За добросовестность налогоплательщика бизнесу еще придется побороться

Налоговые органы еще долго будут менять свою ментальность

author: Алина Есеналина
Эксперты PricewaterhouseCoopers рассказали, какие подводные камни ожидают казахстанцев при использовании новых налоговых инструментов, принятых в помощь плательщикам, передает LS.

Директор департамента PwC Казахстан Светлана Чебан заявила, что с новым Налоговым кодексом бизнес выходит на следующий уровень сотрудничества с налоговыми органами.

«У нас появился новый концепт – принцип добросовестности налогоплательщика. Бизнес ассоциации доносили долгие годы эту идею до властей. Но в ст. 8 Налогового кодекса говорится о том, что запрещается использование норм законодательства для недобросовестных целей. Эта статья может предполагать определенную субъективность. Мы считаем, что нужен четкий перечень критериев, когда налоговый орган может поставить под сомнение право плательщика использовать ту или иную льготу или вменять необоснованную экономическую выгоду от послабления законодательства», — заявила Чебан, выступая на «Казахстанском налоговом форуме».

Кроме того, по ее словам, все неясности налогового законодательства теперь трактуются в пользу налогоплательщика. Однако в ст. 8 сказано, что этот инструмент используется только в процессе рассмотрения жалобы на уведомление по результатам полной документальной проверки.

«Как жить компании в ежедневном, рутинном подходе к налоговой позиции. Кто будет принимать решение по поводу того, спорная ситуация или нет? Мы считаем, что сомнения в пользу налогоплательщика должны трактоваться всегда, а не только в процессе рассмотрения жалоб на вынесенные уведомления по результатам проверки», — отметила эксперт.

Также она напомнила, что сегодня любая компания может инициировать переписку с налоговым органом и полученный ответ может дать юридическую защиту в случае выявления в будущем ошибки.

«Эта норма может стать хорошим практическим инструментом для компаний. Но нужно понимать, что это письмо освободит вас от потенциальных штрафов и пеней при проведении полной документальной проверки. Мы рекомендуем правительству изменить ст.8, чтобы не было привязки к полной документальной проверке и чтобы налогоплательщик мог руководствоваться индивидуальными письмами (ответами на заданный вопрос) и письмами общего характера, которые они тоже применяют в ежедневной работе», — заявила представитель PwC.

По ее словам, вероятность того, что кто-то будет требовать отмену штрафа в таком случае низка, потому что при проведении документальной проверки есть риски, что аудиторы могут найти другие нарушения и выписать еще больше штрафов. Поэтому вряд ли кто-то по своей воле попросит провести проверку. Однако эксперт советуют все-таки обращаться в КГД, чтобы этот инструмент заработал. Бизнесу самому нужно работать над изменением ментальности налоговых органов.

«Первое время принцип добросовестности налогоплательщика будет использовать сложно. Налоговые органы у нас достаточно формально подходят к интерпретации законодательства. Компаниям придется активно доказывать свою позицию, предоставляя необходимые документы», — заявила Чебан.

Источник: https://lsm.kz/za-dobrosovestnost-nalogoplatel-shika-biznesu-eshe-pridetsya-poborot-sya
© LS
Все права защищены.
При использовании материалов LS в любых целях, кроме личных, гиперссылка на web-site LSM.kz обязательна

Автор: Айжан Ержанова