Поправки по е-аудиту, РГ, 22 февраля

Уважаемые члены АНК!

 

Напоминаем Вам о том, что с 1 января 2017 года в отношении крупных налогоплательщиков, состоящих на мониторинге, внедряется электронный аудит (е-аудит):

  1. Создается Рабочая группа  по е-аудиту. Состав РГ прилагается. Новые участники могут зарегистрироваться до 15 февраля. График заседаний РГ будет направлен дополнительно
  2. Данный вопрос (в целом) будет обсуждаться 22 февраля в 11:00 в рамках Круглого стола по ЭСФ и Даты оборота по реализации. Регистрация до 15 февраля. Вопрос детально будет обсуждаться в рамках работы РГ

 

Новый подпункт 10) пункта 1 статьи 14 Обязанности налогоплательщика:

10) предоставлять при проведении проверки доступ к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 19 настоящего Кодекса, а также представлять указанные данные на электронных носителях и (или) их копии на бумажных носителях. Обязательство по предоставлению данных программного обеспечения и (или) информационной системы, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 19 настоящего Кодекса, на электронных носителях относится к крупным налогоплательщикам, подлежащим мониторингу. При этом порядок доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы налогоплательщика (налогового агента), предназначенного для автоматизации бухгалтерского и налогового учетов, а также их копирования утверждается уполномоченным органом.»;

 

 

Комментарии КГД: Суть поправки заключается в внедрении е-аудита,  который широко применяется в развитых странах мира.  

Целью применения е-аудита является эффективная и результативная проверка путем создания и использования единого стандартного документа (SAFT) из автоматизированных систем бухгалтерского учета налогоплательщика. В случае выявления возможных нарушений налогового законодательства могут быть затребованы первичные документы на бумажных носителях.

 

Международная практика показывает, внедрение электроного аудита по данному принципу позволит:

  1. Сократить срок проведения налоговой проверки;
  2. Минимизировать нахождение проверяющего в помещении налогоплательщика и контактов с налогоплательщиком;
  3. Обеспечить прозрачность проверки, что повлияет на снижение коррупционных проявлении.

 

    Следует отметить, что в рамках реализации данной с участием представителей  бизнес – сообщества (АНК, НПП и т.д.) нормы в 2016 году будет разработан и утвержден (НПА) приказом Министра финансов РК — порядок доступа к просмотру данных программного обеспечения, а также их копирование, в котором в том числе будут установлены нормы в части предоставления данных на бумажных носителях в случае выявления возможных расхождений на основе применения электронного аудита (e-аудита). А также, в данном НПА будут  внесены технические стандарты по передаче данных в электронной форме через защищенные каналы связи.

 

Кроме того, отмечаем, что согласно подпункту 10) пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.

 Так, согласно пункту 1 статьи 557 Налогового кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, которая не подлежит разглашению.  Также, в соответствии с пунктом 5 статьи 557 Налогового кодекса должностные лица налоговых органов не вправе распространять сведения, составляющие налоговую тайну, как в период работы в указанном органе,  так и после своего увольнения.

     В этой связи, сообщаем, что в соответствии с пунктом 6 статьи 557 Налогового кодекса разглашение сведений, составляющих налоговую тайну влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан. 

Автор: