Стратегия сокращения CO2: роль налоговых стимулов

Выбросы углекислого газа — актуальная для всей планеты проблема, которая непосредственно связана с глобальным потеплением. Этим вопросом сегодня озабочены многие государства, которые вводят регулятивные нормы для производств и используют налоговые стимулы.

Введение в проблему выбросов CO2

Диоксид углерода — парниковый газ. Он блокирует излучение нескольких спектров энергии из атмосферы, заставляя тепло задерживаться у поверхности планеты. Постепенно это приводит к следующим последствиям:

  • таянию ледников;
  • вымиранию некоторых видов животных;
  • повышению уровня моря;
  • аномальной температуре и погодным явлениям во всех частях света.

Мировые тенденции и позиция Казахстана

В XXI веке многие государства активно принимают участие в политике, направленной на сокращение эмиссии CO2. Важным шагом стало принятие Киотского протокола, подписанного 39 странами всего мира. Этот документ обязует государства сократить выбросы углекислого газа в год на отдельно указанные для каждой страны значения.

Участие в борьбе с потеплением принимает и Казахстан, в котором активно переходят на альтернативные источники энергии, а также борются с загрязнением горных зон.

Автомобильный транспорт и его влияние на экологию

Огромное негативное влияние на экологию имеет автомобильный транспорт. По состоянию на 2023 год в мире насчитывается более 2 миллиардов автомобилей. Каждый день они выбрасывают в атмосферу ужасающее количество углекислого газа. Это приводит к ухудшению ситуации с парниковыми газами.

Железнодорожный транспорт как альтернатива

Наиболее подходящая альтернатива автомобильного транспорта — поезда. В Казахстане они покрывают большинство популярных направлений. Купить билеты на все поезда можно в удобном режиме — онлайн и из любой точки страны.

Экологические преимущества железнодорожного транспорта

При значительно большем количестве пассажиров, которые могут перевозить поезда по сравнению даже с самыми большими автобусами, выбросы CO2 в атмосферу у них значительно меньше. Это касается даже поездов, сжигающих топливо, не говоря уже об электрических моделях.

Роль налоговых стимулов

Налоговые стимулы — эффективный инструмент, позволяющий наладить перераспределение потоков финансов в стране, мотивировать граждан к определенным действиям и стимулировать положительные изменения.

Примеры успешных налоговых стимулов в мире

Во многих развивающихся странах популярны налоговые каникулы — отсутствие налогообложения на определенный период. Это позволяет быстрее развиться начинающим бизнесменам и отраслям. Также популярны и другие виды налоговых стимулов, например такие, которые стимулируют производства сократить влияние на окружающую среду.

Вот несколько примеров успешных налоговых стимулов, которые помогают уменьшить выбросы углекислого газа в мире:

  1. Углеродный налог в Швеции: Швеция ввела углеродный налог, который облагает углеродные выбросы различных отраслей. Это создает экономический стимул для компаний внедрять энергосберегающие технологии и снижать влияние на экологию.
  2. Торговля квотами в ЕС: Европейская система торговли квотами на выбросы (EU Emissions Trading System) предоставляет компаниям определенное количество квот на выбросы углерода. Квоты можно покупать и продавать, что создает рыночный механизм для стимулирования снижения выбросов.
  3. Льготы для электромобилей в Норвегии: Норвегия предоставляет различные льготы для владельцев электромобилей, включая освобождение от налогов, бесплатные парковочные места и другие преимущества. Это стимулирует переход на более чистые транспортные средства.
  4. Налог на солярные панели в Индии: В Индии некоторые штаты ввели налоговые льготы для производителей солнечной энергии, что способствует развитию отрасли возобновляемой энергии.
  5. Налоговые кредиты в США для использования возобновляемых источников энергии: В США существуют федеральные и штатные налоговые кредиты для компаний и домашних владельцев, использующих возобновляемые источники энергии, такие как солнечные панели и ветрогенераторы.

    Налоговые меры могут быть использованы для стимулирования экологически устойчивого развития, снижения выбросов парниковых газов и перехода к более чистым технологиям. Однако важно учитывать, что эффективность таких стимулов может зависеть от контекста и особенностей конкретной страны или регион.

    Политика Казахстана по поддержке железнодорожного транспорта

    Казахстан активно продвигает использование ж/д транспорта как альтернативу автомобилям. Это относится как к транзиту грузов, так и пассажирским перевозкам. К примеру, благодаря государственным субсидиям казахам не придется платить за билеты больше.

    — Каждый год государство дает около 30 млн субсидий, и еще 90 млрд выделяются внутри самой КТЖ, из ее собственных средств. Все это — для того, чтобы граждане могли недорого ездить на поездах, — заявил Сауранбаев, председатель правления АО «НК КТЖ».

    Что касается грузовых перевозок, к началу 2024 года планируется тестирование «безбумажного» Среднего коридора — интеграция с передовыми решениями ПО позволит поездам избежать остановок для таможенных процедур. За реализацию проекта отвечает компания Network Energy.

    — К началу 2023 года была завершена большая часть SMGS (обмен электронными коносаментами) с соседними государствами, включая Китай, Узбекистан, Азербайджан и Кыргызстан, — сказал Бахыт Ержанов, гендир Network Energy.

    В результате, в первой половине 2023 года перевозки по маршрутам КТЖ выросли на 63,7% в сравнении с тем же периодом 2022 года. За один только первый квартал 2023 года по Среднему коридору перевезли более 433 тыс. тонн грузов.

    По мнению правительства Казахстана, подобные инициативы позволят не только разгрузить автомобильные дороги, но также снизить выбросы в атмосферу, снизить влияние CO2 на уникальную природу Казахстана и климат во всем мире.

Автор: Жан Бекесов