Территория отката: 73% опрошенных предпринимателей ЮКО сталкиваются с коррупцией.

73 % опрошенных предпринимателей ЮКО сталкивались с коррупцией со стороны заказчика госзакупок, а размеры откатов варьируются от 10 до 20% от суммы тендеров.

Эти и другие нелицеприятные факты были озвучены руководством Палаты предпринимателей ЮКО на заседании республиканского Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП РК «Атамекен», прошедшего под председательством Каирбека Сулейменова. Разговор, состоявшийся в ходе видеоконференц-связи с регионами, привел к неутешительному выводу: действующая система государственных закупок остается одной из самых коррумпированных сфер экономики.

Заместитель директора Палаты предпринимателей ЮКО Газизбек Натбаев привел итоги общественного мониторинга, который проведен с целью выявить коррупционные риски в госзакупках, проводимых местными исполнительными органами и подведомственными организациями.

74% опрошенных предпринимателей не удовлетворены системой государственных закупок. 62% уверены, что без отката должностных лицам, ответственным за их проведение, невозможно выиграть тендер.

«Непрозрачность процедур государственных закупок, отсутствие четкой регламентации на законодательном уровне, недостатки в нормах нормативно-правовых актов в данной сфере порождают множество споров и жалоб предпринимателей-участников государственных закупок, — подчеркнул Газизбек Натбаев. — Палата предпринимателей ЮКО в 2016 году получила 67 таких обращений. 25% из них поступили на стадии подписания и исполнения договоров о госзакупках. 28% обращений были на тему необоснованного отклонения конкурсных и аукционных заявок потенциальных поставщиков».

Как было отмечено, в целом за последние годы проделана существенная работа по улучшению прозрачности и объективности проведения государственных закупок. Но до сих пор остаются пробелы в законодательстве, которые позволяют организаторам и заказчикам неформально влиять на результаты проводимых закупок.

Результат проведенного общественного мониторинга показал, что коррупционные риски возникают еще на этапе подготовки технической спецификации и конкурсной документации. Имеет место проблема, когда заказчики подгоняют их под конкретного поставщика. Факты необоснованного отклонения заявок потенциальных поставщиков, необоснованный допуск заявок определенных потенциальных поставщиков часто встречаются в процессе предварительного и окончательного допуска конкурсных и аукционных заявок.

Эксперты Палаты предпринимателей ЮКО, проанализировав итоги тендеров стоимостью более 100 миллионов, проведенных управлением по госзакупкам ЮКО в прошлом году, обнаружили: 78% всех тендеров признаны несостоявшимися и в итоге проведены способом из одного источника (43,7 процента — путем прямого заключения договоров и 34,6 процента — из одного источника по несостоявшимся закупкам). Все компании, участвовавшие в этих тендерах, оказались не допущенными к ним. Хотя в указанных закупках принимало участие около десятка строительных компаний, имеющих мощную материально-техническую базу, строительные лицензии первой, второй категорий, квалифицированных специалистов, большой опыт в строительстве. Выбор поставщика без конкуренции дает возможность заказчику диктовать свои требования и приводит к коррупции.

«Как показывает практика, львиная доля обращений предпринимателей ссылаются на необоснованное отклонение конкурсных заявок потенциальных поставщиков, — комментирует Газизбек Натбаев. — При этом законодательством предусмотрен только административный штраф без повышения ответственности при повторности правонарушения (ст.207 ч.8 КоАП РК). В связи с этим, Палата предпринимателей предложила ужесточить ответственность членов конкурсной комиссии и секретаря. В случае выявления фактов повторного нарушения членами конкурсной комиссий, выражающейся необоснованным отклонением конкурсных заявок потенциальных поставщиков, предложено предусмотреть уголовную ответственность членов комиссии».

Источником материалов является [url]http://palata.kz/[/url]

 

Автор: Станислав Измайлов