Особенности прекращения деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке

25 декабря 2017 года принят Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в новой редакции.

Налоговый кодекс введен в действие с 1 января 2018 года.

Налоговый кодекс предусматривают норму, позволяющую органам государственных доходов прекращать в принудительном порядке деятельность юридических лиц-резидентов, их структурные подразделения, структурных подразделений юридического лица-нерезидента, юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение без открытия структурного подразделения, индивидуальных предпринимателей.

Норма, предусмотренная Налоговым кодексом, способствует формированию актуальной базы данных о субъектах предпринимательства, позволяет исключить налогоплательщиков фактически прекративших осуществление предпринимательской деятельности.

Принудительное прекращение деятельности налогоплательщика проводится посредством подачи в суд искового заявления. При этом, предварительно проводится работа по анализу деятельности субъекта, сбору сведений. Не каждый субъект может быть подвергнут принудительной ликвидации.

Данные налогоплательщики должны одновременно соответствовать следующим условиям:

1) до 1 января календарного года, но не менее срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса:

не представлявшие налоговую отчетность;

не совершавшие экспортно-импортные операции;

не осуществлявшие платежи и (или) переводы денег по банковским счетам, за исключением случаев, если сумма платежа и (или) перевода денег за календарный год не превышает 141-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, а также получения пенсионных и (или) социальных выплат;

не состоявшие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;

2) по состоянию на 1 января календарного года:

не состоящие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;

не приостановившие представление налоговой отчетности в порядке, определенном статьями 213 и 214 настоящего Кодекса;

не имеющие на праве собственности объекты обложения налогами на имущество, транспортные средства, земельным налогом, единым земельным налогом, за исключением объектов обложения указанными налогами с физических лиц;

не имеющие задолженность по социальным платежам;

не имеющие налоговую задолженность по налогам и платежам в бюджет, таможенным платежам и налогам в размере более 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Данные положения не распространяются на налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с Налоговым кодексом, и осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.

Органами государственных доходов ежегодно не позднее 1 марта формируются первоначальный перечень субъектов, соответствующих условиям принудительной ликвидации, и не позднее 1 апреля размещается в средствах массовой информации сформированный перечень субъектов, подлежащих принудительной ликвидации.

В перечне субъектов, подлежащих принудительной ликвидации, указываются:

идентификационного номера (при его наличии);

регистрационного номера налогоплательщика;

фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица либо наименования субъекта;

наименования налогового органа по месту нахождения субъекта;

адреса налогового органа для приема заявлений (претензий) кредиторов и (или) иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в случае принудительной ликвидации (снятия с учетной регистрации, прекращения деятельности) субъекта.

Не позднее 1 мая после размещения в средствах массовой информации сформированного перечня субъектов для получения сведений направляют запросы в: банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, — о платежах и (или) переводах денег; уполномоченные государственные органы — о наличии имущества, транспортных средств, земельных участков; регистрирующий орган — о наличии (отсутствии) сведений в Национальном реестре идентификационных номеров.

С целью исключения нарушения прав кредиторов по отношению к налогоплательщику, подлежащему принудительной ликвидации, заявления (претензии) кредиторов или иных лиц принимаются налоговыми органами с приложением документов, подтверждающих правомерность предъявляемых претензий, до 1 июня календарного года.

 Окончательный перечень субъектов, подлежащих принудительной ликвидации (снятию с учетной регистрации, прекращению деятельности), формируется не позднее 1 июля календарного года, при условии получения сведений, указанных в подпункте 3) пункта 2 настоящей статьи, и отсутствия заявлений (претензий) кредиторов или иных лиц.

Работа налоговых органов по прекращению деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке проводится ежегодно, поскольку исковое заявление для принудительной ликвидации в отношении таких субъектов направляется в суд не позднее 1 сентября календарного года.

 

___________________________

 

Судья СМЭС Карагандинской области

Беккожина А.К.

 

 

 

 

1 октября 2019, 11:37
Источник, интернет-ресурс: https://www.zakon.kz/4988231-osobennosti-prekrashcheniya.html

Автор: Айжан Ержанова