Налог на сахар: производители боятся негативных последствий

По мнению бизнеса ожидаемого эффекта эта мера не даст

Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков заявила, что предлагаемый налог на сахаросодержащие напитки не окажет ожидаемого эффекта при сборе налогов и не улучшит здоровье населения, передает LS

Производители назвали этот платеж дискриминационным, так как объектом налогообложения выбирается только индустрия напитков.

По мнению ассоциации, новый налог может привести к временному снижению продаж (на 3-5%). Однако, как показывает опыт других стран, через два-три года потребление может вернуться к прежнему уровню. 

Всемирный банк предлагает Казахстану первому в регионе оценить целесообразность введения налогообложения на сахаросодержащие напитки. Однако производители просят чиновников не торопиться. 

«Для нас очевидно, что лидерство в этом вопросе однозначно негативно отразится на конкурентоспособности казахстанских производителей и собираемости налоговой базы. Казахстанская отрасль безалкогольных напитков работает в условиях жесткой конкурентной среды. Введение налога на территории РК приведет к заполнению отечественного рынка напитками из стран СНГ», – уверяет ассоциация. 

По словам производителей, так как маржа в этой отрасли очень низкая, они будут вынуждены перекладывать бремя налога на плечи потребителей, иначе производство становится нерентабельным. Именно это и произошло в тех странах, где уже был введен налог.

«В такой ситуации страдают прежде всего менее обеспеченные слои населения. То, что продажи напитков снижаются в результате введения налога, вовсе не означает, что здоровье потребителей от этого улучшается. Это может означать, что потребители переключаются на другие сладкие продукты или же начинают покупать более дешевые и зачастую менее качественные напитки. Например, в одном из штатов Америки после введения налога на газированные напитки было обнаружено, что потребители со средним и высоким доходом переключились на фруктовые соки, смузи и молочные коктейли, которые гораздо калорийнее газировки», – заявили в объединении. 

Кроме того, эффект от введения налогов в «оздоровление населения», по мнению производителей, также вызывает вопросы.

«На сегодня нет научно обоснованных данных, подтверждающих взаимосвязь роста неинфекционных заболеваний с употреблением сахаросодержащих безалкогольных напитков. Согласно исследованиям, проведенным в России, где привычки питания схожи с казахстанскими, 55% потребляемого населением сахара составляет сахар в чистом виде. На индустрию безалкогольных напитков в России приходится лишь 1,5% от всего потребления сахара. То есть вклад безалкогольных напитков в общую калорийность незначителен. Большинство калорий человек получает из продуктов питания, не подпадающих под предлагаемый налог, а следовательно введение этого платежа не повлияет на структуру потребления калорий среднестастического человека. Риски могут быть только при злоупотреблении этой категорией напитков», – заявили производители.

Если Всемирный Банк утверждает, что многие страны, включая США, Эстонию уже ввели налоги на сахаросодержащие для снижения бремени неинфекционных заболеваний на государственное здравоохранение и повышения производительности экономики. Однако ассоциация отметила, что на самом деле речь идет об очень малом числе штатов в США.

«Многие штаты рассматривали такую возможность, но отказались от нее после анализа потенциальных последствий, который показал экономическую неэффективность данной меры. Эстония, как и Штаты, рассматривала данную меру, но признала ее неэффективной и не ввела налог», – заявили в ассоциации.

По словам производителей, также некорректно утверждать, что рост цен и снижение спроса на сахаросодержащие напитки после введения налога не отражается на рабочих местах или производстве в смежных секторах промышленности и розничной торговле.

Так в Великобритании после введения подобного налога правительство установило, что повышение цен на безалкогольные напитки вызванный увеличением фискальной нагрузки повысит инфляцию, что в свою очередь, увеличит объем государственных платежей, связанных с инфляцией, примерно на 1 млрд фунтов стерлингов в течение 2018-2019 годов, что оказалось больше полученных от него доходов.

В ЮАР такой налог по прогнозам аналитиков мог спровоцировать потерю 62-72 тыс. рабочих мест и поставить под угрозу создание запланированных 18-28 тыс. новых мест в отрасли в течение трех лет.

А в Мексике, по словам ассоциации, такой налог вызвал сокращение почти 11 тыс. рабочих мест на производстве.

«При этом сокращение потребления калорий оказалось минимальным, а положительного эффекта для здоровья населения вообще не было достигнуто», – заявили производители.

Ранее LS писал о том, что Всемирный банк проанализировал эффект от внедрения предлагаемого Минздравом налога на сахаросодержащие продукты и заявил, что этот платеж может генерировать до 182 млрд тенге (0,25% ВВП) к 2022 году. Кроме того, новый налог назвали эффективной меры по снижению бремени неинфекционных заболеваний на государственное здравоохранение. Также стало известно, что в Казахстане хотят ввести налог на продукты с повышенным содержанием соли и сахара. Как заявили в министерстве национальной экономики, такое предложение уже внесло в правительство министерство здравоохранения.

Алина Есеналина
31 января 2020 года



Источник: https://lsm.kz/proizvoditeli-napitkov-somnevaetsya-v-effektivnosti-naloga-na-sahar
© LS
Все права защищены.
При использовании материалов LS в любых целях, кроме личных, гиперссылка на web-site LSM.kz обязательна

Автор: Айжан Ержанова