Письмо в КГД: вознаграждения по займам

Уважаемые члены АНК!

 

Направляем Вам вопрос члена АНК. В случае, если Вы данный вопрос является интересным и для Вас и Вы бы хотели получить разъяснение КГД МФ РК, просьба написать об этом до 17 февраля  Также будем признательны за предложения по составлению/корректировке текста письма. Проект письма прилагается.

 

Вопрос касательно порядка определения для целей КПН и НДС размера вознаграждений по займам между аффилиированными лицами-резидентами РК.

Положения пункта 1 статьи 86 и пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса для определения размеров дохода в виде вознаграждения и оборота по реализации по вознаграждению отсылают на размер (ставку) вознаграждения, определенный сторонами в договоре займа.

Иной порядок определения дохода может быть применим только в случаях, предусмотренных Законом «О трансфертном ценообразовании» (далее – Закон о ТЦО).

Анализ положений пункта 1 статьи 3 и подпунктов 10), 12) статьи 2 Закона о ТЦО свидетельствует, что корректировки в рамках данного Закона не могут быть произведены в отношении договора займа, заключенного между двумя налогоплательщиками-резидентами РК, поскольку такой договор:

1) не является международной деловой операцией – это не экспорт/импорт, обе стороны являются резидентами РК, сделка совершена в пределах территории РК;

2) не является сделкой, совершаемой на территории РК, непосредственно взаимосвязанной с международной деловой операцией, – рассматриваемая услуга в последующем не будет являться предметом международной деловой операции (т.е. деньги, полученные по договору займа, не будут в дальнейшем переданы в заем нерезиденту или за пределы РК).

 

На основании изложенного просим разъяснить по рассматриваемому случаю следующие вопросы.

  1. Правомерен ли вывод, согласно которому ставка вознаграждения, определенная договором займа, является единственным основанием для определения размеров дохода в виде вознаграждения и оборота по реализации по вознаграждению, даже если такая ставка будет составлять минимальный размер (например, 5 %, 1 % или 0,1 %) и договор займа будет заключен внутри холдинга (т.е. между аффилиированными лицами)?
  2. Возможны ли корректировки ставки вознаграждения для целей налогообложения на основании положений Закона о ТЦО?
  3. Вправе ли органы государственных доходов применять для целей корректировки в рамках Закона о ТЦО (если таковые корректировки правомерны) ставку рефинансирования Национального Банка, являющуюся базовой стоимостью денег в экономике? Или могут быть применены какие-либо другие среднерыночные ставки?