Тотальный контроль: бизнес о проблемах казначейского сопровождения

Новые требования по казначейскому сопровождению государственных закупок в строительстве стали серьезным барьером для бизнеса.

Вопрос рассмотрели на площадке НПП «Атамекен» с участием представителей профильных Комитетов Министерства финансов РК и строительных компаний со всех регионов страны.

Напомним, что с начала 2019 года вступили в силу требования по казначейскому сопровождению государственных закупок по объектам строительства стоимостью свыше 2 млрд тенге.

Суть механизма в том, что предприниматели (подрядчики) обязаны открывать специальные счета в органах казначейства и через них осуществлять все свои платежи. Это позволит государству контролировать все денежные перечисления в рамках реализации проектов строительства, финансируемых за счет бюджетных средств.

Изначально такой механизм был запущен в пилотном режиме в 2017 году, в трех областях Казахстана. Однако уже на этапе «пилота», участники проекта столкнулись со множеством проблем. В основном они связаны с обеспечением авансовых платежей, перечислением денег на основании электронных счетов-фактур, спорными критериями проведения органами казначейства и госдоходов оценки поставщиков на добросовестность, процедурой взаимодействия с инжиниринговыми компаниями по управлению проектами и т.д.

Несмотря на то, что в ходе «пилота» не все проблемы были решены, проект внедрили по всему Казахстану. Более того, госорганы заявляют, что намерены расширить круг участников и распространить систему казначейского сопровождения на объекты стоимостью свыше 500 млн тенге.

При этом, если ранее уполномоченный орган сообщал о том, что проверке на добросовестность подлежат только субподрядчики, заявленные генподрядчиком, то на практике проверяют всех контрагентов, даже тех, кто выполняет самые незначительные объемы работ. А количество таких контрагентов только по одному объекту может достигать нескольких сотен.

Участники совещания единогласно считают данные требования необоснованными.

«Нам, например, непонятно для чего Комитету госдоходов проверять заводы-изготовители. Сегодня реализация товара идет по электронным счетам-фактурам, что позволяет видеть весь оборот компании, какие налоги она оплачивает и т.д. Для чего делать такую многоступенчатую проверку? Одно дело, проверять подрядчиков, другое – всех контрагентов. Ведь так значительно сокращается количество компаний, которые могут участвовать в тендерах», – обратилась к представителям госорганов вице-президент корпорации «Базис-А» Наталья Скорикова.

Таким образом, генподрядчики, которые сегодня работают в рамках казначейского сопровождения останутся с очень ограниченным кругом поставщиков, поддержал коллегу руководитель ТОО «АSTI» Болат Ашимов. Он также акцентировал внимание на рисках срыва сроков реализации проектов.

«Объекты, которые мы ранее строили за год, сегодня не можем завершить уже второй год подряд, потому что идет казначейское сопровождение. Из-за долгого прохождения платежей нам «растянули» финансирование», – высказался предприниматель.

Большие опасения выражают предприниматели Туркестанской области, где сегодня начата активная реализация инвестиционных проектов, более 40 из которых попадают под казначейское сопровождение. Тревогу бизнесменов разделяют представители местного акимата, по мнению которых, озвученные проблемы могут привести к срыву сроков ввода объектов в эксплуатацию.

Учитывая приоритетность застройки Туркестанской области, «Атамекен» обратился к уполномоченному органу с предложением рассмотреть возможность вывода возводимых в регионе объектов из-под казначейского сопровождения.

«Этот вопрос уже обсуждается на уровне Правительства. Возможно, отдельные объекты, имеющие стратегическую важность, будут освобождены от казначейского сопровождения», – прокомментировала и.о. председателя Комитета казначейства Айгуль Байгужина.

В продолжении инициативы, вице-президент корпорации «Базис-А» Раушан Бижкенова предложила приостановить повсеместное внедрение казначейского сопровождения до разрешения всех спорных вопросов.

«Это все влияет на скорость строительства объектов, надлежащее исполнение обязательств. Причем «страдают» добросовестные строительные компании, которые реально работают, платят налоги, содержат сотни сотрудников», – сообщила Раушан Бижкенова.

«Бизнес согласен, что контроль нужен. Но, как мы видим, в процессе реализации возникает много вопросов, поэтому, считаем, что масштабировать проект на всю страну рано. Считаем необходимым внедрять его постепенно, по мере снятия всех проблем», – обратилась к госорганам заместитель Председателя Правления Лаззат Рамазанова.

Представители уполномоченных органов заявили, что механизм казначейского сопровождения уже запущен и речи о его отмене быть не может. Вместе с тем, госорганы готовы совместно с бизнесом устранять все барьеры.

«Мы всегда открыты к предложениям, как улучшить процесс. Очень многое нами уже сделано, часть проблем решена. Давайте дальше совместно работать и стремиться к тому, чтобы обеспечить прозрачность расходов и качество строительства. Необходимость такого контроля возникла не просто так, а потому, что у нас начало страдать качество строительства. Деньги выделяются, но через три года объектов нет, деньги обесцениваются. Все эти проблемы и вызвали потребность внедрить казначейское сопровождение», – заявила и.о. председателя Комитета казначейства Айгуль Байгужина.

В свете поднимаемых вопросов качества строительства Лаззат Рамазанова обратила внимание участников на проблему наличия на рынке более 60 тыс. компаний, имеющих лицензии в данной сфере. Ведь, как отметили участники совещания, необходимость казначейского сопровождения возникла из-за присутствия на рынке недобросовестных компаний, что является следствием непрозрачности лицензирования в сфере строительства и отсутствия постлицензионного контроля со стороны уполномоченного органа – Комитета по делам строительства и ЖКХ.

«Кто все эти компании, которые сегодня включены в ваш Реестр? Его не чистили со дня формирования. Мы же понимаем, что реальных компаний, которые сегодня строят, порядка 10 тысяч, не более. Это вопрос общий, государственный, поэтому не только Комитет казначейства должен эти вопросы решать. Их нужно решать совместно. У вас есть возможность отрегулировать чистоту рядов этих компаний посредством постлицензионного контроля», – заявила Лаззат Рамазанова.

Представители Комитета по делам строительства согласились с предложением «Атамекен» и сообщили о том, что вопрос уже на стадии решения.

«Сейчас мы продумываем механизмы, как исключить «пустые» компании из общего количества лицензируемых. Мы планируем создать реестр по лицензируемым организациям, с привязкой к объектам, которые они строят. Тогда все смогут увидеть «историю» каждой компании: где она строила, что строила и какого качества», – отметил и.о. начальника управления государственного архитектурно-строительного контроля Комитета по делам строительства и ЖКХ Арнольд Ли.

По итогам обсуждения уполномоченные органы заявили о готовности детально проработать каждую из озвученных проблем и рассмотреть, в случае необходимости, возможность внесения соответствующих поправок в законодательство.

4 мая 2019, 15:19

Источник, интернет-ресурс: НПП, НЭП «Союз «Атамекен» (http://atameken.kz)

https://www.zakon.kz/4968546-totalnyy-kontrol-biznes-o-problemah.html