В Казахстане низкие налоги, а бюджету нужно больше денег – Миннацэкономики

В Казахстане невысокие ставки КНП и НДС, а бюджет требует дополнительных источников дохода для сохранения устойчивости. Такое мнение озвучили для LS в министерстве национальной экономики.

В ведомстве отметили, что сейчас в Казахстане ежегодно растут расходы бюджета для исполнения социально-экономических обязательств.

«По данным Международного валютного фонда, в Казахстане доля доходов консолидированного бюджета к ВВП в сравнении с другими странами остается низкой и в 2020 году составляла на уровне лишь 17,5%. К примеру, доля доходов к ВВП в Китае – 25,3%, Узбекистане – 25,6%, России –  35,4%, Беларуси – 35,8%, Украине – 40%», – привели данные в Миннацэкономики.

Напомним, представители МВФ рекомендовали правительству Казахстана повысить некоторые налоги, в том числе НДС. 

В свою очередь в Миннацэкономики уверены, что основной причиной небольшого объема сборов являются низкие номинальные налоговые ставки.

«В Казахстане невысокие ставки КПН (до 20%) и НДС (12%), которые составляют львиную долю всех налоговых поступлений. Ставки КПН в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, – прим. LS) составляют от 20% до 40%: в США – 40%, Франции – 38%, Японии – 33%, Германии – 30%, Норвегии – 27%, Канаде – 26%). А НДС – от 15% до 27%: в России – 20%, Беларуси – 20%, Армении – 20%, Узбекистане – 15%, Норвегии – 25%, Венгрии – 27%», – подчеркнули в госоргане.

В Миннацэкономики считают, что есть необходимость в увеличении поступлений налогов. Но в настоящее время в ведомстве не рассматривают повышение их ставок.

«Требуются дополнительные источники доходов для сохранения устойчивости бюджета и исполнения всех социально-экономических обязательств государства. Однако данный вопрос требует детального изучения, обсуждения на всех уровнях», – добавили в госоргане.

Если позиция Миннацэкономики по поводу увеличения налоговых поступлений совпадает с мнением МВФ, то в ведомстве имеют свое представление о другой рекомендации фонда – об отказе от некоторых налоговых преференций.

«Основная часть налоговых льгот является стандартной, то есть соответствующей международной практике. Их наличие является объективным. Без определенных налоговых исключений финансово-экономические операции в соответствующих сферах теряют свою целесообразность», – сообщили LS в Миннацэкономики.

В ведомстве отметили, что налоговая политика проводится с соблюдением баланса экономических интересов как государства, так и налогоплательщиков.

«Актуальность и эффективность льгот периодически анализируется и, соответственно, при выявлении неэффективных и неработающих преференций по ним ставится вопрос об исключении», – пояснили в Миннацэкономики.

Например, в текущем году истекает срок действия льготы по уплате НДС методом зачета по товарам, которые не производятся на территории Казахстана либо производство которых не покрывает потребности. А новые поправки продлили их только по импортным товарам, которые не производятся в стране.

«Также приняты поправки в части ограничения по осуществлению деятельности в рамках уплаты единого совокупного платежа (ЕСП) и специального налогового режима. Мера направлена на исключение схем налоговой оптимизации. Вместе с этим приняты поправки по ограничению применения льгот в сфере информационных технологий», – рассказали LS в Миннацэкономики, добавив, что анализ эффективности предоставляемых льгот проводится постоянно.

Источник: https://lsm.kz/rekomendacii-mvf-kommentarij-minnacekonomiki
© LS
Все права защищены.
При использовании материалов LS в любых целях, кроме личных, гиперссылка на web-site LSM.kz обязательна

Источник: https://lsm.kz/rekomendacii-mvf-kommentarij-minnacekonomiki

Автор: Madina Kuatbekova