Почему страны ЕАЭС не в полной мере получают налог на импорт

Усилить контроль на границе Казахстана и Кыргызстана — это требование, продиктованное экономической безопасностью всех стран Евразийского экономического союза, считают российские аналитики. Чем грозит серый импорт и почему бюджеты стран ЕАЭС не в полной мере получают налог на импорт?

По данным Минфина Казахстана, почти 11% поступлений в республиканский бюджет приходятся на долю налогов на международную торговлю и внешние операции. В прошлом году этот показатель достиг суммы почти в 1 триллион тенге. Из них таможенные платежи — 930 млрд тенге. В том числе таможенные пошлины, распределенные от стран ЕАЭС. Но эта сумма могла бы быть в разы больше. Сара Алпысбаева, директор Центра института экономических исследований: — Очень часто мы имеем дело с такими фактами, когда недобросовестные предприниматели не в полной мере выплачивают или декларируют те товары, которые проходят через границу их страны. В этом случае из 20 фур, которые фактически приходят в данную страну с товарами, например, задекларировано только 10 фур. В итоге получается, что 10 фур с огромным комплектом товаров это те недопоступления в бюджеты наших стран. Это большая проблема. На деле это порождает ряд негативных явлений — развитие коррупции, подделка документов, двойная бухгалтерия и как следствие недопоступления в бюджет, говорят специалисты. Рахим Ошакбаев, директор Центра прикладных исследований «Талап»: — Допустим, товар продается в Астане, но они везут его не через казахстанскую таможню, а через Кыргызстан, потому что это гораздо дешевле. Основные наши потери идут в связи с тем, что мы не получаем НДС на импорт. Поскольку НДС платится уже в местный бюджет страны ЕАЭС. В этом случае Казахстан, где-то по нашим оценкам, недополучает минимально 153 млн долларов. Россияне также обеспокоены проблемой ввоза контрабандой продукции на территорию союзного объединения через казахстанско-кыргызскую границу. Эксперты уверены, тщательный контроль позволит пресечь незаконные схемы ввоза продукции в первую очередь из Китая. Игорь Филькевич, экономист: —  Каждая страна сама для себя определяет условия, как поднять проблему и какие требования предъявить. Казахстан должен предъявить конкретные претензии в отношении того, что он хочет посмотреть с точки зрения фитосанитарных норм. Тем более что в рамках ЕЭК уже обсуждался данный вопрос и были приняты решения, что Кыргызстан должен для открытия свободного проезда через границу добиться желаемого эффекта с точки зрения защиты продукции и выполнения фитосанитарных норм. Только ужесточив требования и добившись желаемого качества, страны смогут обеспечить в дальнейшем эффективную и бесперебойную поставку товаров, говорят экономисты. И добавляют, при адекватной реакции со стороны Кыргызстана решить назревшую проблему можно оперативно.  Авторы: Азиза Макулбаева, Дана Нуржан, Марат Диханбаев. Астана, Москва.

Источник: http://24.kz/ru/news/economyc/item/201671-pochemu-strany-eaes-ne-v-polnoj-mere-poluchayut-nalog-na-import
Қолданылған материалдарға міндетті түрде www.24.kz сайтына гиперсілтеме берілуі тиіс / Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на www.24.kz

Автор: Айжан Ержанова