Сегодня в Мажилисе Министерство финансов презентовало депутатам законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Выступивший с докладом вице-министр Канат Баедилов отметил, что Казахстан, как и другие страны, должен бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения. При этом важно, чтобы национальная система финансового мониторинга соответствовала международным стандартам. — Соответствует или нет, на этот вопрос мы получим ответ по результатам оценки Республики Казахстан Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которую наша страна должна пройти в 2021-2022 годах, — пояснил вице-министр.
Вместе с тем, отметил он, для успешного прохождения взаимной оценки ЕАГ Казахстану необходимо законодательно закрепить ряд новых стандартов, в том числе рекомендации, полученные в результате предыдущего раунда оценок.
В целях совершенствования действующих механизмов, относящихся к противодействию финансированию терроризма, законопроектом предусмотрено:
- изменение порядка формирования Перечня организаций и лиц, причастных к финансированию терроризма в части получения сведений непосредственно от Комитетов Совбеза ООН и расширение оснований для исключения из Перечня.
- полномочие государственных органов отказывать лицам из Перечня в государственной регистрации морских судов и регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов.
- расширение списка операций, которые не подпадают под меры по замораживанию в отношении лиц из Перечня и членов их семей — для обеспечения их жизнедеятельности.
Эти нормы должны способствовать исправлению лиц, осужденных за финансирование терроризма, полного отхода таких лиц от идей экстремизма и терроризма и их адаптации в обществе. Для реализации международных стандартов ФАТФ в законопроект включены новеллы, связанные с защитой некоммерческого сектора от использования в целях финансирования терроризма. Предлагаемые меры в сфере ПОД/ФТ будут распространяться на благотворительные организации, а также религиозные объединения, обращающиеся за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями.
Некоммерческие организации будут обязаны:
- осуществлять переводы денег по обращению третьих лиц либо по собственной инициативе через организации, подлежащие регулированию и надзору;
- представлять по запросу КФМ информацию, необходимую для проведения финансового мониторинга;
- хранить не менее пяти лет информацию о проводимых операциях и учредителях;
- направлять в КФМ информацию в случае наличия у НКО подозрения об ее использовании в финансировании террористической деятельности.
Законопроектом предлагается также создать Межведомственный совет, на котором будут вырабатываться меры, направленные на снижение рисков отмывания денег и финансирования терроризма, и рассматриваться результаты реализации мер.
В целях реализации Рекомендаций ФАТФ законопроектом предусматривается:
- образование Фонда конфискованного имущества в виде отдельной системы учета (базы данных). Компетенция по ведению этой базы данных закреплена за уполномоченным органом в сфере государственного имущества;
- регламентация международного сотрудничества уполномоченных органов по розыску и возврату преступных активов;
- ведение специального учета сумм, полученных преступным путем, подлежащих возращению и возвращенных в Республику Казахстан.
Уполномоченный орган в сфере финансового мониторинга наделяется полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении 5 субъектов финансового мониторинга, у которых отсутствует государственный орган-регулятор.
В статью 214 КоАП вносятся следующие изменения:
- снижены размеры санкций за нарушения законодательства ПОД/ФТ с учетом тяжести и последствий нарушения. Например, если в настоящее время штраф для физических лиц по статье 214 КоАП составляет 100 МРП независимо от тяжести нарушения, то законопроектом предлагается снизить штрафы от 50 до 20 МРП.
- исключается ответственность за неисполнение Правил внутреннего контроля;
- устанавливается ответственность за неисполнение программы подготовки и обучения субъектами финансового мониторинга, а также за отказ от предоставления информации по запросу уполномоченного органа.
В целях реализации международных стандартов ФАТФ и дальнейшего совершенствования системы финансового мониторинга вносятся изменения и дополнения по 2 направлениям:
- регламентированы процедуры международного взаимодействия для уполномоченных органов в сфере ПОД/ФТ.
- внесены изменения в процедуры надлежащей проверки клиентов; выявления подозрительных операций; направления дополнительных запросов; уточнены сроки направления сообщений о подозрительных операциях.
Отдельный блок поправок, связанных с антитеррористической защитой объектов, уязвимых в террористическом отношении, представил в рамках презентации законопроекта заместитель начальника Штаба антитеррористического центра КНБ РК Герман Диденко. После презентации законопроекта вице-министр К. Баедилов дал пояснения на вопросы депутатов Мажилиса В.Олейника, М.Махамбетова, А.Перуашева, Е.Никитинской, О.Оксикбаева и А.Рау. Обсуждение законопроекта состоялось под председательством главы Комитета Палаты по финансам и бюджету Гульжаны Карагусовой. Дальнейшее рассмотрение проекта Закона продолжится в рабочей группе во главе с депутатом Сергеем Симоновым.
30 сентября 2019, 10:11
Источник, интернет-ресурс: *Парламента Республики Казахстан
https://www.zakon.kz/4988020-v-mazhilise-prezentovany-popravki-po.html