Вопрос о правовых последствиях назначения иностранного гражданина руководителем казахстанского товарищества с ограниченной

0 комментариев

Вопрос о правовых последствиях назначения иностранного гражданина руководителем казахстанского товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) является многоплановым и, безусловно, актуальным. Мы попросили ответить на него эксперта, директора юридической компании Unius Рината Камалетдинова.

Анонимно 0 Comments

В ответствии с п.2 ст.2 Закона Республики Казахстан «О занятости населения», законодательство о занятости распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства.

Согласно п.2 ст.4 Закона «О занятости населения», государственная политика в сфере занятости направлена (помимо прочего) на защиту внутреннего рынка путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы.

В соответствии с п.1 ст.11 Закона «О занятости населения», в целях защиты внутреннего рынка труда, Правительством Республики Казахстан устанавливается ежегодно квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.

Для сведения сообщаем, что нормы о квотировании не распространяются на иностранцев, работающих в региональном финансовом центре г.Алматы на должностях руководителей и специалистов с послесредним и высшим образованием, подтверждаемым документами.

В соответствии с п.3 ст.11 Закона «О занятости населения», порядок определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы определяются Правительством Республики Казахстан.

Такой порядок установлен в Правилах определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республике Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года № 836.

Так, согласно п.2) п.2 приведенных Правил, квотой на привлечение иностранной рабочей силы является устанавливаемая ежегодно Правительством Республики Казахстан доля иностранной рабочей силы в процентом отношении к численности экономически активного населения республики.

В соответствии с п.4) п.2 Правил, разрешением на привлечение иностранной силы является документ установленной формы, выдаваемый уполномоченным органом работодателю, определяющий количество иностранной рабочей силы для привлечения в Республику Казахстан в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом.

Следует отметить, что действие Правил распространяется не на всех иностранных граждан, принимаемых на работу в Республике Казахстан, за исключением конкретного перечня должностей, для занятия которых иностранными гражданами получение разрешение не требуется (п.3 Правил).

Так, например, не требуется получение соответствующего разрешения полномочного государственного органа (в Алматы таковым является Департамент занятости и социальных программ Акимата г.Алматы) для работы иностранных граждан в качестве первых руководителей иностранных юридических лиц, их филиалов и представительств; первых руководителей банковских, страховых (перестраховочных) организаций и т.д.

Иностранные граждане, назначаемые на должности директоров казахстанских ТОО, в этот перечень не входят, и действие п.3 Правил ни них не распространяется. Соответственно, привлечение такой категории иностранных работников в качестве иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан может состояться лишь с соблюдением всех требований, установленных Законом «О занятости населения» и приведенными выше Правилами.

Таким образом, в случае назначения иностранного гражданина на должность руководителя казахстанского ТОО, последнее, являясь работодателем, должно в обязательном порядке получить разрешение на привлечение такого иностранца для осуществления им трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.

Назначение иностранного гражданина руководителем казахстанского ТОО ни для самого иностранного гражданина, ни для казахстанского ТОО не влечет за собой каких-либо особых налоговых последствий, за исключением того, что с заработной платы иностранного гражданина удерживаются и уплачиваются предусмотренные законодательством налоги и обязательные отчисления.

Уплата пенсионных взносов

В соответствии с п.17) ст.1 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», обязательными пенсионными взносами являются деньги, вносимые в соответствии с настоящим Законом в накопительные пенсионные фонды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Согласно ст.22-1 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в накопительные пенсионные фонды, устанавливаются в размере десяти процентов от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов, в порядке, определяемом Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать семидесятипятикратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Выплата минимальной заработной платы работнику казахстанского ТОО является обязательной по законодательству РК1. Зарплата директора может быть выше ее размера, но не может быть ниже в любом случае.

Исчисление и уплата налогов с заработной платы

В соответствии с п.15) и п.19) ст.10 Налогового кодекса, плательщиками налогов и других обязательных платежей, установленных в Республике Казахстан, могут являться физические лица – граждане иностранных государств.

Согласно ст.141 Налогового кодекса, плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения, определяемые в соответствии со ст.143 Налогового кодекса.

Согласно ст.143 Налогового кодекса, объектами обложения индивидуальным подоходным налогом, за исключением доходов, указанных в ст. 144 Налогового кодекса, являются:

— доходы, облагаемые у источника выплаты;

— доходы, не облагаемые у источника выплаты.

К числу доходов, облагаемых у источника выплаты, относятся доходы от трудовой деятельности в Республике Казахстан, в том числе иностранных граждан (ст.178 Налогового кодекса).

В соответствии с п.1 ст.145 Налогового кодекса, такие доходы подлежат обложению по ставке 10 % от их суммы.

В соответствии с п.1 ст.152 Налогового кодекса, при определении дохода работника, облагаемого у источника выплаты, за каждый месяц в течение налогового периода вычету подлежат обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды.

Согласно ст. 315 Налогового кодекса, плательщиками социального налога, наряду с прочими, являются юридические лица-резиденты.

Согласно п.1 ст.316 Налогового кодекса, объектом обложения для юридических лиц-резидентов являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных пп. 14)-17) ст.178 Налогового кодекса (в том числе заработная плата).

В соответствии с п.1 ст.317 Налогового кодекса, юридические лица-резиденты, а также лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства, уплачивают социальный налог по следующим ставкам:

Таким образом, при назначении иностранного гражданина на должность директора казахстанского ТОО и получении им заработной платы у работодателя возникают обязательства по удержанию и уплате обязательных пенсионных взносов, индивидуального подоходного и социального налогов, а также социальных отчислений2.

Опубликовано в журнале «Налоги и финансы» 4(5). Апрель, 2008

Обратная связь
close slider

    Обратная связь