О начислении корпоративного подоходного у источника выплаты (КПН) и уменьшения убытка

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН, уменьшение убытка

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного у источника выплаты (КПН) и уменьшения убытка.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 06.06.2022г. по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 37 881,6 тыс.тенге, пени в сумме 5 384,7 тыс.тенге и уменьшении убытка в сумме  157 211,7 тыс.тенге..

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что Компания «А» в период 2012-2019гг. имело в собственности здание. В сентябре 2019 года  Компания «А» учредило ТОО «Б» и в качестве взноса в уставный капитал внесло активы на сумму 751 982,8 тыс.тенге и денежные средства в сумме 317,2 тыс.тенге. Сумма внесенных активов определена согласно оценочной стоимости по состоянию на сентябрь 2019 года.

Далее, в жалобе отмечено, что с целью скорого достижения прибыльности для целей исчисления КПН Компания «А» в период 2013-2018гг. применило нулевую ставку по амортизации фиксированных активов I группы, несмотря на то, что здание использовалось в предпринимательской деятельности. В случае начисления амортизационных отчислений по данным активам сумма по ним, по мнению Компания «А», была бы отнесена на вычеты в налоговом учете.

При этом, Компания «А» отмечает, что применение нулевой ставки по амортизационным отчислениям фиксированных активов I группы не противоречит положениям налогового законодательства, что подтверждается результатами комплексной проверки за период 2013-2017гг. (Акт от 15.08.2018г. №396) в ходе проведения которой, нарушения в указанной части не установлены.

Кроме того, по мнению Компании «А», орган государственных доходов в ходе проверки необоснованно применил предельную норму амортизационных отчислений I группы в размере 10%  и необоснованно произвел расчеты амортизационных отчислений за период 2013-2018гг. выходя за рамки исковой давности.

Из акта налоговой проверки следует, что Компания «А» в нарушение статьи 234 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. в совокупный годовой доход за 2019 год не включен доход от выбытия фиксированных активов в сумме 213 892,9 тыс.тенге, а также в нарушение статьи 271 Налогового кодекса не отнесены на вычеты амортизационные отчисления в сумме 24 256,6 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии со статьей 234 Налогового кодекса, если стоимость выбывших фиксированных активов подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам), определенная в соответствии со статьей 270 настоящего Кодекса, превышает стоимостный баланс подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в налоговом периоде, а также последующих расходов, произведенных в налоговом периоде и учитываемых в соответствии с пунктом 2 статьи 272 Налогового кодекса, величина превышения подлежит включению в совокупный годовой доход. Стоимостный баланс данной подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на конец налогового периода становится равным нулю.

Доход от выбытия фиксированных активов признается в налоговом периоде, в котором произошло выбытие таких активов в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса.

Учет фиксированных активов и вычеты по ним в целях исчисления КПН регламентированы параграфом 3 главы 28 Налогового кодекса.

Так, согласно пункту 3) статьи 265 Налогового кодекса вычету подлежат амортизационные отчисления, исчисленные в соответствии со статьей 271 Налогового кодекса.

В соответствии с нормами статьи 267 Налогового кодекса учет фиксированных активов осуществляется по группам, формируемым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования (I, II, III и IV группы).

Каждый объект I группы приравнивается к подгруппе.

По каждой подгруппе (группы I), группе на начало и конец налогового периода определяются итоговые суммы, называемые стоимостным балансом подгруппы (группы I), группы.

Стоимостный баланс I группы состоит из стоимостных балансов подгрупп по каждому объекту основных средств и стоимостного баланса подгруппы, сформированного в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса.

Остаточной стоимостью фиксированных активов I группы является стоимостный баланс подгрупп на начало налогового периода, учитывающий корректировки, произведенные в налоговом периоде согласно статье 272 Налогового кодекса.

Фиксированные активы учитываются:

1) по I группе — в разрезе объектов фиксированных активов, каждый из которых образует отдельную подгруппу стоимостного баланса группы;

2) по II, III и IV группам — в разрезе стоимостных балансов групп.

Поступившие фиксированные активы увеличивают соответствующие балансы подгрупп (по I группе), групп (по остальным группам) на стоимость, определяемую в соответствии со статьей 268 Налогового кодекса, в порядке, определенном настоящей статьей.

Выбывшие фиксированные активы уменьшают соответствующие балансы подгрупп (по I группе), групп (по остальным группам) на стоимость, определяемую в соответствии со статьей 270 настоящего Кодекса, в порядке, определенном настоящей статьей.

Стоимостный баланс подгруппы (группы I), группы на начало налогового периода определяется как:

стоимостный баланс подгруппы (группы I), группы на конец предыдущего налогового периода

минус

сумма амортизационных отчислений, исчисленных в предыдущем налоговом периоде,

минус

корректировки, производимые согласно статье 273 Налогового кодекса.

Значение стоимостного баланса подгруппы (группы I), группы на начало налогового периода не должно быть отрицательным.

Стоимостный баланс подгруппы (группы I), группы на конец налогового периода определяется как:

стоимостный баланс подгруппы (группы I), группы на начало налогового периода

плюс

поступившие в налоговом периоде фиксированные активы

минус

выбывшие в налоговом периоде фиксированные активы

плюс

корректировки, производимые согласно пункту 2 статьи 272 Налогового кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 270 Налогового кодекса при передаче фиксированных активов в качестве вклада в уставный капитал стоимостный баланс подгруппы (группы) уменьшается на стоимость, определяемую в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Пунктами 1 и 2 статьи 271 Налогового кодекса предусмотрено, что стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Амортизационные отчисления по каждой подгруппе, группе определяются путем применения указанных в налоговом регистре по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам норм амортизации, которые не должны превышать предельные нормы, установленные настоящим пунктом, к стоимостному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода.

При этом предельная норма амортизации по I группе «Здания, сооружения, за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств» составляет 10 процентов.

Кроме того, следует указать, что согласно нормам статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно и (или) через уполномоченного представителя участников договора о совместной деятельности, ответственного за ведение сводного налогового учета, организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение налогового периода;

2) расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности;

3) достоверное составление налоговой отчетности;

4) предоставление информации налоговым органам для налогового контроля.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налоговой учетной политикой — документом, утвержденным налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно с учетом требований настоящего Кодекса.

Таким образом, указанными нормами Налогового кодекса предусмотрено, что:

— доход от выбытия фиксированных активов определяется как разница между стоимостью выбывших фиксированных активов подгруппы I группы и стоимостным балансом подгруппы на начало налогового периода;

— стоимостной баланс подгруппы на начало налогового периода определяется по данным бухгалтерского учета с учетом порядка ведения налогового учета, установленного налоговой учетной политикой налогоплательщика;

— амортизационные отчисления определяются путем применения указанных в налоговом регистре по фиксированным активам норм амортизации, которые не должны превышать предельные нормы.

В рассматриваемом случае, Компания «А» учредило в сентябре 2019 года ТОО «Б» и в качестве взноса в уставной капитал внесло активы – здание «Б» на сумму 751 665,6 тыс.тенге (стоимость здания «Б» – 678 821,1 тыс.тенге, доля в земельном участке – 28 431,5 тыс.тенге, земельный участок – 18 143,1 тыс.тенге, прочие основные средства – 26 269,7 тыс.тенге) и денежные средства в сумме 317,2 тыс.тенге.

Из акта проверки следует, что согласно налоговому регистру «Доход от выбытия фиксированных активов» за 2019 год доход от выбытия фиксированного актива административное здание «Б» составил сумму 222 389,4 тыс.тенге, первоначальная стоимость здания составила сумму 456 431,7 тыс.тенге, стоимость реализации составила сумму 678 821,1 тыс.тенге.

В ходе налоговой проверки произведен перерасчет балансовой стоимости актива административное здание «Б» на начала налогового периода 2019 года, с учетом исчисления амортизационных отчислений по ставке 10 процентов за период 2013-2018гг. По итогам пересчета балансовая стоимость данного актива на начало 2019 года составила сумму 242 566,5 тыс.тенге.

По результатам проверки исчислены амортизационные отчисления по фиксированному активу – административное здание «Б» в сумме 213 865,2 тыс.тенге, в том числе за 2013 год в сумме 45 643,1 тыс.тенге, за 2014 год в сумме 41 078,8 тыс.тенге, за 2015 год в сумме 36 970,9 тыс.тенге, за 2016 год в сумме 33 273,8 тыс.тенге, за 2017 год в сумме 29 946,4 тыс.тенге, за 2018 год в сумме 26 951,8 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам проверки доход от выбытия данного актива определен в сумме 436 254,6 тыс.тенге (678 821,1 — 242 566,5) или увеличен на сумму 213 865,2 тыс.тенге.

Вместе с тем по результатам проверки за 2019 год увеличены вычеты по амортизационным отчисления в сумме 24 256,6 тыс.тенге по фиксированному активу – административное здание «Б».

В обосновании произведенных корректировок в акте проверки указано, что в соответствии с пунктами 50 и 55 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» амортизируемая величина актива подлежит равномерному погашению на протяжении срока полезного использования этого актива.

Начисление амортизации не прекращается даже в случае простоя актива или прекращения активного использования актива, за исключением случаев, когда актив полностью амортизирован (только если не применяется метод амортизации на основе использования актива, тогда сумма амортизационного отчисления может быть равна нулю, если актив не участвует в процессе производства.

В акте проверки отмечено, что действующие стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности запрещают не начислять амортизационные отчисления по активам, используемым в предпринимательской деятельности и генерирующие выгоду.

В данном случае необходимо отметить, что в представленной в ходе рассмотрения жалобы Компанией «А» учетной налоговой политике от 05.01.2009г. (с учетом внесения изменений и дополнений от 20.12.2012г., от 20.12.2013г. и от 06.01.2014г.) предусмотрено, что начиная с 2012 года применение нормы амортизационных отчислений по I группе фиксированных активов в размере ноль процентов.

Таким образом, учитывая нормы статьей 190, 234, 267, 270 Налогового кодекса, применение Компанией «А» нормы амортизации в размере ноль процентов к I группе фиксированных активов, предусмотренной налоговой учетной политикой, определение балансовой стоимости административного здания «Б» на начало 2019 года в сумме 456 431,7 тыс.тенге и, соответственно, дохода от его выбытия в сумме 222 389,4 тыс.тенге, является обоснованными.

Кроме того, необходимо отметить,  что согласно предписанию №174 от 10.06.2022г. на проведение налоговой проверки подлежал проверки период с 01.01.2019г. по 06.06.2022г., следовательно, расчет, произведенный в ходе проверки, балансовой стоимости административного здание «Б» с учетом исчисления амортизационных отчислений за 2013-2018гг. является необоснованным.

Также, следует указать, что Департаментом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» за период с 01.01.2013г. по 31.12.2017г. (Акт проверки от  15.08.2018г. №395), согласно которой нарушений в части определения вычетов по фиксированным активам и амортизационным отчислений не установлено.

На основании вышеизложенного, учитывая нормы статей 190, 234 и 271 Налогового кодекса, увеличение за 2019 год дохода от выбытия фиксированных активов в сумме 213 865,2 тыс.тенге и вычетов по амортизационным отчислениям в сумме 24 256,6 тыс.тенге, и соответствующее начисление КПН и уменьшение убытка по результатам налоговой проверки являются необоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа в обжалуемой части не правомерными.

Автор: Айгуль Баширова