Тамож. ст-ть плодовоовощной продукции

1. Таможенные споры

2. Юридическое лицо

3. Таможенная стоимость товаров

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «М» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности заявления таможенной стоимости товаров – «Плодоовощная продукция», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 3 127,4 тыс. тенге.

Компания «М» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Компания «М» поясняет, что по условиям контракта, заключенного с Компанией «Х», установление цен на каждую поставку производится в инвойсах, так как поставка овощей и фруктов и их стоимость зависит от отдельных факторов (урожайность, спрос, время года и т.д.). На сегодняшний день договорные отношения по данному контракту не завершены, планируются поставки.

Компания «М» считает необоснованным отклонение заявленной таможенной стоимости товаров только на основании признака недостоверного определения таможенной стоимости товаров в соответствии с подпунктом а) пункта 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018г. № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее – Решение №42).

Согласно пункту 13 Руководства ВТамО по разработке и использованию национальной базы данных по таможенной стоимости как инструмент оценки риска таможенная администрация не может отклонить заявленную стоимость на единственном основании различия между заявленной стоимостью и информацией из базы данных.

Кроме того, таможенный орган не приводит обоснование достоверности и правильности применения новой стоимости в отношении товаров, в связи с чем, Компания «М» ставит под сомнение решение таможенного органа о принятии стоимости товара из информационной базы.

ДТ, по которым произведено начисление таможенной пошлины и НДС выпущены в ИС «АСТАНА-1» в «зеленом коридоре», то есть при таможенном декларировании риск занижения таможенной стоимости не сработал.  При этом запрашиваемые документы были приложены к ДТ в ИС «АСТАНА-1».

Вместе с тем в приложении к акту «Расчет подлежащих к уплате таможенных платежей и налогов» указывается диапазон цен на товар – «мандарины» от 0,53 до 0,80 долларов США/кг, при этом Компанией «М» стоимость данного товара заявлена по ИТС – 0,71 долларов США/кг.

При этом Компания «М» считает необоснованным отказ от метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), так как, учитывая сезонность товара, были другие поставки однородных товаров в зоне деятельности таможенного поста «Х».

 Также Компания «М» сообщает, что в марте текущего года произошла перерегистрация компании. На момент получения уведомления об устранении нарушений штат Компании «М» в новом составе не был сформирован, все работы были восстановлены после режим ЧС. С момента снятия ЧС таможенным органом дополнительные запросы на предоставление документов и сведений не направлялись, консультации в рамках приказа Министра финансов Республики Казахстан от 23.02.2018г. №264 «Об утверждении Правил и сроков проведения консультаций» не проводились.

На основании изложенных доводов, Компания «М» просит отменить уведомление об устранении нарушений.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 396 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) установлено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.

В рассматриваемом случае Компанией «М» в сентябре – декабре 2019 года на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках контракта с поставщиком из КНР осуществлен ввоз товаров – «Мандарины, апельсины».  

Согласно условиям контракта продавец продает, а Компания «М»  покупает продукты питания по ценам, указанным в инвойсе продавца. Конкретный ассортимент поставляемого товара, его количество и стоимость будут указываться в инвойсах, составляемых на каждую партию.

Продавец обязуется оформить на каждую поставку и передать перевозчику следующие документы: CMR, фитосанитарный сертификат, сертификат страны происхождения, инвойс, а также направить Покупателю посредством электронной почты в течение 2-х часов с момента отгрузки упаковочный лист и копию экспортной декларации.

На каждую партию товара оформляется и направляется покупателю инвойс, в которой указывается наименование товара, его количество, цена за единицу, общая стоимость.

Декларирование товаров Компанией «М» производилось по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления», таможенная стоимость ввезенных товаров определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), где ИТС на «мандарины» составил – 0,71 долларов США/кг, а на товары «апельсины»  – 0,75 долларов США/кг.

В дальнейшем по результатам таможенной проверки таможенным органом в отношении товара – «мандарины», метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) изменен на метод сделки с  однородными товарами (метод 3) с применением ИТС – 0,75 долларов США/кг, а по товару – «апельсины», метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) изменен на резервный метод (метод 6) с применением ИТС – 0,82 долларов США/кг.

В соответствии со статьей 65 Кодекса, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

В целях проверки достоверности заявленных сведений по таможенной стоимости товаров таможенным органом в соответствии со статьями 417, 426 Кодекса в ходе таможенной проверки в адрес Компании «М» направлено требование по предоставлению документов и сведений (таможенная декларация страны отправления, оплата денежных средств, прайс-листы и т.д.), в том числе контракты, товаросопроводительные документы, указанные в графе 44 ДТ.

Однако запрашиваемые документы и сведения Компанией «М»  не были предоставлены.

Согласно пункту 6 статьи 417 Кодекса в случае непредставления при таможенной проверке проверяемым лицом в установленные письменным требованием таможенного органа сроки документов, заявленных в ДТ, сведения, заявленные в ДТ на основании таких документов, считаются недостоверно заявленными.

При отсутствии документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, суммы таможенных пошлин, налогов определяются таможенным органом исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании сведений, имеющихся у таможенного органа.

Принимая во внимание, отсутствие документально подтвержденной информации метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) не применим.

В описательной части акта проверки таможенным органом даны разъяснения о последовательном применении методов определения таможенной стоимости товаров.

Согласно базе данных электронных копий ДТ за 2019 год по товару «мандарины» диапазон ИТС составляет от 0,54–0,95 долларов США/кг. При этом ИТС 0,54– 0,70 долларов США/1кг приходятся на ДТ, оформленные в первом полугодии 2019 года.

В связи с чем, таможенным органом по ДТ, оформленным в сентябре–декабре 2019 года, при применении метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) (ввезенные на таможенную территорию Евразийского экономического союза не ранее чем за девяносто календарных дней до ввоза оцениваемых товаров) с учетом положения статьи 69 Кодекса использована ДТ, оформленная в сентябре 2019 года, по которой ввезены товары – «мандарины» (ИТС – 0,75 долларов США/кг) в соответствующий период времени, в том же количестве и происходящие из той же страны, что и оцениваемые товары.

         По товару – «апельсины» в качестве оцениваемого товара за основу принята ДТ, оформленная в январе 2019 года, где ИТС составил – 0,82 долларов США/кг.

В соответствии с Решением №42 при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены (истребованы) документы и (или) сведения, включая письменные пояснения, установленные пунктом 8 данного решения, в том числе прайс-листы производителя, его коммерческие предложения,  таможенная декларация страны отправления, документы об оплате ввозимых товаров, бухгалтерские документы о принятии товаров на учет и так далее.

Согласно отдельным ДТ, приложенным Компанией «М» к материалам жалобы, в графе 44 ДТ указаны документы об оценке соответствия, транспортные накладные, договор (контракт), дополнение к договору (контракту), документ в области валютного контроля, счет-фактуры (инвойс), непреференциальные сертификаты, уведомления о размещении товара, акты карантинного фитосанитарного контроля.

Таким образом, принимая во внимание непредставление Компанией «М» в ходе таможенной проверки документов и сведений, в соответствии с пунктом 6 статьи 417 Кодекса начисления таможенной пошлины и НДС произведены правомерно.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по определению таможенной стоимости товаров признаны правомерными.

Автор: Исполнительная дирекция Палаты НК