Проблемы в развитии предпринимательства Казахстана

Во многих странах, таких как Малайзия, Китай, Южная Корея, Сингапур и других, которые за сравнительно короткое время добились впечатляющих результатов в экономике, были созданы благоприятные условия для развития бизнеса, позволившие достичь такого положения.

               В то же время, не смотря на то, что Казахстан более четверти века является независимым государством, и располагает богатыми запасами полезных ископаемых, наше экономическое развитие сдерживается недоработкой законодательной базы для эффективного развития предпринимательства и агрессивной политикой проверяющих и контролирующих органов.

            В результате ухудшения инвестиционного климата и несправедливого контроля, которое нацелено на весьма спорное и необоснованное изъятие средств налогоплательщиков, многие местные компании закрываются, а иностранные инвесторы переезжают в другие страны.

            Так, представители бизнеса предлагали создать ясное, справедливое и исключающее различное толкование законодательство в целях развития бизнеса, тогда как отдельные представители разработчиков законодательства со стороны государственных органов отклоняли такие предложения и включали свои положения, содержащие различные интерпретации, чем и пользовались в ходе осуществления контроля и рассмотрения материалов проверок в судах.

            Участились случаи, когда государственные органы не имея возможности внести свои не совсем справедливые предложения на уровне правительства, пытались включить положения тормозящее развитие бизнеса  через депутатов Мажилиса РК.

                 Так, в новом Налоговом Кодексе РК, вступившем в силу с 1 января 2018 года, было предусмотрено исключение из понятия налоговой проверки, проведение проверки платы за эмиссии в окружающую среду, т.к. этот вопрос был всегда в компетенции Экологического комитета Министерства энергетики РК и при проверках работники Экологического Комитета обычно передавали готовые результаты проверок налоговым органам. Вместе с тем налоговые органы пользуясь своим административным ресурсом по многим спорным и неясным вопросам  необоснованно взыскивали с налогоплательщиков крупные суммы налогов и штрафов, чем ставили их на грань банкротства.   

            В то же время вместо того, чтобы внести соответствующие дополнения в Экологический Кодекс РК и предусмотреть процедуры передачи незавершенных проверок  органам Экологического Комитета Министерства энергетики РК согласно положениям нового Налогового Кодекса РК, государственные органы через депутатов Мажилиса инициировали внесение изменений, ухудшающих положение налогоплательщиков, которые позволят налоговым органам и дальше применять свой административный ресурс по незавершенным проверкам. Самое интересное, что эти негативные изменения включены в законопроект, который наоборот должен развивать бизнес-среду. Более того предлагается ввести эти изменения задним числом с 1 января 2018 года. Если эти изменения будут приняты и Сенатом РК однозначно большое количество компаний пострадает или станет банкротами.     

            В целях создания условий для развития бизнеса налогоплательщики предлагали отменить административные штрафы в случаях добросовестного заблуждения, возникающего в следствии неясности, неоднозначности и противоречивости налогового законодательства, т.к. вина в данном случае лежит не на налогоплательщике, а на законодателе принявшем не конкретный закон. Также предлагалось отменить автоматическую передачу материалов налоговых проверок в правоохранительные органы, где в учет берется только порог до начисленных налогов, а не признаки умышленных действий, принимая во внимание, что такая передача противоречит пункту 4 статьи 19 Налогового Кодекса РК.   В то же время эти  и другие предложения, которые могли бы значительно снизить уровень проблем налогоплательщиков так и не были приняты.

            Страны, которые подняли свою экономику, очень бережно относятся к налогоплательщикам, стараются создать условия для развития предпринимательства, оказывать им помощь посредством объективных и справедливых консультаций, не мешать бизнесу в работе, не создавать проблемы с различным толкованием законодательства, потому что они знают, что помогая бизнесу, они создают базу для дальнейшего наполнения государственного бюджета.

            В то же время в Казахстане у налогоплательщиков создается впечатление, что целью контролирующих органов является как можно большее изъятия средств бизнеса путем злоупотребления неясностью законодательства, а в отдельных случаях явного неоднозначного толкования устоявшихся положений и такие органы не хотят понять, что такие необоснованные изъятия разрушают бизнес, приводят к упадку экономики республики и значительному снижению поступлений в бюджет в будущем.

            Налогоплательщики Казахстана предлагают пересмотреть карательные подходы контролирующих органов, принять предложения по созданию условий развития бизнеса, основанных на международной практике, которая позволила многим странам успешно поднять свои экономики, передать незавершенные проверки по плате за эмиссии Экологическому Комитету МЭРК как предусмотрено положениями нового Налогового Кодекса, и интересы государственных контролирующих органов законодательно привести в соответствие с международной практикой, с тем чтобы эти интересы были гармонизированы с интересами добропорядочных налогоплательщиков и не тормозили развитие экономики республики.

Автор: Айжан Ержанова