В нашей стране среди населения и в научных кругах распространено расплывчатое утверждение о том, что налоговая нагрузка в Казахстане слишком высокая. При этом, делая подобные заявления, никто не уточняет, что имеется ввиду под налоговой нагрузкой, учитывая, что методов ее оценивания множество
Более того, никто не приводит научных обоснований в виде расчетов для подобных утверждений. Хотя, конечно, объективная необходимость в исчислении оптимальной налоговой нагрузки для Казахстана существует, и только на базе тщательно проведенного анализа мы можем утверждать, является ли налоговое бремя действительно неподъемным для субъектов хозяйствования.
Под налоговой нагрузкой в экономической теории понимается отношение налоговых поступлений в бюджет государства к ВВП страны. Если придерживаться общепринятого подхода, то нетрудно заметить, что в последние 8 лет, вопреки общему заблуждению, налоговая нагрузка в нашей стране не росла, а, наоборот, устойчиво снижалась с 15,7% в 2010 до 11,7% в 2018. При этом, в снижении налоговой нагрузки с 2010 заметную роль сыграли уменьшение самих налоговых ставок в 2009 (в 2009 были внесены изменения в Налоговый кодекс, где КПН был снижен с 30% до 20%, НДС – с 13 до 12%, социальный налог – с 13 до 11%).
Если сравнивать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты в нашей стране с аналогичной нагрузкой развитых стран, то можно заметить, что у нас она относительно невысокая. Так, к примеру, в Дании налоговая нагрузка находится на уровне 34,2% от ВВП страны, в Австрии – 25,3%, в Великобритании – 25,4%. При этом, как показывают данные таблицы ниже, по многим видам сами налоговые ставки в экономиках развитых стран значимо выше, чем у нас.
Ставка корпоративного налога за 2018 в разрезе стран, в %

Источник: данные Tax Foundation: Corporate Tax Rates around the World
Более низкие ставки корпоративного налога характерны, преимущественно, для развивающихся и бедных стран, так как налоговая ставка для них становится единственным условием стимулирования бизнеса, поскольку остальные ключевые факторы успешного предпринимательства – стабильная политическая и макроэкономическая обстановка, инфраструктура, отвечающая потребностям экономики, и институты развития экономики – как правило, отсутствуют.
Как видим, фактический уровень налоговой нагрузки в нашей стране, составивший 11,7% по итогам 2018, гораздо ниже оптимальных 15,4% и 15,8%, что свидетельствует о наличии потенциала для увеличения налоговой нагрузки на почти 4%. Как показали расчеты, в целом, в Казахстане только в 2005-2006 фактическое налоговое бремя было выше оптимальных значений. В остальные периоды фактическое налоговое бремя в Казахстане оказывалось ниже оптимальных значений.
Из сказанного имеем, что в стране налоговая нагрузка не просто невысокая, но даже имеется потенциал для ее увеличения, вопреки всем заявлениям о том, что она высока. Однако, говоря о наличии потенциала роста налоговой нагрузки в данном случае, мы не призываем к повышению налоговых ставок в стране, поскольку данная мера имеет множество различных последствий для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.
Рост налоговой нагрузки можно обеспечить другим способом – за счет расширения налогооблагаемой базы, то есть, за счет стимулирования появления новых предпринимателей в стране, а также за счет активизации предпринимательской деятельности действующих компаний, за счет увеличения доходов населения. Именно такая работа преобладает в развитых странах: высокие значения налоговой нагрузки в развитых странах достигаются не за счет роста самих налоговых ставок, а за счет расширения малого и среднего бизнеса в экономике страны и увеличения доходов населения. Иными словами, рост налогового бремени является следствием расширения деловой активности в стране и роста благосостояния ее населения.
При этом, во многих развитых странах и без того высокий корпоративный налог, подлежащий уплате в государственный бюджет, сопровождается дополнительными локальными налогами (по штатам, городам). К примеру, корпоративный налог в 15% в Канаде дополняется локальными налогами, которые варьируются в пределах 11,5-16% в зависимости от штата. Тем не менее, Канада занимает 23 место в рейтинге легкости ведения бизнеса, Дания со ставкой 22% находится на 3-й строчке этого рейтинга. Очевидно, что величина налоговой ставки сама по себе не служит решающим фактором стимулирования/дестимулирования деловой активности в стране.
Таким образом, в Казахстане для оптимизации налоговой нагрузки необходимо, прежде всего, расширять налогооблагаемую базу путем стимулирования деловой активности хозяйствующих субъектов, создания равных возможностей по налогообложению предпринимательской деятельности разных субъектов бизнеса, а не через изменения действующей ставки налогов. Еще раз отметим, что снижение ставок само по себе не является панацеей для роста бизнеса. Конечно, подобная мера может дать временный эффект, однако снижение налоговых ставок уже было в 2009 – данная мера исчерпала свой потенциал, не дав значимого роста налогооблагаемой базы. Наоборот, как было отмечено выше, в последние годы в стране наблюдалось снижение налоговой базы, причем эта тенденция ускорилась после заметной трансформации фискальной политики в части создания льготных режимов для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения. Это в очередной раз говорит о том, что проблема снижения налоговой нагрузки на экономику связано не только со ставками налогов, но и с созданием самим государством неравных конкурентных условий для различных видов субъектов бизнеса. Кроме того, конечно, пока еще существуют проблемы с развитостью институтов развития бизнеса, прозрачностью механизмов предоставления различных субсидии и мер государственной поддержки и пр.
Жаксыбек Кулекеев, профессор экономики, научный руководитель AERC
Евгения Пак, ведущий аналитик Департамента консалтинговых услуг AERC
https://forbes.kz/process/expertise/vyisoko_li_nalogovoe_bremya_v_kazahstane/