Новости компании KPMG

 Открытые вопросы предоставления займов юридическими лицами

Айман Жекеева, доктор права, старший юрист  департамента налогового и юридического консультирования KPMG в Казахстане и Центральной Азии

В своей хозяйственной деятельности компании нередко прибегают к займам, получая их как от банков, так и от других компаний. Хотелось бы обратить внимание на некоторые вопросы законодательства в области займов, предоставляемых юридическими лицами.

По факту казахстанское законодательство в зависимости от субъекта- кредитора выделяет банковские займы, микрокредиты, государственные займы и иные займы. Вопрос государственных займов и займов от физических лиц мы не затрагиваем в этой статье.

В соответствии с Гражданским Кодексом РК в целом предусмотрена возможность получения и предоставления займов между разными субъектами.[1]

Законодательством предусмотрено специальное регулирование для банков и микрофинансовых организаций. Банковские займы предоставляются банками. Официальный статус банка определяется государственной регистрацией юридического лица в качестве банка в регистрирующих органах.[2] Осуществление банками заемных операций является лицензируемой деятельностью. Микрокредиты предоставляются микрофинансовыми организациями. Официальный статус микрофинансовой организации также определяется государственной регистрацией в органах юстиции и прохождением учетной регистрации.[3] Микрофинансовая организация предоставляет микрокредиты в размере, не превышающем восьмитысячекратного размера месячного расчетного показателя на одного заемщика.[4] Предоставление микрокредитов не рассматривается как банковская операция и такая деятельность не подлежит лицензированию.

В отношении же иных займов, предоставляемых не банками и не микрофинансовыми организациями, предусмотрены отдельные положения в законодательстве, к примеру, касающемся некоторых квазигосударственных компаний. Так, Закон Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» предусматривает возможность для организаций, входящих в группу Фонда, предоставлять иным организациям кредиты (займы) в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности.[5]

Что касается прямого регулирования деятельности иных субъектов, которые могут выступать потенциально займодателями, законодательство ограничено общей вышеупомянутой нормой Гражданского кодекса. Одновременно Гражданский кодекс предусматривает общую норму, что за пользование предметом займа заемщик выплачивает вознаграждение заимодателю в размерах, определенных договором[6]. Ограничений в части запрета на получение вознаграждения иными субъектами, кроме банков и микрофинансовых организаций, законодательство не содержит.

На практике сложилась ситуация, когда юридические лица, не являющиеся банками и микрофинансовыми организациями, предоставляют займы в качестве своей основной деятельности и получают свой основной доход от получения соответствующего вознаграждения. По факту в своей деятельности они ограничены только невозможностью привлечения денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности.[7] Такие компании не являются финансовыми организациями,[8] предоставление ими займов не охватывается понятием «финансовые услуги»[9], и, соответственно, государственный финансовый контроль и надзор на такие компании также не распространяется.

Таким образом компании по сути предоставляют услуги финансового характера, но не являются субъектами ни банковского законодательства, ни законодательства о микрофинансовых организациях, ни иного специального регулирования.

Как понимаем, общая логика регулирования предоставления займов юридическими лицами должна сводиться к следующему: в качестве своей основной деятельности юридическое лицо может  предоставлять займы  либо в рамках законодательства о микрофинансовых организациях, либо банковского законодательства; в качестве не основной деятельности предоставление займов должно осуществляться в соответствии с общими нормами Гражданского кодекса. В связи с чем, полагаем необходимо законодательно урегулировать имеющиеся пробелы в части предоставления займов иными юридическими лицами, не являющимися банками и микрофинансовыми организациями и не охваченными нормами специальных законов.

[1] Статья 715 Гражданского кодекса Республики Казахстан

[2] П.2 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»

[3] П.7 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года № 56-V «О микрофинансовых организациях» (далее- Закон о микрофинансовых организациях)

[4] П.1 статьи 3 Закона о микрофинансовых организациях

[5] Статья 20 Закона «О Фонде национального благосостояния» от 1 февраля 2012 года № 550-IV

[6] П.1 статьи 718 Гражданского кодекса Республики Казахстан

[7] П.3 статьи 715 Гражданского кодекса Республики Казахстан

[8] П.4 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 474-II «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» (далее- «Закон о государственном регулировании»)

[9] П.6 статьи 1 Закона о государственном регулировании

Автор: Айжан Ержанова