Таможенная стоимость — клапан предохранительный

1. Таможенные споры

2. Юридическое лицо

3. Таможенная стоимость товаров

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «D» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу достоверности заявления таможенной стоимости товара – «предохранительный клапан», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 418,4 тыс. тенге.

Компания «D» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «D» сообщает, что по ДТ от 15.04.2019г. оформлен товар – «предохранительный клапан, приобретенный у компании «C» (Италия).

На этапе таможенной очистки товара Компанией «D» были предоставлены следующие документы — документы об оценке соответствия от 03.04.2015г. и 08.04.2019г., авианакладная от 03.04.2019г., счет – фактура (инвойс) от 03.04.2019г., договор от 04.03.2019г., заявление на перевод денег в иностранной валюте от 01.04.2019г.

Все перечисленные документы отражены в графе 44 ДТ от 15.04.2019г. Выпуск товаров произведен по принципу «зеленого коридора» ИС «АСТАНА-1».

В ходе проведения таможенной проверки у должностного лица возникли сомнения касательно стоимости товара, заявленной в ДТ от 15.04.2019г. Данные факты были отражены в предварительном акте от 08.06.2021г. (далее – Предварительный акт).

Компанией «D» к предварительному акту было направлено возражение от 16.06.2021г. с представлением всех запрашиваемых документов для подтверждения таможенной стоимости товаров.

Касательно несоответствия суммы в заявлении на перевод денег в иностранной валюте от 01.04.2019г. Компания «D» поясняет следующее.

Данным валютным переводом в адрес поставщика — компании «C» оплачены два платежа – по счету на оплату (проформа инвойс) от 06.03.2019г. на сумму 4 908 Евро и по order confirmation от 06.03.2019г. на сумму 4 908 Евро. Всего на сумму 9 816 евро.

По счету на оплату (проформа – инвойс) от 06.03.2019г. на сумму 4 908 Евро (счет-фактура от 03.04.2019г.) обязательство поставщика по полученному платежу исполнено путем осуществления поставки товара в Республику Казахстан по ДТ.

По order confirmation от 06.03.2019г. на сумму 4 908 Евро Компания «D» поясняет, что этот документ представляет собой подтверждение заказа на поставку товара к счету на оплату (проформа – инвойс) от 06.03.2019г. Сумма по данному документу была добавлена к основной сумме платежа в результате допущенной ошибки бухгалтера. Возврат данной, излишне уплаченной суммы, за вычетом комиссии иностранного банка был получен Компанией «D» 15.04.2019г. (подтверждающий документ — платежное поручение от 15.04.2019г. на сумму 4 865,18 Евро).

Касательно отсутствия экспортной таможенной декларации на импортируемый товар Компания «D» сообщает, что перевозка товара осуществлена на основании международной авианакладной, оформленной в соответствии с международными требованиями на экспорт груза и с указанием характеристик и стоимости перевозимого груза.

Относительно сравнения импортируемого Компанией «D» товара — «предохранительный клапан» с товаром по ДТ от 05.03.2019г., используемым в качестве источника ценовой информации, отмечается, что хоть эти товары и имеют одинаковое название и соответствуют одному и тому же коду ТН ВЭД, при этом отличаются по техническим характеристикам, которые указаны в инвойсе от 03.04.2019г. и инвойсе от 05.02.2019г. к ДТ от 05.03.2019г. с чем и связана разница в стоимости сделок.

На основании изложенного, Компания «D» просит отменить уведомление о результатах проверки от 29.06.2021г.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 396 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) установлено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.

Статьей 89 Кодекса о таможенном регулировании регламентировано, что срок исковой давности по требованиям таможенных органов и плательщиков составляет три года с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный орган вправе исчислить плательщику или пересмотреть исчисленную плательщиком сумму таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также сумму начисленных пеней, процентов в течение срока исковой давности.

В рассматриваемом случае Компания «D» за проверяемый период на основании инвойса от 03.04.2019г. осуществлен ввоз товаров – «предохранительный клапан». Страна отправления и происхождения товара — Италия.

Декларирование товаров производилось по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления», таможенная стоимость ввезенных товаров определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

В дальнейшем после выпуска товаров таможенным органом проведена таможенная проверка, по результатам которой изменен метод определения таможенной стоимости и увеличена стоимость товаров с указанием использованного источника информации и начислением таможенных платежей и налогов, путем вынесения уведомления о результатах проверки.

Основанием для изменения основного метода определения таможенной стоимости послужило отсутствие документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (заявление на перевод денег в иностранной валюте и экспортная таможенная декларация страны отправления).

Таможенным органом по ДТ от 15.04.2019г. в отношении товара — «предохранительный клапан» со стоимостью товара 146,99 долларов США/кг в качестве источника ценовой информации принята ДТ от 05.03.2019г. из расчета 278,39 долларов США/кг по резервному методу.

При изучении представленных Компанией «D» и таможенным органом документов и сведений установлено следующее.

В соответствии со статьей 426 Кодекса при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных Кодексом – требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. Перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки (операции), характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.

В ходе проведения таможенной проверки таможенным органом в адрес Компании «D» направлено требование от 13.04.2021г. о предоставлении документов и сведений.

В ответ на данное требование Компанией «D» предоставлено письмо от 28.04.2021г. с приложением копий запрашиваемых документов.

В соответствии с пунктом 7 Решения ЕЭК №42 указанные документы запрашиваются у декларанта с учетом выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств сделки, физических характеристик, качества и репутации ввозимых товаров.

Запрос документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в декларации на товары, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными.

Данные обстоятельства в требовании не указаны, а также не подтверждены фактами несоответствия представленных документов со сведениями, заявленными в ДТ.

Таможенный орган в акте проверки указывает, что представленные Компанией «D» документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости в связи с отсутствием заявления на перевод денег в иностранной валюте за товар и экспортной таможенной декларации страны отправления. 

Согласно сведениям, приложенным Компанией «D» к жалобе, установлено, что импорт товара осуществлялся в рамках Purchase Order (далее — Ордер заказа) от 04.03.2019г. На основании ордера заказа выписана проформа инвойс от 06.03.2019г. и подтверждена документом order confirmation (подтверждение заказа) от 06.03.2019г.

Согласно заявлению на перевод денег в иностранной валюте от 01.04.2019г. (далее – Заявление на перевод денег) Компанией «D» осуществлена оплата поставщику на сумму 9 816 Евро, где назначением платежа указаны – два инвойса от 06.03.2019г.

         При этом Компанией «D» по ДТ от 15.04.2019г. импортирован товар на сумму 4 908 Евро.

Несоответствие сумм в заявлении на перевод денег и ДТ от 15.04.2019г. связано с тем, что Компанией «D» ошибочно произведена оплата итоговой суммы в размере 9 816 Евро (проформа инвойс от 06.03.2019г. на сумму 4 908 Евро + order confirmation (подтверждение заказа) от 06.03.2019г. на сумму 4 908 Евро). 

Кроме того, в пакете документов, приложенных Компанией «D» к жалобе, имеется документ (SWIFT) от 11.04.2019г. и платежное поручение от 15.04.2019г., согласно которым Компании «D» осуществлен возврат денежных средств от поставщика на сумму 4 908 Евро.

В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018г. №42 при проведении контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, одним из признаков недостоверного определения таможенной стоимости товаров является наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т. п.)

Вместе с тем в акте проверки не приведены доводы, доказывающие факты заявления декларантом недостоверных либо искаженных сведений о стоимости товаров, в том числе не приведены аргументированные доводы невозможности применения основного метода определения таможенной стоимости.

Таким образом, оснований для отмены заявленной таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) у таможенного органа не имелось.

Учитывая вышеизложенное, начисления ввозной таможенной пошлины и НДС по результатам таможенной проверки в отношении товара —  «предохранительный клапан» являются неправомерными.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны неправомерными.

Автор: Madina Kuatbekova