МСБ надоела алкогольная зависимость.

Предприниматели настаивают на пересмотре законодательства, регулирующего алкогольный рынок.

 

С 2015 года в Уральске закрылись почти половина небольших магазинов, имевших в своем ассортименте алкогольную продукцию. Предприниматели возвращают дорогие лицензии, часть из них закрывают свой бизнес в секторе торговли, не выдерживая конкуренции с супермаркетами и теневой торговлей.

На совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции РПП «Атамекен» Западно-Казахстанской области подробно рассмотрели вопрос реализации алкогольной продукции малым бизнесом.

Его представители также требуют признать ошибкой парламента, что в закон о лицензировании включили требование выдавать государственное разрешение не только на производство, но и на розничную реализацию пива.

Где градус?
В небольших уральских магазинах, расположенных чаще всего на квадратуре в 45-50 метров, оборот алкогольной продукции осуществляется за счет пива, утверждают предприниматели.

«С 2015 года было принято не менее пяти законов. Согласно Закону „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“, четко определено, какие виды алкогольной продукции относятся к таковой: водка, ликероводочная, слабоградусная алкогольная продукция, виноматериалы, коньяк, бренди и пиво. Когда же перечисляют все эти наименования продукции с конкретным градусом, у пива он не указывается. К примеру, говорится о водке — от 40 градусов и выше, бренди — до 60 градусов и так далее, а о пиве: „алкогольная продукция, насыщенная двуокисью углерода, получаемая путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами“. Где же градус, из-за которого пиво отнесено к алкогольной продукции?» — спрашивает бизнесмен Айгуль Туркина.

«Из всех видов алкогольной продукции, за реализацию которой мы вынуждены платить лицензионный сбор, у нас в ходу только пиво. Более дорогостоящее спиртное покупают лишь на праздники», — подтверждает и владелица небольшого магазина в Уральске Ирина Ковалева.

При этом при получении лицензии предприниматель обязан предоставить в управление госдоходов договоры с местным водоканалом, энергетиками, подтвердить наличие канализации в стационарном помещении.

«Почему именно реализацию алкогольной продукции должны сопровождать эти договоры с коммунальщиками?» — недоумевает Айгуль Туркина.

Она отметила небольшой плюс в обновленном законодательстве.

«Хорошо, что ввели отчуждаемую лицензию — если я отдаю магазин другому арендатору, ему не придется снова платить лицензионный сбор за алкоголь в 100 МРП (226900 тенге)», — говорит предприниматель.

«Когда мы получаем лицензию для открытия нового объекта, платим 100 МРП. И за лицензионный сбор снова платим 100 МРП. Причем если в бизнесе есть градация на крупный, средний и малый, то в лицензиях такой градации на слабоалкогольную, крепкоалкогольную или иную нет. Почему-то в соседней России лицензии на пиво нет, у нас есть. Летом, да и в связи с социальным положением наш народ водку и коньяк почти не пьет, покупают пиво, энергетики. За счет этих напитков и идет оборот. Зимой у нас почти тишина, продажи идут в теплое время года», — рассказала Айгуль Туркина.

Крик души
Лицензионный сбор за реализацию алкогольной продукции поставил в неравные условия крупный и малый бизнес, считают представители МСБ. Гипермаркеты и мелкие магазины в черте города платят за лицензионный сбор одинаково — 100 МРП. При этом, если у малого предпринимателя два-три магазина площадью 50 кв. м, он обязан на каждую торговую точку приобретать новую лицензию, возмущались бизнесмены на совете прав предпринимателей. Все это привело к закрытию или перепрофилированию магазинов.

«После введения нового закона с 1 января 2015 года в том же году сдали лицензии на реализацию алкогольной продукции 14 лицензиаров, а в текущем уже около 600! (по ЗКО. — Авт.)», — акцентирует внимание Айгуль Туркина.

Она рассказала и о других расходах малого бизнеса.

«Дайте малому бизнесу возможность дышать. Глушат малый бизнес постоянно повышающимися тарифами на комуслуги и прочее, прибавили цены поставщики продукции. При этом в малом бизнесе за сдельную зарплату люди работать не хотят — ни продавцами, ни техническим персоналом. Чтобы удержать работников, мы оплачиваем трудовые отпуска, теперь еще и медицинское страхование будем оплачивать. Где экономисты, которые подсчитают все реальные расходы малого бизнеса? Эти расходы в учет нигде не берут, и в итоге малый бизнес сворачивает деятельность. А ведь сейчас столько программ по поддержке бизнеса, и каждый хотел бы развиваться. Можно построить рядом с магазином шашлычную или открыть казахский „Макдональдс“ с национальными блюдами, — говорит предпринимательница. — Надо все-таки ввести градацию между крупным, средним и малым бизнесом, реализующим алкогольную продукцию. Есть разница между оптовым магазином и небольшим магазином, отсутствие разницы считаю социальной несправедливостью».

Малый бизнес — это фундамент, от которого зависит экономика страны, и если ему дать немного воли, он начнет интегрировать свежие идеи, уверена она.

«Из-за загрузки кредитами и другими обязательствами мы не можем иметь свободных от оборота денег. Зарабатываем только на проживание», — утверждают представители малого бизнеса.

Председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции РПП ЗКО Хайдар Капанов отметил, что вопрос о внесении градации в лицензионный сбор за алкогольную продукцию в нацпалату «Атамекен» был передан еще в ноябре 2015 года.

«Этот вопрос был внесен в реестр проблем нацпалаты. Но через два года мы вновь выносим его на рассмотрение, так как он не решен и до сих пор волнует предпринимателей», — говорит заместитель директора РПП ЗКО Нуржан Максотов.

«Вопросы малого бизнеса упираются в законодательство. Наверняка, следует пересмотреть размер лицензионного сбора в зависимости от оборота продукции», — полагает депутат Западно-Казахстанского областного маслихата Алия Салиева.

«Дифференцированный подход нужен, — считает заместитель прокурора ЗКО Тажиден Найманов. — Единая сумма в размере 226 тысяч тенге, конечно, несправедлива и для оптовых баз, и для супермаркетов, и для магазинов, расположенных на 50 квадратных метрах. Наверняка, эти и другие выплаты не дают развиваться малому бизнесу» .

«Мы уже предлагали ввести градацию лицензионного сбора в зависимости от объема реализуемой продукции. Налоговые инспекторы знают точно, какой объем алкогольной продукции реализуют в торговых точках, у них на учете каждая единица алкоголя, — заметила руководитель Центра малого бизнеса ЗКО Шолпан Махмудова. — Лицензия выдается на магазин. Если у предпринимателя два магазина, он должен купить две лицензии, хотя по закону лицензия — это право на занятие определенной деятельностью. При этом строители возводят объекты в разных районах города, но приобретают одну лицензию. Но малый бизнес на один вид деятельности должен выкупить лицензию несколько раз».

 Подпольная конкуренция
В районах Западно-Казахстанской области набирает обороты теневой алкогольный бизнес. По словам директора филиала Палаты предпринимателей Зеленовского района Асель Карткужаковой, иНачало формы«меются множественные факты реализации алкогольной продукции физическими лицами из частных домов. В связи с этим возникают проблемы у магазинов и законно работающих индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию и не торгующих в неположенное время. Закупленный товар задерживается на складах и прилавках магазинов.

«Совместно с сотрудниками Управления госдоходов нашей районной палатой были сформулированы конкретные предложения и направлены в областную палату. Предлагаем ввести поправки в Кодекс РК об административных правонарушениях в части ответственности за занятие предпринимательской и иной деятельностью без регистрации, разрешения физическими лицами. То есть увеличить штрафные санкции именно на физические лица», — отметила директор филиала РПП.

Она также обратила внимание, что наложение административного взыскания на физических лиц в размере 15 МРП (34035 тенге) за занятие предпринимательской деятельностью без регистрации и реализацию алкогольной продукции несоизмеримо с оплатой лицензии 30 МРП (68070 тенге) в поселках и 70 МРП (158830 тенге) в селах.

«Предлагаем внести поправки в Закон „О государственном регулировании оборота алкогольной продукции“, а именно: оптовым складам, имеющим лицензию на оптовую реализацию алкогольной продукции, запретить реализацию физическим лицам, не имеющим лицензии», — настаивает Асель Карткужакова.

Такая же ситуация, по ее словам, и в других районах ЗКО.

С цифрами не поспоришь
В текущем году в Западно-Казахстанской области ведут деятельность 1655 реализаторов алкогольной продукции, из них в Уральске — около 780 объектов. До момента введения лицензионного сбора насчитывалось 4104 объекта, после 1 января 2015 года число их сразу же сократилось до 2695, информировали в департаменте государственных доходов ЗКО.

В департаменте также подтвердили, что многие бизнесмены причиной отказа от лицензии на реализацию алкогольной продукции указали высокие ставки лицензионного сбора.

Источником материалов является [url]http://abctv.kz/ru[/url]

Автор: Станислав Измайлов