О сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: Возврат НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, и правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 18.03.2022. по 30.06.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки от 29.11.2022г. №463 о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 29 792,5 тыс.тенге

Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для не подтверждения к возврату сумм НДС является нарушение подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, а также Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составила 59 625,6 тыс.тенге: по выявленным нарушениям по результатам отчета «Пирамида» — 40,5 тыс.тенге; по нарушениям, выявленным по результатам применения СУР – 29 792,5 тыс.тенге; по другим причинам – 29 792,5 тыс.тенге (раздел акта 2.13).

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что пунктом 43 Правил возврата превышения НДС и применения системы управления рисками (СУР) в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 установлено, что отчет «Пирамида» формируется при условии, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов Министерства финансов.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

  Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС.

  Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с пунктом 75 пункта 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Кроме того, приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра финансов Республики Казахстан от 22.04.2019г. №370 утверждены Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы.

Согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Кроме того, следует указать, что приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 утверждены Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, а также критериев степени риска (далее – Правила №391).

Правила №391 разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» и устанавливают порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР.

Так, согласно пунктам 11 и 45 Правил №391 при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам.

Пунктом 67 Правил №391 предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида», не подтверждена достоверность сумм НДС.

Тематическая проверка Компании «Т» проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в Декларации по НДС за 2 квартал 2022г. (вх. №04219 от 15.08.2022г.), за период с 01.04.2022г. по 30.06.2022г. в сумме 29 792,5 тыс.тенге.

Основным видом деятельности Компании «Т» является – «Оптовая торговля прочими машинами и оборудованием».

Согласно акту налоговой проверки превышение НДС образовано в связи с приобретением кабельной продукции в Республике Казахстан и реализации этого товара в Российскую Федерацию (РФ). Поставка кабеля произведена Компания «Л» на сумму 29 792,5 тыс.тенге.

Согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее — требование о возврате суммы превышения НДС).

Согласно пункту 38 Правил №391 степень управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391 с учетом внесения изменений и дополнений в соответствии с приказом Министра финансов от 28.03.2022г. №317 (далее – Правила возврата превышения НДС), если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

В рассматриваемом случае, из информации Комитета государственных доходов следует, что критерии степени риска Компания «Т» составили 115 баллов.

Таким образом, суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев риска не превысил порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов Министерства финансов 350 баллов, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска, в этой связи сформирован аналитический отчет «Пирамида по поставщикам».

Пунктом 52 Правил возврата превышения НДС предусмотрено, что при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства.

Из акта налоговой проверки следует, что сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения (СУР), составила 29 792,5 тыс.тенге по поставщику Компании «Л». Расхождение между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по реализации на различных уровнях установлено на сумму 123 563,5 тыс.тенге (наименьшая сумма 29 792,5 тыс.тенге) по следующим поставщикам:

— Компания «И» по данным ЭСФ НДС отнесен в зачет в сумме 101 489,3 тыс.тенге, при этом согласно данным ФНО НДС по реализации отражен в сумме 31 835,4 тыс.тенге, расхождение установлено на сумму 69 654,0 тыс.тенге, направлен запрос в территориальный налоговый орган на устранение нарушений, выявленных по результатам формирования аналитического отчета «Пирамида» (далее – запрос на устранение нарушений) 463-4 от 16.11.2022г.;

— Компанией «К» по данным ЭСФ отнесен НДС в зачет в сумме 641 723,9 тыс.тенге, согласно данным ФНО НДС по реализации отражен в сумме 610 056,1 тыс.тенге, расхождение установлено на сумму 31 667,7 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушений 463-5 от 16.11.2022г.;

— Компанией «Г» по данным ЭСФ отнесен НДС в зачет в сумме 99 054,3 тыс.тенге, согласно данным ФНО НДС по реализации отражен в сумме 79 226,7тыс.тенге, расхождение установлено на сумму 19 827,6 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушений 463-6 от 16.11.2022г.;

— Компанией «И» по данным ЭСФ отнесен НДС в зачет в сумме 68 593,9 тыс.тенге, согласно данным ФНО НДС по реализации отражен в сумме 67 130,5 тыс.тенге, расхождение установлено в сумме 1 463,3 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушений 463-7 от 16.11.2022г.;

— Компанией «A» по данным ЭСФ отнесен НДС в зачет в сумме 315 223,9 тыс.тенге, согласно данным ФНО НДС по реализации отражен в сумме 314 412,6 тыс.тенге, расхождение установлено в сумме 811,3 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушений 463-8 от 16.11.2022г.;

— Компанией «S» по данным ЭСФ отнесен НДС в зачет в сумме 2 593,5 тыс.тенге, согласно данным ФНО НДС по реализации отражен в сумме 2 459,2 тыс.тенге, расхождение установлено в сумме 134,3 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушений 463-9 от 16.11.2022г.;

— Компанией «D» по данным ЭСФ отнесен НДС в зачет в сумме 22 113,7 тыс.тенге, тогда как согласно данным ФНО НДС по реализации отражен в сумме 22 108,8 тыс.тенге, расхождение установлено в сумме 4,9 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушений 463-10 от 16.11.2022г.;

— Компанией «As» по данным ЭСФ отнесен НДС в зачет в сумме 13 511,3 тыс.тенге, согласно данным ФНО НДС по реализации отражен в сумме 13 510,9 тыс.тенге, расхождение установлено в сумме 0,4 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушений 463-11 от 16.11.2022г.

Таким образом, учитывая нормы пункта 1 статьи 152 Налогового кодекса и Правил возврата превышения НДС, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 29 792,5 тыс.тенге в связи с применением СУР по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно доводов Компании «Т» по неподтверждению к возврату сумм превышения НДС в связи с непредставлением документов следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке.

Для целей настоящей главы перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, установленными пунктом 4 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 4 статьи 387 Налогового кодекса при перевозке грузов в международном автомобильном сообщении подтверждающими международные перевозки документами являются — товарно-транспортная накладная.

Пунктом 1 статьи 447 Налогового кодекса установлено, что документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее — договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;

2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии либо в электронной форме);

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.

Согласно Конвенции о договоре международной перевозки грузов (далее — Конвенция) основным документом международной автомобильной перевозки грузов является международная товарно-транспортная накладная (далее — CMR), который заполняется отправителем в соответствии с условиями Конвенции, в бланк вносятся строго определенные сведения в отведенные для этого пронумерованные графы и поля.

Так, пунктом 6 Конвенции установлено, что CMR должна содержать следующие данные:

a) место и дата ее составления;

b) имя и адрес отправителя;

c) имя и адрес транспортного агента;

d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;

e) имя и адрес получателя;

f) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;

g) число грузовых мест, их особая разметка и номера;

h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

i) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);

j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие;

к) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.

Согласно пояснению налогового органа грузоперевозчиком является Компания «Д», основным видом деятельности которого является прочая почтовая и курьерская деятельность. В рассматриваемом случае между Компанией «Т» и Компанией «Д» заключен Договор №10348-ДП-2022 от 14.04.2022г. на оказание услуг почтовой связи. В договоре не раскрыта существенная информация о перевозимом грузе, не оговорена стоимость поставки, порядок и условия поставки. Предмет договора — осуществление услуг по пересылке документов, посылок и других грузов. Согласно пункту 4.17 договора клиент несет ответственность за правильность и точность данных, указанных в накладной, к проверке накладные не представлены.

В пояснении налогового органа также указано, что согласно ИС ЭСФ Компанией «Д» в адрес Компании «Т» выписаны 2 счет-фактуры от 16.06.2022г. на сумму 154,4 тыс.тенге, от 23.06.2022г. на сумму 8,6 тыс. тенге на оказание услуг по пересылке документов, посылок и других грузов. При этом отмечено, что на сайте www.dpd.kz имеется автоматический калькулятор расчета стоимости цены услуг Компании «Д». При внесении данных о перевозимом грузе сумма оплаты, произведенная Компанией «Т», за оказанные услуги не соответствует данным, отраженным в выставленных счет-фактурах.

Согласно пояснению налогового органа в акте налоговой проверки некорректно указан пункт 2 статьи 442 Налогового кодекса об отсутствии документа талона о прохождении государственного контроля.

Из пояснения налогового органа следует, что в ходе проведения проверки Компанией «Т» для подтверждения экспорта за проверяемый период представлены CMR не в полном объеме, представлены только копии двух CMR:

— CMR №127, получателем по которой является компания  «Т», (РФ) вид перевозимого товара кабель в количестве 4,18 м.куб., весом 831,5 кг, перевозчиком является Компания «Д»;

— CMR №127, получателем по которой является компания «Т», (РФ), вид перевозимого товара кабель в количестве 0,92 м.куб., весом 198 кг, перевозчиком является Компания «Д».

В данных CMR имеются нарушения в части заполнения, то есть  отсутствуют сведения:

-графа 10 — код ТН ВЭД;

-графа 16 — реквизиты транспортной компании, юридический адрес и печать организации;

-графа 23 — номер путевого листа, ФИО водителя и штамп;

-графа 25, 26 — время прибытия, регистрационный номер автотранспортного средства (полуприцепа в случае если был), марка автотранспортного средства;

-графа 24 – дата и время разгрузки, который заполняется грузопалучателем.

Следует отметить, что Компанией «Т» к жалобе кроме указанных CMR приложены следующие CMR:

1) CMR №127, получателем по которой является Компания «С», вид перевозимого товара кабель в количестве 4,74 м. куб., весом 2000,460 кг, перевозчиком является Компания «Д»;

2) CMR №127, получателем по которой является Компания «К», вид перевозимого товара кабель в количестве 8,88 м. куб., весом 1901,450 кг, перевозчиком является Компания «Д»;

3) CMR №127, получателем по которой является Компания «ГК», Компания «Т», (РФ), вид перевозимого товара кабель в количестве 0,13 м. куб., весом 41,35 кг, перевозчиком является Компания «Д»;

4) CMR №127, получателем по которой является Компания «Э», Компания «Т», (РФ), вид перевозимого товара кабель в количестве 8,05 м. Куб, весом 2013,310 кг, перевозчиком является Компания «Д».

5) CMR №127, получателем по которой является Компания «Э», Компания «Т», (РФ), вид перевозимого товара кабель в количестве 0,88 м. куб, весом 230,4 кг, перевозчиком является Компания «Д».

6) CMR №127, получателем по которой является Компания «Э», компания «Т», (РФ), вид перевозимого товара кабель в количестве 0,78 м. куб, весом 115 кг, перевозчиком является Компания «Д».

В приложенных к жалобе CMR также не заполнены графы:

— 10 «Код ТН ВЭД»;

— 15 «Условия оплаты»;

— 16 «Реквизиты перевозчика с печатью перевозчика»;

— 19 «Подлежит оплате» (отправитель, валюта, получатель);

— 20 «Особые согласованные условия» (обязательные платежи, сумма уплаты, срок доставки, особенности страхования груза);

— 22 «Прибыл под погрузку» (___час. ___мин.);

— 23 «Путевой лист» (номер, дата ФИО водителя и штамп);

— 24 «Груз получен» (Прибытие под разгрузку ____час ___мин)

— 25, 26 — время прибытия, регистрационный номер автотранспортного средства (полуприцепа в случае если был), марка автотранспортного средства.

Таким образом, учитывая статьи 387, 447 Налогового кодекса, нормы Конвенции, представленные Компанией «Т» CMR не содержат полной информации.

С учетом изложенного, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 29 792,5 тыс.тенге на основании подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и пунктов 52 и 67 Правил №391 по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Автор: Айгуль Баширова