В ожидании налоговых проверок, или Что ждет бизнес после ЧП

В Deloitte дали рекомендации о том, как правильно взаимодействовать с налоговым органом

Государство решило с 27 марта дать небольшую передышку компаниям МСБ — все налоговые проверки были остановлены, а налоговые органы приняли дополнительное решение не осуществлять аудит больших компаний. Но пандемия закончится, и налоговые проверки бизнеса возобновятся, отметили во время вебинара эксперты компании Deloitte. Поэтому они решили заранее рассказать во время онлайн-встречи о некоторых особенностях налоговых проверок и поделиться полезными рекомендациями по взаимодействию с налоговыми органами. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Во-первых, важно знать, какие права и обязанности есть у налоговых органов и проверяемого лица. Они прописаны в Налоговом и Предпринимательском кодексах РК, заметил во время вебинара старший консультант департамента налогов и права Deloitte Руслан Жаркинбаев.

Согласно закону, когда сотрудники ДГД, осуществляющие налоговую проверку, приходят с проверкой в компанию, они обязаны предоставить служебное удостоверение, предъявить предписание о проверке, иметь поверочные листы и памятку, которая информирует о правах и обязанностях налоговых органов и налогоплательщика. Кроме того, налоговики обязаны соблюдать режим работы компании, в которой будет проводиться проверка. В нерабочие часы, либо если работа предприятия приостановлена, налоговики не имеют права ее осуществлять, рассказал Руслан Жаркинбаев.

«В свою очередь налоплательщик обязан предоставить по требованию госоргана рабочее место, учетную документацию, дать доступ к программному обеспечению, то есть к программам налогового и бухгалтерского учета», — добавил он.

До вручения окончательного акта проверки налоговики обязаны вручить компании предварительный акт проверки, если предполагаемая сумма доначисления налогов превышает 20 тыс. МРП. Можно, конечно, в случае несогласия дать письменное возражение по нему, но не стоит этого делать во всех случаях, предупредил спикер.

«Нужно понять, что предварительный акт — это еще не завершение поверки.  Важно помнить, что, если вы прикладываете к своему письменному возражению на предварительный акт документы, начинается проверка самих документов, и в результате могут быть выявлены и доначислены налоги, сумма которых окажется выше, чем при в предварительном акте налоговой проверки», — заметил  Руслан Жаркинбаев.

Окончанием проверки является акт, который предоставляется в двух экземплярах, он должен быть подписан проверяющим лицом и налогоплательщиком, добавил спикер.

«Если у налогоплательщика  есть сумма к доначислению налога, то выносится уведомление о результатах налоговой поверки. Если за акт проверки отвечает поверяющий, то уведомление о результатах проверки с доначислением налогов подписывается уже руководителем налогового органа, по которому впоследствии начисляются налоги на лицевой счет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения. Уведомление может быть обжаловано в течение 30 рабочих дней со дня его получения», — сказал эксперт Deloitte.

Он подчеркнул, что на основе доначисления налогов по завершении проверки налоговый орган обязан возбудить административное производство в соответствии с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях  за занижение налогов в декларации, сокрытие объектов налогообложения или за неудержание налоговым агентом сумм налогов, подлежащих удержанию у источника выплат.

«По ходу проверки налоговый орган может привлекать к ответственности за другие административные правонарушения. Например, за непредоставление учетной документации или за ее отсутствие, невыполнение законных требований налоговых органов и их должностных лиц», — заметил Руслан Жаркинбаев.

Главная сложность состоит в том, что налоговые органы передают материалы проверки по истечении сроков обжалования в Службу экономических расследований для возбуждения уголовного дела по уклонению от уплаты налогов, если сумма доначислений превышает 50 тыс. МРП.

«На данный момент проверяемый период для субъектов МСБ составляет 2017-2019 годы. И надо отметить, что прошлом году в рамках гуманизации уголовной системы в Уголовной кодекс и Кодекс об административных правонарушениях РК с 3 февраля 2019 года внесены изменения. Согласно им налоговые органы передают материалы проверки в Службу экономических расследований для возбуждения уголовного дела по уклонению от уплаты налогов при доначислении налогов на сумму свыше 50 тыс. МРП», — сказал эксперт Deloitte.

Но при этом очень существенно увеличены размеры административных штрафов  по КоАП РК за сокрытие объекта налогообложения до 200% от суммы налога, подлежащей к уплате, за занижение сумм налогов в налоговой отчетности по всем категориям субъектов предпринимательства. Например, по субъекту крупного препирательства штраф за занижение сумм налогов в налоговой отчетности будет составлять 80% от начисленной суммы налога. Соответственно эти нормы по размеру штрафов будут действовать при проверках бизнеса, за проверяемый период с февраля 2019 года, добавил он. 

Грубыми нарушениям Предпринимательского кодекса считается отсутствие извещения о начале проверке (за 30 дней до начала аудита), отсутствие регистрации в предписании или дополнительного предписания в органах правовой статистики, отсутствие подписи проверяющего на акте проверки, нарушение сроков проверки, отсутствие проверочных листов. При совершении таких действий со стороны налоговых органов налогоплательщики могут обжаловать действия (бездействие) должностных лиц в вышестоящий налоговый орган либо в суд, рассказал Руслан Жаркинбаев.

В конце своего выступления он дал несколько рекомендаций, как минимизировать налоговые проверки. Для этого нужно минимизировать налоговые риски, которые основываются на системе оценки рисков, и на основании этой системы формируется полугодовой график налоговых проверок. И налогоплательщикам стоит изучить эти критерии риска, чтобы избежать высокой степени риска и уйти в среднюю или низкую степень, заметил спикер.

«Есть открытые и закрытые критерии. Они комбинируются, и по ним выбираются компании для проверки. К открытым критериям относится коэффициент налоговой нагрузки, и он не должен быть ниже среднеотраслевого коэффициента, который для каждого региона свой», — добавил Руслан Жаркинбаев.

Второй критерий риска – осуществление операций с бездействующими налогоплательщиками. У предпринимателей должен быть принцип осмотрительности, то есть не стоит заключать сделки и операции с контрагентами, которые бездействующие или их регистрация признана судом недействительной, или они банкроты.

Еще один критерий риска – предоставление дополнительных форм налоговой отчетности. Многие налогоплательщики сдают дополнительные налоговые отчетности через год-два после проверки, у которых ниже среднеотраслевой коэффициент налоговой нагрузки,  и это увеличивает риск включения в график проверок. Неисполненные уведомления камерального контроля, предоставление налоговой отчетности с нулевыми показателями тоже повышают риски, ведь если компания участвует в операциях или в госзакупках, то у нее не может быть ноль в налоговой отчетности, заметил спикер.

«Также я бы рекомендовал налогоплательщикам рассмотреть возможность ежегодного проведения проверок со стороны частных аудиторских компаний и налоговых органов, в том числе по возврату НДС. Дело в том, что если компания не проверялась последние 3-5 лет, то во время аудита налоговый орган может сделать большое доначисление или применить крупные штрафные санкции. Если сумма доначислений превысит 50 тыс. МРП, в отношении такого налогоплательщика могут возбудить уголовное дело по уклонению от уплаты налогов», — добавил Руслан Жаркинбаев.

https://kapital.kz/economic/86554/v-ozhidanii-nalogovykh-proverok-ili-chto-zhdet-biznes-posle-chp.html

Автор: Айжан Ержанова