-75% до 45-55% к 2020 году.
В соответствии с Программами модернизации ЖКХ и “Ақ бұлақ” на 2011-2020 годы за счет тарифного дохода в регулируемых отраслях планируется инвестировать на объекты ЖКХ – 452 млрд. тенге, а также объектов водоснабжения и водоотведения – свыше 113 млрд. тенге.
Во исполнение принятых программ по итогам 2011 года за счет тарифа в регулируемых отраслях уже инвестировано 36 млрд. тенге.
Учитывая потенциал предельных тарифов предлагается их повсеместное внедрение по разработанному Агентством Плану:
1) установление на уровне закона обязанности субъектов работать по предельным тарифам;
2) поэтапное изменение с учетом изношенности активов для недопущения резкого роста тарифов;
3) введение следующих стимулирующих мер, это:
– утверждение предельного тарифа с разбивкой по годам (для исключения сдерживающего фактора);
– исключение ежегодного контроля и применение компенсирующих тарифов в период действия предельного тарифа на регулируемые услуги.
Для реализации предлагаемых мероприятий необходимо внесение поправок в законодательство и мы надеемся на Вашу, уважаемые депутаты, поддержку.
Следующим эффективным методом повышения инвестиционной привлекательности является переход в 2013 году на новый метод сравнительного анализа (бенчмаркинг), широко используемый в мировой практике.
Преимуществами бенчмаркинга являются:
– учет уровня эффективности деятельности субъектов при утверждении тарифов;
– субъект самостоятельно распределяет и оптимизирует расходы в пределах установленного тарифного дохода;
– исключение обязанностей субъектов, связанных с необходимостью утверждения и исполнения тарифной сметы, утверждения нормативной численности, норм расхода сырья и материалов и ряда других ограничений;
В рамках работы по энергосбережению и по итогам рассмотрения 438 заявок на утверждение нормативных технических потерь снижены потери по 203 субъектам. На прежнем уровне утверждены потери по 165 субъектам.
В результате ежегодного снижения уровней потерь в электрических, тепловых сетях и сетях водоснабжения, экономия в 2011 году составила 1,6 млрд. тенге – по нормативным потерям и 441 млн. тенге – по сверхнормативным.
Это было сделано нами благодаря закреплению на законодательном уровне обязанности субъектов разрабатывать и исполнять планы мероприятий по ликвидации сверхнормативных потерь. При отсутствии указанных планов и инвестиционных программ заявки субъектов на утверждение тарифов не принимаются и не рассматриваются.
Следующим приоритетным и реализуемым Агентством мероприятием по энергосбережению является решение задач по экономному потреблению электроэнергии и воды. Во исполнение поручений Главы государства введены дифференцированные тарифы. В результате применения дифференцированных тарифов на электроэнергию по зонам суток экономия в среднем составила около 2,5 млрд. тенге, по объемам потребления порядка 1 млрд. тенге.
Таким образом, экономия электроэнергии по стране составила около 421 млн. кВт.ч; экономия топлива – около 105 тыс. тонн угля (1700 вагонов); снижение выбросов загрязняющих веществ (золы порядка 46 тыс. тонн); экономия средств потребителей на сумму свыше 3 млрд.тенге.
По итогам изучения международного опыта, эффективности применения 2-х уровневой дифференциации, а также снятия нагрузки с социально-уязвимого слоя населения, который потребляет небольшое количество электроэнергии, с 1 апреля текущего года введен третий уровень дифференциации тарифов на электроэнергию по величине потребления.
Суть трехуровневых тарифов заключается в установлении дополнительно к существующей величине потребления еще одного уровня, например, 150-170 кВтч на человека в месяц. В каждом регионе такая величина потребления определена с привлечением акиматов, ученых и общественности, с учетом специфики потребления.
В результате небольшая доля потребителей (10-15%), которые неэкономно расходуют электрическую энергию и имеют высокий уровень энерговооруженности, будет оплачивать объем превышения по более высокому тарифу.
По воде во всех регионах введены дифференцированные тарифы по группам потребителей и в 7-ми регионах в зависимости от объемов потребления.
В результате водоканалы увеличили доходы на 9,8 млрд. тенге. Экономия воды составила до 15%, что составляет 26 млн. м3 или около 2 млрд. тенге. В перспективе 2012-2013 гг. планируется внедрение 2 уровневой дифференциации тарифов с поэтапным переходом к 3 уровневой дифференциации.
По тепловой энергии. В прошлом году депутатами Парламента принят Закон “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности”, в котором поддержана инициатива Агентства по внедрению дифференцированных тарифов на тепловую энергию в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета.
В результате, начиная с нового отопительного периода, потребители, имеющие приборы учета тепловой энергии, будут оплачивать за потребленное тепло по более низкому тарифу.
Текущая ситуация по регулируемым услугам в сфере транспорта.
С целью сокращения уровня износа в сфере железнодорожного транспорта Агентством совместно с МТК на ежегодной основе утверждается инвестиционная программа, которая позволила за период 2008-2011 годов реализовать инвестиционную программу в размере 405 млрд. тенге
Агентством согласовано с 1 апреля 2012 года повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 15%, в том числе на услуги магистральной железнодорожной сети на 9,6%. Все это обеспечивает модернизацию 625 км верхнего строения пути, приобретение и модернизацию 141 локомотивов и капитальный ремонт – 47 локомотивов, приобретение 14 737 вагонов и капитальный ремонт – 1 016 вагонов.
Касательно повышения цен на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом следует отметить, что в соответствии с решением Республиканской бюджетной комиссии предусмотрено ежегодное повышение тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки на 10 %.
В сфере авиационного транспорта с целью привлечения дополнительных объемов выведены из-под регулирования аэропортовые услуги по обслуживанию транзитных полетов и аэронавигационные услуги по обслуживанию транзитных и международных рейсов.
С 1 апреля 2012 года цены АО “Эйр Астана” на перевозку пассажиров регулярными (внутренними) рейсами повысились в среднем на 16 %. Причиной повышения цен на авиабилеты явилось увеличение стоимости авиационного топлива в 2012 году.
Также, одной из задач Агентства в соответствии с поручением Главы Государства и Главы Правительства является принятие мер по недопущению роста инфляции. Вклад регулируемых услуг в инфляцию ежегодно определяется Правительством.
Все принятые в 2011 году решения об изменении тарифов обеспечили совокупный вклад в инфляцию на уровне 0,77%, при предельном годовом значении 1,58%.
Таким образом, в целом динамика тарифов субъектов естественных монополий и доминантов не превышает предельного уровня.
В рамках контроля за соблюдением законодательства и недопущением нарушения прав потребителей, Агентством внесено 695 предписаний об устранении нарушения законодательства, принято 410 постановлений о наложении административных взысканий при 344 судебных разбирательств. В республиканский бюджет взыскано более 500 млн. тенге в виде штрафных санкций.
За 2011 год в результате проведения Агентством контрольных мероприятий и за допущенные нарушения законодательства 166 СЕМ утверждено 256 компенсирующих тарифов. Общая сумма снижения тарифов составила порядка 2,8 млрд. тенге.
По инициативе Агентства, предлагаемой в 2011 году, на сегодня совместно с Генеральной Прокуратурой начаты проверки всех электростанций по соблюдению инвестиционных обязательств.
По поручению Главы Государства Агентством проведена работа по оптимизации разрешительных процедур.
Так, сокращены лицензируемые виды и подвиды на 76%, исключены требования по предоставлению отчетов лицензиатами, а также с ноября 2011 года Агентством начата 100%-ная выдача лицензии в электронном формате.
В рамках международного сотрудничества Агентство принимает участие на мероприятиях Региональной Ассоциации органов регулирования энергетики (ЭРРА), которыми дана положительная оценка Агентству как отраслевому регулятору.
В целях обеспечения прозрачности деятельности Агентства, проведения разъяснительной работы с потребителями и общественными объединениями по вопросам тарифообразования Агентством проведено 1432 выездных встреч и круглых столов.
В текущем году перед Нами стоит задача по усилению данной работы по более широкому формату пропагандистской работы и установлению обратной связи.
Учитывая вышесказанное, Агентство продолжит работу по реализации задач, поставленных Главой государства и Правительством, направленную на:
– увеличение количества субъектов, работающих по предельным тарифам;
– экономия энергии и воды путем применения дифференцированных тарифов;
– снижение нормативных и ликвидации сверхнормативных потерь, оптимизацию норм расходов сырья и материалов;
– утверждение тарифов на регулируемые услуги в рамках одобренного предельного вклада тарифов в инфляцию;
– усиление разъяснительной работы по тарифной политике и обеспечению прозрачности принимаемых решений.
***
После доклада М. Оспанова и содоклада председателя Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултана Аимбетова, а также ответов докладчика на депутатские вопросы, вице-спикер Мажилиса сказал, что М.Оспанов подробно и всесторонне осветил основные направления деятельности Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и перспективы дальнейшего повышения эффективности тарифной политики путем повышения инвестиционной привлекательности регулируемых секторов и решения задач энерго- и ресурсосбережения.
Я полагаю, что сегодня прошло очень хорошее обсуждение, прозвучали обоснованные интересные предложения депутатов и, соответствующие ответы по всем поднятым вопросам. Поэтому разрешите, от имени депутатов, поблагодарить Мурата Магавьяновича за сегодняшний Правительственный час.
Мы, в свою очередь, уверены, что у Вашего ведомства есть все возможности по достижению качественного и своевременного выполнения намеченных Вами мероприятий, в том числе предложений, озвученных сегодня депутатами, по развитию тарифной политики.
И в завершение Правительственного часа депутаты приняли Рекомендации с учетом высказанных замечаний и предложений.

—–

Глава АРЕМ отчитался перед депутатами Мажилиса Парламента РК
www.regulator.kz, 16 февраля

Сегодня, 16 апреля т.г., председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов отчитался перед депутатами Мажилиса Парламента РК о работе своего ведомства в рамках реализации задач, поставленных Главой государства Н.А. Назарбаевым в нынешнем Послании народу Казахстана.
Основными стратегическими направлениями тарифной политики, проводимой Агентством, являются: повышение инвестиционной привлекательности регулируемых секторов, решение задач энерго- и ресурсосбережения. В целях повышения инвестиционной привлекательности регулируемых секторов, приоритетным мероприятием является применение предельных тарифов на среднесрочный и долгосрочный период, как передового инструмента тарифного регулирования. Одним из основных преимуществ применения предельных тарифов является стабильность и предсказуемость тарифов, рост инвестиций в модернизацию активов, повышение качества услуг, снижение износа с 65-75% до 45-55% к 2020 году.
В соответствии с Программами модернизации ЖКХ и “Ақ бұлақ” на 2011-2020 годы за счет тарифного дохода в регулируемых отраслях планируется инвестировать на объекты ЖКХ – 452 млрд. тенге, а также объектов водоснабжения и водоотведения – свыше 113 млрд. тенге. В итоге, за счет тарифа в регулируемых отраслях в 2011 году уже инвестировано 36 млрд. тенге.
Следующим методом повышения инвестиционной привлекательности является переход в 2013 году на новый метод сравнительного анализа (бенчмаркинг), широко используемый в мировой практике. Преимуществами бенчмаркинга являются:
– учет уровня эффективности деятельности субъектов при утверждении тарифов;
– субъект самостоятельно распределяет и оптимизирует расходы в пределах установленного тарифного дохода;
– исключение обязанностей субъектов, связанных с необходимостью утверждения и исполнения тарифной сметы, утверждения нормативной численности, норм расхода сырья и материалов и ряда других ограничений.
В рамках работы по энергосбережению и по итогам рассмотрения 438 заявок на утверждение нормативных технических потерь снижены потери по 203 субъектам. На прежнем уровне утверждены потери по 165 субъектам. В результате ежегодного снижения уровней потерь в электрических, тепловых сетях и сетях водоснабжения, экономия в 2011 году составила 1,6 млрд. тенге – по нормативным потерям и 441 млн. тенге – по сверхнормативным.
В целях экономного потребления электроэнергии и воды, введены дифференцированные тарифы. В результате применения дифтарифов на электроэнергию по зонам суток экономия в среднем составила около 2,5 млрд. тенге, по объемам по-требления порядка 1 млрд. тенге. Таким образом, экономия электроэнергии по стране составила около 421 млн. кВт.ч. Кроме того, с 1 апреля т.г. введен третий уровень дифференциации тарифов на электроэнергию по величине потребления.
Суть трехуровневых тарифов заключается в установлении дополни-тельно к существующей величине потребления еще одного уровня, напри-мер, 150-170 кВтч на человека в месяц. В каждом регионе такая величина потребления определена с привлечением акиматов, ученых и общественности, с учетом специфики потребления.
По воде.
Во всех регионах введены дифференцированные тарифы по группам потребителей и в 7-ми регионах в зависимости от объемов потребления. В результате водоканалы увеличили доходы на 9,8 млрд. тенге. Экономия воды составила до 15%, что составляет 26 млн. м3 или около 2 млрд. тенге. В 2012-2013 гг. планируется внедрение 2 уровневой дифференциации тарифов с поэтапным переходом к 3 уровневой дифференциации.
По тепловой энергии.
В прошлом году депутатами Парламента принят Закон “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности”, в котором поддержана инициатива Агентства по внедрению дифференцированных тарифов на тепловую энергию в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета. В результате, начиная с нового отопительного периода, потребители, имеющие приборы учета тепловой энергии, будут оплачивать за потребленное тепло по более низкому тарифу.

www.nomad.su