Письмо: несправедливая поправка в 397 ст.

Уважаемые члены АНК!

 

В Налоговый кодекс ст.397 «Имущественный налог» добавлен подпункт:

1-2. В случае проведения налогоплательщиком оценки объекта налогообложения в соответствии с договором между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, налоговой базой по такому объекту налогообложения является его рыночная стоимость, определенная в соответствующем отчете об оценке, но не ниже среднегодовой балансовой стоимости, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.»;

Поправка внесена Законом от 3 декабря 2015 года № 432-V ЗРК  и вступает в силу с 01.01.17 г.

 

По мнению членов АНК: Это ухудшающая положение налогоплательщика норма:

1) Влечет увеличение обязательства по уплате налога на имущество на 40-70%

2) к увеличению расходов налогоплательщиков, которые ведут учет основных средств по балансовой (первоначальной) стоимости.

 

В соответствии с МСФО учет основных средств ведется по первоначальной (балансовой) стоимости либо по справедливой (рыночной) стоимости. В случае, когда учет ведется по балансовой стоимости переоценка основных средств не производится, соответственно, исчислять налог на имущество по стоимости, определенной оценщиком, но не отраженной в учете, очень сложно.

 

Согласно обращениям членов АНК:

  • было направлено письмо в КГД
  • вопрос выносился на круглые столы с КГД МФ РК.

 

ПОЗИЦИЯ КГД:   Пунктом 1 данной статьи установлено, что, если иное не установлено данной статьей, налоговой базой по объектам налогообложения ИП и ЮЛ, указанным в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса, является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета. Вместе с тем, согласно дополнениям вносимым с 1.0.2017г. в данную статью  пунктом 1-2, в случае проведения налогоплательщиком оценки объекта налогообложения в соответствии с договором между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности налоговой базой по такому объекту налогообложения является его рыночная стоимость, определенная в соответствующем отчете об оценке, но не ниже среднегодовой балансовой стоимости, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В связи с чем,  статья 397 Налогового кодекса не противоречит МСФО.

Кроме того, переход на налогообложение коммерческой недвижимости по рыночной стоимости соответствует международному опыт

 

ПОЗИЦИЯ  МФ РК (письмо ДМБУА МФ РК): после появления информации о существенной разнице между справедливой и балансовой стоимостью имущественного комплекса (изменения в бухгалтерских оценках) в целях достоверного представления активов, организации следует внести изменение в учетную политику в части применения модели учета по переоцененной стоимости ко всему классу данных основных средств.

 

Просим Вас до 19 апреля направить в АНК  примеры расчетов по увеличению суммы налога на имущество в случае применения метода переоцененной стоимости, а также замечания и предложения к предлагаемому КГД порядку определения налоговой базы при переоценке объектов.

 

Письмо АНК http://ank.kz/letters/ank/59526/

Ответ КГД МФ http://ank.kz/letters/nk/59962/

Письмо МФ РК  http://ank.kz/letters/nk/60262/

Автор: Айжан Ержанова